Table of Contents Table of Contents
Previous Page  12 / 206 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 206 Next Page
Page Background

Систематизация часов в настоящем каталоге осуществлена по хро-

нологическому и типовому принципам. Хронологически предметы

разделены на семь больших групп:

1. Часы эпохи Барокко (период Людовика XIV) – XVII – начало

XVIII вв.

2. Часы эпохи Регентства и Рококо (период Людовика XV) –

первая половина XVIII в.

3. Часы эпохи Неоклассицизма (период Людовика XVI) – вто-

рая половина XVIII в.

4. Часы эпохи Директории и Консулата – конец XVIII – начало

XIX вв.

5. Часы эпохи Ампира и Реставрации – первая четверть XIX в.

6. Часы эпохи Карла X и Луи-Филиппа – первая половина XIX в.

7. Часы эпохи Наполеона III и Историзма – вторая половина

XIX в.

Внутри каждого из этих периодов часы классифицированы по

типологической принадлежности:

1. Часы «Релижьез»

2. Часы-картель

3. Часы-портики

4. Часы-мост

5. Каминные наборы

6. Каминные регуляторы

7. Напольные часы

8. Часы-картины

К эпохе Барокко относятся часы «Релижьез» и картели, которые

сознательно были вынесены нами в период Регентства и Рококо, по-

скольку являлись предвестниками зарождения нового рокайльного

искусства. Их датировка периодом правления Людовика XIV со-

хранена, при этом принципы оформления сближают их со стилем

Рококо. В отдельную группу вынесены часыДиректории и Консула-

та, ознаменовавшие переход от традиций искусства Неоклассициз-

ма к новым принципам украшения корпусов века XIX.

Напольные часы и несколько часов-картин идут отдельными бло-

ками, внутри которых соблюдена хронология их изготовления,

начиная с наиболее ранних – конца XVII века – и заканчивая XIX

столетием. Представлен в каталоге и единственный барометр, соз-

данный во Франции в середине XIX века и идущий в наборе с часа-

ми-картель.

Поскольку большинство часов Большого собрания изящных ис-

кусств ASG было создано во Франции, в каталоге нет их четкого

разделения в отдельные группы по территориальному (месту соз-

дания) принципу. Однако место их производства указывается не

только в описании, но и в поисковых системах, облегчающих рабо-

ту с каталогом, в который, наряду с французскими, вошли работы

английских, швейцарских, итальянских, шведских, бельгийских,

датских, голландских и даже русских часовщиков XIX века.

Каталог включает основные сведения о работе, которыми мы рас-

полагаем в настоящее время. Вначале указывается каталожное на-

звание предмета. В него входят фамилия и имя мастера-часовщика,

бронзовщика, скульптора, по модели которого отливалась пласти-

ка, а также литейщика или промышленника, на чьем производстве

были изготовлены часы. Затем идет страна и время создания, мате-

риал, техника и размеры предмета. Далее называется инвентарный

номер вещи в Большом собрании изящных искусств ASG. Отдель-

ная позиция посвящается описаниючасов, рассказу об их типологи-

ческой принадлежности, а также особенностях декорировки. Если

произведение имеет сюжет, то дается его иконография. В позиции

«Провенанс» указывается время и место приобретения работы.

«Экспертное заключение» называет имя специалиста, первич-

но атрибутировавшего вещь. Как правило, это эксперты ведущих

французских аукционных домов, включенные в «Международный

справочник экспертов и специалистов» Армана Израэля («Guide

international des experts&specialists 2011 – 2012». – Paris: Éditions

des Catalogues Raisonnes, 2011. – 1084 p.). В разделе «Сведения об

авторе» дается информация о часовщиках, бронзовщиках, скуль-

пторах, литейщиках или промышленниках, их годах жизни, месте

рождения и смерти, об обучении и иных фактах биографии, касаю-

щихся данного произведения.

Для работы над каталогом использовалось последнее, четвертое,

французское издание энциклопедии (1999 г.) Эммануэля Бенези

(1854 – 1920), с полным названием: «Критический и документаль-

ный словарь-справочник живописцев, скульпторов, рисовальщи-

ков и граверов всех времен и всех стран, созданный группой фран-

цузских и зарубежных специалистов» (фр. «E.Bénézit: Dictionnaire

critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et

graveurs de tous les temps et de tous les pays par un groupe d’écrivains

specialistes francais et étrangers»). Кроме этого источника в работе

использовалась большая энциклопедия с биографическими сведе-

ниями и иллюстрациями работ французских часовщиков Пьера

Кжельберга (Encyclopédie de la pendule française: du Moyen Age au

XX siècle. – Paris : Les Editions de l’Amateur, 1997 . – 526 p.). В наи-

более примечательных случаях в каталоге приведены аналоги часам

Большого собрания изящных искусств ASG, хранящиеся в крупных

музеях Европы и России. В каталог также включены сведения о ре-

ставрации часов, времени и мастере, производившем ее. Познако-

миться с информацией о произведениях собрания ASG в электрон-

ном виде можно на сайте

www.int-ant.ru.

УСТРОЙСТВО КАТАЛОГА

Большое собрание изящных искусств ASG

12

Введение

тате чего золоченая бронза становится более матовой. Все это не

могло не вести к постепенному снижению уровня продукции фран-

цузских мастеров.

Наиболее поздними часами в Большом собрании изящных искусств

ASG являются настольные часы начала XX в., выполненные в стиле

Людовика XVI. Созданы они были в мастерской братьев Сюсс, со-

трудничавших с ведущими скульптурами эпохи.

После 1914 г. ключевое положение часов в доме меняется. Они пе-

рестают быть символом богатства и зажиточности их владельцев.

Если раньше камин без гарнитура представить было просто невоз-

можно, то теперь каминная полка зачастую оставалась пустой. При

этом, благодаря широкому промышленному производству, часы

невероятных конструкций украшают комнаты жилых помещений

самых разных слоев населения. Безусловно, выпускались и элитар-

ные модели часов, но количество их было ограничено. К тому же

события Первой мировой войны, во многом повлиявшие на ход

истории и мировоззрение людей, изменили наши представления о

категории времени раз и навсегда.