decor
Следите за нашими новостями

Инвентарный номер: 04-0980 (3, 4)

07.10.2014
Инвентарный номер: 04-0980 (3, 4)

Историческая справка о работе:

Серия картин на библейские сюжеты была приобретена на рынке антиквариата во Франции в 2007г. 15 полотен французской школы XVIIIв. представляют собой живопись, нанесенную на холст с обеих сторон. На данный момент была закончена реставрация четырех «медальонов» (ранее отреставрированные картины ). На «медальонах» воплощены сюжеты из Священных писаний:

На полотне изображено Успение Богоматери (Ассунта) - католический догмат о взятии Девы Марии душой и телом на небеса. Богоматерь изображена стремительно поднимающейся вверх, парящей в облаках, ее поддерживают ангелы.

Смерть Девы Марии широко изображалась в христианском искусстве, особенно в церквах, посвященных Богоматери. Сама сцена смерти соединялась со сценой Взятия на небо (Успения) Девы Марии. Догмат основывается на сказании, согласно которому умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария чудесным образом вознеслась на небо: после вскрытия её гроба апостолами, ведомыми неверующим Фомой, останков не было обнаружено.

На оборотной стороне изображен Святой Матфей, св. Евангелист, по преданию – автор Евангелия от Матфея в Новом Завете. Его отождествляли с одним из первых учеников Иисуса, которого называли также Левием. Он упоминается в перечне апостолов. Христианские легенды повествуют о различных эпизодах его апостольской деятельности в Африке и на Ближнем Востоке, предшествовавшей его мученической смерти. Символом евангелиста Матфея является крылатый муж или ангел. По свидетельству Папия (ок. 130), Матфей записал слова и деяния Иисуса на арамейском языке. Современная католическая библеистика считает, что именно они были оригинальным текстом евангелия, известного нам в греческом переводе.

Сюжетом второго «медальона» является спор юного Христа с фарисеями. Фарисеи - религиозно-общественное течение в Эрец-Исраэль в эпоху Второго храма (516 до н. э.); учение фарисеев лежит в основе Галахи и современного иудаизма. С самого начала проповеди Иоанна Крестителя и Иисуса Христа фарисеи изображены в Евангелиях в качестве одних из основных критиков христиан. В Евангелии от Иоанна, наиболее позднем из Евангелий, оппоненты Иисуса чаще обозначаются как вообще «Иудеи», хотя в ряде мест используется и слово «фарисеи».

Отношения Иисуса с фарисеями изображены в Евангелиях неоднозначным образом. С одной стороны, Иисус говорит о необходимости соблюдать всё, чему учат фарисеи, критикуя их за то, что они сами не соблюдают то, чему учат. Иисус, как и фарисеи, проповедует воскресение из мёртвых и признаёт существование ангелов и духов. С другой стороны, по причине частого обличения Иисусом показного и демонстративного благочестия фарисеев, понятие «фарисейство» в христианстве и современном обществе часто употребляется как синоним лицемерия. Критикуя демонстративное благочестие, Иисус призывал фарисеев к внутреннему очищению.

С другой стороны картины - Святой Иеремия - один из четырех великих ветхозаветных пророков, жил за 600 лет до Рождества Христова при израильском царе Иосии и четырех его преемниках. Иеремия пророчествовал 23 года. Проповеди святого были направлены на обличения иудеев, которые перестали чтить Единого Истинного Бога. Он предсказывал своему народу большие бедствия за нарушение Завета, будущую опустошительную войну. В ответ же он слышал только насмешки и укоры.

После поражения от войск царя Навуходоносора многие иудеи были захвачены в плен и отведены в Вавилон, Иеремия же остался в разрушенном Иерусалиме. Через некоторое время иудеи восстали и убили наместника царя Навуходоносора. Чтобы избежать расправы, было принято решение бежать в Египет. Иеремию иудеи заставили идти с ними. Когда же пророк стал говорить о том, что им не избежать наказания от вавилонских войск даже в Египте, соплеменники праведника убили его. В том же году предсказание святого исполнилось.

Состояние работы до реставрации:

Работа поступила в Большое собрание изящных искусств ASG без подрамников, с матовой поверхностью. В процессе исследования было установлено, что авторский холст льняной, прямого полотняного переплетения, средней плотности, ветхий, имел устойчивые деформации и следы в результате загибов и длительного хранения в скрученном положении, а также многочисленные изломы, разрывы вдоль кромки и прорывы холста с утратой части нитей холста. На обеих сторонах полотна наблюдаются утраты грунта с красочным слоем в местах загибов, мелко-сетчатый кракелюр грунтового происхождения. На всей поверхности общее пылевое загрязнение.

Реставрацию выполнил:

И.В. Кириллов

Методика и последовательность реставрации: 

  1. Визуальное исследование и фотофиксация
  2. Мойка слабощелочным раствором с моментальной просушкой
  3. Расчистка от поздних записей
  4. Заделка прорывов холста хвостовыми волосками животных
  5. Подведение двойных кромок радиального расположения
  6. Установка люверсов на кромки
  7. Проведение нитей, по подобию оригинального холста, в места прорывов
  8. Подведение реставрационного грунта в места утрат
  9. Тонировки по всей поверхности в местах утрат и трещин;
  10. Изготовление овальных двойных подрамников
  11. Заделка подрамника и его тонировка
  12. Монтаж на подрамник

Фото до реставрации. Инвентарный номер:04-0980

Фото в процессе реставрации. Инвентарный номер:04-0980

Фото после реставрации. Инвентарный номер: 04-0980

Поделиться: