decor
Следите за нашими новостями

Инвентарный номер: 04-0856

01.06.2015

Историческая справка о картине:

Работа была приобретена на аукционе Delorme & collin во Франции 7 июля 2010г. Картина «Святой Иероним» первоначально была атрибутирована как работа неизвестного художника испанской школы XVIв. Экспертное заключение - Renе MILLET, Paris.

Исследование картины искусствоведами Международного института антиквариата выявило характерные стилистические особенности – удлиненные пропорции, специфические приемы моделировки формы человеческого тела и другие детали, которые позволили отнести работу к кругу Луиса де Моралеса – испанского мастера, близкого к маньеризму, хотя атрибуция работы была осложнена многочисленными поздними реставрационными правками.

Сюжет картины воспроизводит образ одного из четырех латинских отцов Церкви – Святого Иеронима (342-420), родившегося в Стридоне в Далмации. Являясь церковным писателем, аскетом и создателем канонического латинского текста Библии, он почитается и в православной, и в католической традиции как святой и один из учи́телей Церкви.

Иероним обладал незаурядными умственными способностями. Изучал философию в Риме, где был крещен около 360 года уже в зрелом возрасте. Будучи учеником известного грамматика Элия Доната, знатока античной и христианской литературы того времени, со временем становится одним из самых образованных Отцов Церкви. В Риме он был возведен в сан священника, но нажил себе много врагов и вынужден был уехать. Он много путешествовал и даже совершил паломничество в Святую землю. Позже (в 374 г.) он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где стал аскетом. Здесь он изучал еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, «лишь скорпионов и диких зверей».

В центре живописного произведения представлено поясное изображение Святого посреди пустыни, в повороте вправо. Иероним изображен с полуобнаженным торсом, седовласым и бородатым. На плечи наброшен красный плащ, а в левой руке, согнутой в локте, он держит распятие. На оборотной стороне, в верхней части паркета – фрагмент надписи «Muriano… - San Girolamo».

Состояние картины до реставрации:

Работа поступила в Большое собрание изящных искусств ASG на четырех соединенных между собой досках, которые имели значительные дефекты, включающие коробление и деформации. Красочный слой во многих местах был приподнят и имел многочисленные осыпи, потертости и утраты, в частности в нижней части живописного произведения. Для лакового покрытия были характерны помутнение и грязно-желтый цвет. Оборотная сторона картины приобрела также неэкспозиционный вид, местами наблюдались сколы, расслоения и рассыхание древесины, что плачевно сказалось на лицевой стороне живописи. Картина «Святой Иероним» поступила в обрамлении из золоченой рамы с небольшими утратами лепного орнамента, царапинами, сколами и трещинами. На оборотной стороне рамы имелись ветхие крепежные элементы, требующие замены, поэтому на реставрационном совете было принято решение помимо проведения реставрационных работ по живописи, осуществить ремонт и восстановление утраченных лепных элементов золоченой рамы.

Реставрацию выполнил:

А.В. Сульдин

Методика и последовательность реставрации живописи:

  1. Визуальное исследование и фотофиксация
  2. Демонтаж живописи из рамы
  3. Укрепление красочного слоя и грунта
    • поверхность картины смазана клеем
    • намазанный участок накрыт папиросной бумагой размером несколько больше укрепляемого места
    • проглаживание заклеенного места слабо нагретым утюгом через кусок обыкновенной бумаги
    • удаление излишков клея с поверхности живописи
  4. Мойка слабощелочным раствором с моментальной просушкой
  5. Снятие разложившегося и помутневшего лака с картины с лессировками
  6. Подведение грунта в местах утрат
  7. Тонировка в местах утрат и потертостей
  8. Покрытие реставрационным лаком
  9. Тонировка подрамника (паркета)

Методика и последовательность реставрации рамы:

  1. Визуальное исследование и фотофиксация
  2. Расчистка общего загрязнения
  3. Изготовление новых крепежных элементов по сохранившимся оригиналам
  4. Демонтаж старых и монтаж новых крепежных элементов с тонированием
  5. Укрепление рельефных левкасных деталей
  6. Шпаклевка, зачистка и шлифовка деталей
  7. Общая тонировка рамы
  8. Покрытие реставрационным лаком

Фото живописи до реставрации. Инвентарный номер: 04-0856

Фото живописи в процессе реставрации. Инвентарный номер: 04-0856

Фото рамы до реставрации. Инвентарный номер: 04-0856

Фото рамы в процессе реставрации. Инвентарный номер: 04-0856

Фото после реставрации. Инвентарный номер: 04-0856

Поделиться: