зю П.А. Вяземскому, где работали Н.М. Карамзин и А.С. Пушкин,
имеется интересный образец часов золоченой бронзы с богатой
чеканной работой.
Аналогичны им каминные регуляторы из собрания ASG, созданные
в начале XIX в.
В эпоху Ампира и Реставрации особенно популярными были часы,
украшающие камины. Будучи символом социального успеха, они
стали главным и центральным элементом гостиной. Некоторые
часы становились настоящими произведениями искусства. В соот-
ветствии со вкусом времени, они украшались фигурами, воспро-
изводящими сюжеты античной мифологии, атрибутами музыки,
искусства. Основания часов декорировались рельефами, изобра-
жающими орнаментальные мотивы, а также развернутыми сценами
мифов, связанных с героями композиций.
В знаменитой голицынской усадьбе Вязёмы (Одинцовский район,
Московская область), в нескольких километрах от которой провел
свое детство Пушкин, имеются часы, созданные в период Реставра-
ции, с фигурой музицирующего Аполлона.
Близки к ним конструктивно и идентичностью персонажей двое
каминных часов из собрания ASG, изображающие Орфея, играю-
щего на арфе.
Орфей – легендарный фракийский поэт, прославившийся своим
искусством игры на лире, каким он и изображен в верхней части
часов. Основание украшено рельефом, изображающим поэта, спу-
стившегося в подземное царство за умершей женой Эвридикой. На
рельефе представлен самОрфей, его жена Эвридика, а также Харон
– перевозчик через реку мертвых и охранник подземного царства –
трехглавый Цербер. Все они слушают игру Орфея.
Циферблат других часов заключен в прямоугольный корпус. Сле-
ва – фигура Орфея, играющего на арфе. Основание декорировано
вазой с гирляндами, на которых раскачиваются музицирующие аму-
ры. Интересно, что механизм данных часов создан Эженом Бурдо-
ном (1808 – 1884) – французским мастером-часовщиком и инже-
нером, в 1849 г. изобретшим безжидкостный трубчатый манометр.
Богато оформленные часы золоченой бронзы начала XIX в. нахо-
дятся и в усадьбе Вышние Горки (Подмосковье), где провел послед-
ние годы своей жизни В.И. Ленин. Данные часы декорированы ор-
наментальными мотивами, типичными для эпохи Ампир: военной
символикой и фигурами орлов с расправленными крыльями.
В этой же усадьбе хранятся часы-лира, корпус которых напоминает
данный музыкальный инструмент.
В собрании ASG есть аналоги и к подобным часам, одни из которых
созданы в XIX в. с включением деталей XVIII столетия. Они деко-
рированы маской Феба, а основание выполнено из темно-синего
мрамора с пилястрами.
Но не только героями мифологии декорировали часы в XIX столе-
тии. Крайне популярна была куртуазная, рыцарская и пасторальная
тематика. Рыцари и трубадуры, прекрасные пастушки и крестьяне,
светские дамы и их кавалеры становились украшением часовых кор-
пусов.
Подобные аналогии можно проводить довольно долго. Все это сви-
детельствует о том, что по качественному составу коллекции и ее
системности часы из Большого собрания изящных искусств ASGне
уступают знаменитым усадебным и музейным собраниям России.
Производство часов в России в основном строилось на прямом ко-
пировании французских моделей. Однако с 40-х гг. XIX в. начался
процесс поиска новых самобытных форм, связанных с особенно-
стями развития национальной культуры. Появились часы в так на-
зываемом «русском стиле». Примером этого могут служить часы
второй половины XIX в., изготовленные на питерской фабрике
Шопена и украшенные декоративными элементами древнерусской
теремной архитектуры.
В собрании ASG нет часов русской работы XIX в. Вся коллекция
этого столетия поделена на несколько периодов:
1. Период Ампира;
2. Период Реставрации;
3. Период Карла X;
4. Период Луи-Филиппа;
5. Период Наполеона III;
6. Часы второй половины XIX в.
В данном разделе определенные затруднения вызывает атрибуция
часов, созданных в период Реставрации и Карла X, а также Наполе-
она III и Историзма. Хронологически эти периоды разделены бук-
вально несколькими годами и несут в себе идентичные признаки
декора, поэтому распределение их по конкретным группам являет-
ся довольно условным.
Со времени прихода к власти Карла X в истории производства
часов начинается особый период, продолжающийся до 1914 г. С
1824 г. треть основного массива изготавливаемых часов выпуска-
ется высочайшего качества, остальные две трети – путем промыш-
ленного производства. Во времена Второй империи появляется
баббит (сплав олова и свинца), заменивший бронзу. Однако этот
антифрикционный сплав обладал низкой прочностью. В 1840 –
1850 гг. появляется золочение на основе нитратов ртути, в резуль-
Часы
Россия (Санкт-Петербург), вторая половина XIX в.
Отлиты на фабрике Шопена
Музей часов, Ангарск
Часы
Франция (Париж), 1-а треть
XIX в. (период Карла X)
Золоченая бронза, литье,
чеканка; эмаль (циферблат)
64×42×16 см
Инв. № 08-0055
Часы
Франция (Париж), нач. ХХ вв.
(стиль Людовика XVI)
Мастера бронзовщики: Братья
Сюсс (Susse frères)
Патинированная и золоченая
бронза, литье, чеканка; розовый
(Rosé vif des Pyrénées) мрамор,
полирование; эмаль (циферблат)
47,5×40×13 см
Инв. № 08-1048
Международный институт антиквариата
11
Западноевропейские часы XVII - нач. XX вв. Каталог