decor
Следите за нашими новостями

BOUDIN Léonard, Туалетный столик

Туалетный столик
  • Артикул 1852

+ лот 1031
Coiffeuse en bois de placage.
Estampillée BOUDIN JME.
Epoque Louis XV.
H. 73,5 x L. 86 x P. 50 cm

Поделиться:

Информация об авторе

БУДЕН Леонар
1735 – 20 ноября 1807
Получил звание мастера 4 марта 1761 года.
Будучи выходцем из семьи со скромным достатком, он успешно практикуется в своей профессии сначала на улице Фобур-Сен-Антуан, затем на улице Сен-Николя и наконец, на улице Траверсьер. В начале своей карьеры он работает на торговца краснодеревщика Мижона, которому он поставляет мебель, украшенную цветочной мозаикой или покрытую лаком, подобным лаку из Китая. По-видимому,  его известность выросла ближе  к 1770 году, когда он начинает получать заказы от таких краснодеревщиков как Луи Моро и Жерар Перидье, а также от ковроделов. Особенное признание получают его мозаики, и в 1772 году, не прекращая деятельность краснодеревщика, он открывает собственный магазин на улице Фроманто в квартале от Пале-Рояль. Пятью годами позже он переезжает в монастырь Сен-Жермен-л’Осерруа.
Леонар Буден в свою очередь нанимает некоторых коллег по цеху, к примеру, Топино, Денизо, Эваль, Жильбера.   Он торгует «любой мебелью, отвечающей последним веяниям, бронзовыми статуями, люстрами, экзотическими диковинками». Почти точно известно, что он все чаще и чаще предлагает  клиентам изделия своих коллег, постепенно отходя от столярской деятельности. Таким образом, ему случается ставить свое клеймо рядом с их клеймами. Довольно часто последние отсутствуют, поэтому, хотя клеймо Будена и стоит на изделии, это не всегда означает, что он является его автором.
В некоторых изделиях, отмеченных клеймом Будена, хорошо просматривается личность краснодеревщиков, изготовивших их. Так небольшой столик, инкрустированный вазами и разными другими предметами, напоминает работы Топино (в книге заказов которого отмечены поставки Будену в период с 1772 по 1775 года), а авторство столика с декором в виде пейзажей и архитектурным орнаментом  может принадлежать Жильберу, вполне возможно, что небольшой секретер изогнутой формы (музей Кливленда) был создан в мастерской RVLC (Роже Вандеркрюз Лакруа). Двойное клеймо иногда подтверждает это сотрудничество.  Существует почти одинаковая небольшая мебель в стиле Людовика XV, т.н. « на всякий случай», с фанеровкой из розового дерева и двумя откидными дверцами, отмеченная то клеймом одного Будена, то Будена и Денизо. Мебель с клеймом Эваля и Будена, а также Жильбера и Будена, уже появлялась на аукционах.
Другой пример, который прошел стадию заказа и оказался на продаже среди т.н. «подержанной» мебели: два замечательных угловых шкафа в стиле Людовика XV, украшенных инкрустацией в виде цветков и орнаментом из бронзовых ракушек, на которых стоят клейма Будена и Жана-Пьера Латца (см. раздел, посвященный этому краснодеревщику). Последний умер за семь лет до получения Буденом звания мастера. Буден смог купить шкафы и поставить на них свое клеймо только после смерти их автора.
Тем не менее, несмотря на сложное происхождение, мебель с клеймом Будена ясно отражает его вкус. Хотя его вкус и переменчив, Буден всегда отдает предпочтение высококачественным изделиям. Более того, в некоторых моделях благодаря инкрустации, мозаике и даже бронзовым элементам просматриваются особые черты, своеобразные детали, присущие манере Будена.
Существует вероятность, что именно модели в стиле Людовика XV могли быть созданы в мастерской краснодеревщика, чья репутация талантливого мастера по мозаике не вызывает сомнений. Именно в этих моделях видны одни из наиболее характерных черт его изделий. Речь идет о небольших кругах, заключенных в волнистые рамки, которые ограничивают панели из цветочного маркетри, и о своего рода ушках, расположенных по четырем углам панели или у вершины ножек (эти мотивы иногда встречаются у Реизелля и Русселя).
Другой типичный мотив, – большие лучеобразные розетки, на которых краснодеревщик искусно обыгрывает эффект фанеровки и фриза, - в особенности встречается на секретерах. А если они и не являются его изобретением, Леонар Буден также питал слабость к кубической мозаике.  И хотя он уже не одинок в этом предпочтении, он все же положительно относится к фризу с изящным волнообразным орнаментом, который иногда называют «на гребне волны», его он использует как в деревянной мозаике, так и в бронзе.
Клеймо Будена стоит на большом количестве классической мебели такого же превосходного качества: выпуклых комодах в стиле Регентства, комодах с двумя ящиками, с распоркой или без, секретерах в стиле Людовика XV с гладкой фанеровкой, украшенных мозаикой из цветов, покрытых китайским лаком или лаком, подобным последнему, иногда декорированных  бронзой в стиле рококо, небольших столов и столиков в стиле Людовика XV или Переходного периода, украшенных довольно разнообразным маркетри, красивых комодов Переходного периода с выступом, бюро с ровной столешницей, бюро-цилиндрах эпохи Людовика XV, секретерах в стиле Людовика XVI, часто обильно декорированных бронзой и т.д.
Можно с уверенностью утверждать, что определенное количество мебели Будена было произведено, повторимся, скорее в чужих мастерских, чем в его собственной. Впрочем, в Торговом Альманахе в 1791 году он не упоминается больше как торговец. Обилие разной мебели, отмеченной клеймом Бурдена, свидетельствует о его двойной роли: творца и торговца. В большом количестве она появляется в продаже или каждый год продается с молотка.
Помимо некоторых моделей, приведенных на этих страницах, можем упомянуть только самые значительные из них, а именно относящиеся к эпохе Людовика XV, комод с накладками из розового дерева в виде крыльев бабочки и обрамлением из фиалкового дерева, богато украшенный бронзовыми рокайлями и ассиметричным картушем, являвшийся частью коллекции Люрси, а затем коллекции Франклина Н. Гровса (Нью-Йорк, 15 октября 1988 года), секретер со срезами из розового дерева и диагональной мозаикой, с четырьмя створками и двумя выдвижными ящиками, один из которых образует поверхность для письма, отметка ВВ из замка (Монако, 17 марта 1988 года), необыкновенная мебель с секретом, декорированная маркетри из цветов и клетки, за выдвижной поверхностью прячется ящик (Париж, 29 марта 1994 года).
Среди моделей Переходного периода стоит упомянуть комод с двойным выступом и инкрустацией в виде цветов, доставленный  в 1771 году графу Прованскому в Фонтенбло (Лондон, 6 июня 1983 года), столик с инкрустацией в виде ваз и домашней утвари, с полкой между выгнутыми ножками (Париж, 23 июня 1970 года, коллекция виконтессы Вижье), редкий трельяж с ящичками, поверхности с инкрустацией в виде атрибутов Музыки и Любви, в виде цветочных ваз, окаймленных меандровым узором (Париж, 8 апреля 1990 года).
 Среди моделей в стиле Людовика XVI – секретер, инкрустированный цветами, драпри и музыкальными инструментами, срезы инкрустированы меандром, фриз с волнообразным орнаментом из бронзы, куплен Людовиком XVI для мадам Амлен, так же из коллекции Вижье (Париж, 1970).
МУЗЕИ
Шан-сюр-Марн, замок
Большое бюро-цилиндр в стиле Людовика XV, фанеровка из розового и фиалкового деревьев.
Париж, музей Карнавале
Секретер в стиле Людовика XVI из крапчатого акажу, срезы в каннелюрах (наследие Бувье).
Париж, Лувр
Небольшой комод в стиле Людовика XV с двумя выдвижными ящиками без распорки, черный и золотой лак, длина - 105 см.
Сент-Омер, отель-музей Сандлен
Небольшой прямоугольный стол в стиле Людовика XVI, инкрустированный цветным деревом и сатином, ножки сужающиеся.
Версаль, замок
Большой комод в стиле Людовика XV с двумя выдвижными ящиками без распорок, покрыт красным и золотым лаком, а также украшен бронзой в стиле рококо (дар. Патиньо).
Кливленд, музей искусства
Небольшой выгнутый секретер в стиле Людовика XV из розового дерева и амаранта, инкрустирован цветами, орнамент из бронзы, высота – 107 см.


Фотогалерея

Другие объекты из этого собрания