Table of Contents Table of Contents
Previous Page  11 / 206 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 206 Next Page
Page Background

зю П.А. Вяземскому, где работали Н.М. Карамзин и А.С. Пушкин,

имеется интересный образец часов золоченой бронзы с богатой

чеканной работой.

Аналогичны им каминные регуляторы из собрания ASG, созданные

в начале XIX в.

В эпоху Ампира и Реставрации особенно популярными были часы,

украшающие камины. Будучи символом социального успеха, они

стали главным и центральным элементом гостиной. Некоторые

часы становились настоящими произведениями искусства. В соот-

ветствии со вкусом времени, они украшались фигурами, воспро-

изводящими сюжеты античной мифологии, атрибутами музыки,

искусства. Основания часов декорировались рельефами, изобра-

жающими орнаментальные мотивы, а также развернутыми сценами

мифов, связанных с героями композиций.

В знаменитой голицынской усадьбе Вязёмы (Одинцовский район,

Московская область), в нескольких километрах от которой провел

свое детство Пушкин, имеются часы, созданные в период Реставра-

ции, с фигурой музицирующего Аполлона.

Близки к ним конструктивно и идентичностью персонажей двое

каминных часов из собрания ASG, изображающие Орфея, играю-

щего на арфе.

Орфей – легендарный фракийский поэт, прославившийся своим

искусством игры на лире, каким он и изображен в верхней части

часов. Основание украшено рельефом, изображающим поэта, спу-

стившегося в подземное царство за умершей женой Эвридикой. На

рельефе представлен самОрфей, его жена Эвридика, а также Харон

– перевозчик через реку мертвых и охранник подземного царства –

трехглавый Цербер. Все они слушают игру Орфея.

Циферблат других часов заключен в прямоугольный корпус. Сле-

ва – фигура Орфея, играющего на арфе. Основание декорировано

вазой с гирляндами, на которых раскачиваются музицирующие аму-

ры. Интересно, что механизм данных часов создан Эженом Бурдо-

ном (1808 – 1884) – французским мастером-часовщиком и инже-

нером, в 1849 г. изобретшим безжидкостный трубчатый манометр.

Богато оформленные часы золоченой бронзы начала XIX в. нахо-

дятся и в усадьбе Вышние Горки (Подмосковье), где провел послед-

ние годы своей жизни В.И. Ленин. Данные часы декорированы ор-

наментальными мотивами, типичными для эпохи Ампир: военной

символикой и фигурами орлов с расправленными крыльями.

В этой же усадьбе хранятся часы-лира, корпус которых напоминает

данный музыкальный инструмент.

В собрании ASG есть аналоги и к подобным часам, одни из которых

созданы в XIX в. с включением деталей XVIII столетия. Они деко-

рированы маской Феба, а основание выполнено из темно-синего

мрамора с пилястрами.

Но не только героями мифологии декорировали часы в XIX столе-

тии. Крайне популярна была куртуазная, рыцарская и пасторальная

тематика. Рыцари и трубадуры, прекрасные пастушки и крестьяне,

светские дамы и их кавалеры становились украшением часовых кор-

пусов.

Подобные аналогии можно проводить довольно долго. Все это сви-

детельствует о том, что по качественному составу коллекции и ее

системности часы из Большого собрания изящных искусств ASGне

уступают знаменитым усадебным и музейным собраниям России.

Производство часов в России в основном строилось на прямом ко-

пировании французских моделей. Однако с 40-х гг. XIX в. начался

процесс поиска новых самобытных форм, связанных с особенно-

стями развития национальной культуры. Появились часы в так на-

зываемом «русском стиле». Примером этого могут служить часы

второй половины XIX в., изготовленные на питерской фабрике

Шопена и украшенные декоративными элементами древнерусской

теремной архитектуры.

В собрании ASG нет часов русской работы XIX в. Вся коллекция

этого столетия поделена на несколько периодов:

1. Период Ампира;

2. Период Реставрации;

3. Период Карла X;

4. Период Луи-Филиппа;

5. Период Наполеона III;

6. Часы второй половины XIX в.

В данном разделе определенные затруднения вызывает атрибуция

часов, созданных в период Реставрации и Карла X, а также Наполе-

она III и Историзма. Хронологически эти периоды разделены бук-

вально несколькими годами и несут в себе идентичные признаки

декора, поэтому распределение их по конкретным группам являет-

ся довольно условным.

Со времени прихода к власти Карла X в истории производства

часов начинается особый период, продолжающийся до 1914 г. С

1824 г. треть основного массива изготавливаемых часов выпуска-

ется высочайшего качества, остальные две трети – путем промыш-

ленного производства. Во времена Второй империи появляется

баббит (сплав олова и свинца), заменивший бронзу. Однако этот

антифрикционный сплав обладал низкой прочностью. В 1840 –

1850 гг. появляется золочение на основе нитратов ртути, в резуль-

Часы

Россия (Санкт-Петербург), вторая половина XIX в.

Отлиты на фабрике Шопена

Музей часов, Ангарск

Часы

Франция (Париж), 1-а треть

XIX в. (период Карла X)

Золоченая бронза, литье,

чеканка; эмаль (циферблат)

64×42×16 см

Инв. № 08-0055

Часы

Франция (Париж), нач. ХХ вв.

(стиль Людовика XVI)

Мастера бронзовщики: Братья

Сюсс (Susse frères)

Патинированная и золоченая

бронза, литье, чеканка; розовый

(Rosé vif des Pyrénées) мрамор,

полирование; эмаль (циферблат)

47,5×40×13 см

Инв. № 08-1048

Международный институт антиквариата

11

Западноевропейские часы XVII - нач. XX вв. Каталог