decor
Следите за нашими новостями

Инвентарный номер: 23-1012

14.01.2015
Инвентарный номер: 23-1012

Историческая справка о работе:

Зеркало в раме из красного дерева было приобретено на рынке антиквариата во Франции 1 сентября 2010г. Напольное зеркало-псише 1-ой четверти XIXв. на колесиках украшено множеством декоративных бронзовых накладок: в верхней части, на округленной формы раме зеркала и по центру нижней перекладины цилиндрической формы – золоченые бронзовые накладки в виде растительного орнамента, на арочных ножках – накладки в форме листьев аканта, опоры увенчаны вазонами.

Современную историю зеркал отсчитывают с XIIIв., а точнее — с 1240г., когда в Европе научились выдувать сосуды из стекла. Изобретение настоящего стеклянного зеркала следует отнести к 1279г., когда францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова. Первое плоское стеклянное зеркало изготовили в 1516г. братья Dal’Gallo - венецианские стеклоделы. На оборотной стороне стекла была нанесена тонкая цинковая фольга, залитая сверху слоем ртути толщиной 2-3 мм, образовавшей вместе с цинком слой амальгамы. Следующий шаг был сделан во Франции в 1688г.: Louis Lucas Nehou вылил горячее жидкое стекло на литейный стол, на котором лежала плоская полированная бронзовая пластина, и раскатал стеклянную массу валиками до ровной поверхности. Таким образом, стало возможным производить более крупные, чистые и плоские стеклянные пластины. Зеркала с ртутной амальгамой легкого серого оттенка по цвету и световой рефлексии отличаются от современных зеркал на основе нитрата серебра – желто-зеленых и более блеклых.

Вред ртутной амальгамы для здоровья не был известен в то время, таким образом, при реставрации зеркал неизбежен контакт с высокотоксичной ртутью, которая уже при + 58 ͦС делается жидкой и начинает испаряться. Возможность отравления ртутными зеркалами стала известна лишь в XIXв. Но не только рабочие на зеркальных фабриках страдали в свое время от «меркуриализма», так как для сохранности субстанции зеркала очень важна постоянная и низкая температура, со временем неправильное хранение приводит не только к испарению ртути, но и к разрушению амальгамы. Визуально это выглядит как некрасивые черные проплешины на поверхности стекла. Реставрация зеркал, утративших амальгаму, — многоэтапный процесс, который производится в лаборатории с использованием профессионального инструмента, а также цинковой фольги, ртути и других средств.

Состояние работы до реставрации:

Работа поступила в Большое собрание изящных искусств ASG в удовлетворительном состоянии: стеклянная поверхность зеркала почти полностью сохранена, имеет место небольшой скол в центральной части, оборот зеркала с ртутной амальгамой затянут тканью, что является защитой от механического повреждения чувствительного слоя амальгамы, предохранительной преградой от неровностей деревянной рамы, как следствие рассохшихся соединений и ослабление механической прочности древесины. Холст сохранился полностью, зеркало находится в лучшем состоянии. Деревянная конструкция из шпона и массива красного дерева: вздутие, вспучивание и отставание шпона во многих местах с утратами, поражение жуком-древоточцем, царапины, вмятины, общее загрязнение металлических декоративных элементов, местами отслоение лакового покрытия.

Реставрацию выполнил:

Мутыгулин М. К.

Методика и последовательность реставрации:

  1. Визуальное исследование и фотофиксация
  2. Полная разборка и очистка всех деталей от грязи
  3. Замывка растворяющими составами старых лаковых покрытий
  4. Дезинфекция древесины
  5. Закрытие каналов жука-древоточца
  6. Повышение прочности древесины (пропитка укрепляющими веществами)
  7. Укрепление и восстановление конструктивных соединений
    • Очистка от старого клея
    • Смазка свежим подогретым клеем
    • Запрессовка в струбцинах
    • Выдержка заклейки в запрессованном состоянии в течение 6-8 часов
  8. Устранение вздутий и укрепление шпона на основе
  9. Устранение механических повреждений (вмятин и трещин)
  10. Восстановление мест утраченной фанеровки с подбором шпона по текстуре или вставок из массива ценных пород дерева
  11. Подведение мастичных или иных грунтов в местах утрат
  12. Тонировка нового шпонового покрытия
  13. Тонировка подведенных грунтов
  14. Снятие металлических элементов
  15. Работы по восстановлению металлических элементов или их фрагментов (чистка)
  16. Сборка всех деталей конструкции
  17. Лаковые покрытия (с промежуточной и финишной полировкой)

Фото до реставрации. Инвентарный номер: 23-1012

Фото в процессе реставрации. Инвентарный номер: 23-1012

Фото после реставрации. Инвентарный номер: 23-1012

Поделиться: