decor
Следите за нашими новостями

Инвентарный номер: 09-3801

03.07.2015

Историческая справка о предмете:

Голландская люстра XIX века из золоченой бронзы на шесть свечей была приобретена на аукционе O.V.V. Chevau-Legers Encheres Sarl во Франции 23 июня 2013 года. Люстра представляет собой несущий шток-стержень, декорированный литыми бронзовыми деталями в форме двух розеток и балясины – вазика, образующих между собой балюстру. В завершении стержня крепится шар. К нижней части балясины – вазика присоединяются изогнутые рожки (кронштейны), украшенные растительными завитками, на конце каждого из которых располагаются подсвечники в специальном ложементе – бобешке из золоченой бронзы, опирающиеся на блюдца – профитки. Венчают балюстру двуглавый орел и розетка, из которой исходит длинная цепь из крупных звеньев, позволяющая регулировать высоту люстры. Размеры люстры: 87х79 см.

Как известно, прообраз люстры появился еще в Византийской империи, где просторные храмы и соборы освещали свечами или лампадами, вставленными в металлический круглый светильник с несколькими ярусами. Эта конструкция получила название «паникадило». Наиболее широкое распространение различные подвесные светильники и бронзовые люстры получили в XVIII веке. Пока ни в одном из источников по осветительным приборам нет четкого объяснения понятию «голландская люстра». Осветительная индустрия процветала повсеместно, почему же словосочетание «голландская люстра» стало обозначать не страну-производитель, а тип люстры?

Окунемся немного в историю… Голландия – независимое государство, образовавшееся в XVII веке на северо-западе Европы, у побережья Северного моря, между Германией и Францией, - после свержения испанского владычества. В XVII столетии Голландия была единственной страной в мире, где три четверти населения проживало в городах и занималось свободным ремесленным трудом. Освобождение от католицизма и испанской монархии усилило значение нравственных ценностей личности – достоинства, независимости, трудолюбия, творческой инициативы. В свободной Голландской республике не было необходимости в возведении поражающих грандиозностью, помпезностью и роскошью дворцов, а протестантская религия не допускала украшения храмов живописью и скульптурой. Не было и богатых заказчиков, покровителей искусства в лице королевского двора и церкви. Поэтому искусство Голландии стало развиваться вне европейской традиции классицизма и барокко, академизма и придворных школ. Особенно внимательны голландцы были к оформлению уютного жилого интерьера, создавая скромную практичную мебель, изделия художественного ремесла.

И действительно, проводя сравнительный анализ люстр различных стран из Большого собрания изящных искусств ASG, в котором насчитывается более 100 экспонатов, в голландском стиле четко прослеживаются его основные черты. К ним мы относим сдержанность и лаконичность, размеренность и уравновешенность, спокойный эстетизм и внимание к свойствам материала с сохранением утонченности и изящества. Люстры, создаваемые в свободной Голландской республике, носили чисто утилитарную функцию, отличающую их от люстр других стран.

Состояние предмета до реставрации:

Работа поступила в Большое собрание изящных искусств ASG с нарушением конфигурации кронштейнов люстры, царапинами, вмятинами и потертостями, общим пылевым загрязнением, повреждением мест фиксации элементов, местами имелись окислы металла. Ранее установленные патронодержатели и электропроводка обветшали и приобрели неэкспозиционный вид, поэтому реставрационным советом было решено при проведении реставрационных работ полностью заменить электропроводку и установить латунные патронодержатели.

Реставрацию выполнил:

А.В. Степанов

Методика и последовательность реставрации:

  1. Визуальное исследование и фотофиксация
  2. Разборка всех деталей люстры
  3. Промывка поверхностей от загрязнений активным раствором с помощью ультразвука
  4. Восстановление конфигурации кронштейнов люстры и мест фиксации элементов
  5. Сборка всех элементов люстры и монтаж конструкции на потолочный крюк
  6. Монтирование электропроводки с установкой латунных патронодержателей
  7. Тонировка позолоченной поверхности в местах потёртостей
  8. Финишная полировка, покрытие металлических элементов лакокрасочными материалами

Фото до реставрации. Инвентарный номер: 09-3801

Фото в процессе реставрации. Часть 1. Инвентарный номер: 09-3801

Фото в процессе реставрации. Часть 2. Инвентарный номер: 09-3801

Фото в процессе реставрации. Часть 3. Инвентарный номер: 09-3801

Фото после реставрации. Инвентарный номер: 09-3801

Поделиться: