Table of Contents Table of Contents
Previous Page  62 / 122 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 62 / 122 Next Page
Page Background

№3 (19) 2017

62

Поиск. Версия. Атрибуция

Леонард Брамер

Рисунок с изображением

делфтских гончаров за ра-

ботой в мастерской [1]

«БЕЛО-ГОЛУБОЕ ЧУДО»

СОЗДАНИЯ ИМЕНИТЫХ ГОЛЛАНДСКИХ МАНУФАКТУР XVII-XIX ВЕКОВ

В БОЛЬШОМ СОБРАНИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG

Аннотация:

статья посвящена истории расцвета и упадка голландских мастерских по производству фаянса, качеству делфского

фаянса,классификации выпускаемой ими продукции. Небольшая по объему коллекция делфского фаянса из БСИИ содержит

образцы самых известных мастерских Голландии..

Ключевые слова:

гончарное производство, керамика, делфский фаянс, мергель, формообразующий признак.

Abstract:

The article is devoted to the history of the rise and fall of the Dutch workshops for the production of faience, the

quality of Delphi faience, and the classification of their products. The small collection of Delphi faience from ASG GREAT

COLLECTION OF FINE ARTS contains samples of the most famous workshops of Holland.

Keywords:

pottery, ceramics, Delphian faience, marl, form-building feature.

Благородная белоснежная ке-

рамика, расписанная вручную си-

ними узорами, уже давно стала

символом города Делфт. Хотя наи-

более ранние образцы керамики,

покрытые оловянной глазурью,

были произведены в Антверпе-

не, где в 1500 году обосновался

знаменитый итальянский гончар

Гвидо да Савино. Из Антверпе-

на производство распространи-

лось в другие города Северных

Нидерландов. В 1570-х годах ке-

рамические производства были

открыты в Мидделбурге и в Хар-

леме, а в 1580‑х – в Амстердаме.

Керамические предметы повсед-

невного пользования начинают

производить в Роттердаме, Гауде

и Дордрехте, но особенно тонкие

вещи изготавливали в Делфте.

Массовое гончарное производ-

ство началось здесь в XVII веке. На

это же столетие пришелся и «Золо-

той век» искусства Нидерландов. В

это время делфтская контора гол-

ландской Ост-Индской компании

занималась ввозом в страну по-

лихромного и сине-белого дальне-

восточного фарфора, отличавшего-

ся большим изяществом и тонким

полупрозрачным черепком. Его до-

ставка из Китая была сопряжена со

многими трудностями и финансо-

выми затратами, что обеспечивало

рост популярности изделий мест-

ных предприимчивых гончаров, бы-

стро наладивших собственное про-

изводство. К тому же в 1647 году

из-за гражданской войны Голлан-

дия прекратила торговлю с Китаем.

Если сначала делфтский фарфор

был грубоватой копией китайского

и даже роспись имитировала ри-

сунки мастеров Поднебесной эпо-

хи династии Мин (1368 – 1644), то

достаточно скоро местные изделия

достигли прекрасного качества, а

на вазах и изразцах появились ти-

пичные голландские пейзажи. От-

ныне мастера Делфта имели право

вступать в гильдию Святого Луки.

Так, в период между 1610 и 1640

годами в гильдию были приняты

десять гончаров, а с 1651 по 1660

годы – двадцать. Также после 1650

года делфтские мастера получили

разрешение ставить на изделиях не

только клейма с фабричной мар-

кой, но и собственные.

Подъем производства керамики

был обусловлен и ухудшением ка-

чества речной воды, использовав-

шейся на пивоварнях, что привело

к их закрытию и возникновению

на их месте гончарных мастерских.

Способствовал этому процессу и

большой взрыв пороха в 1654 году,

БУЛГАКОВА Алина,

директор Международного

института антиквариата, к.п.н.