Систематизация часов в настоящем каталоге осуществлена по хро-
нологическому и типовому принципам. Хронологически предметы
разделены на семь больших групп:
1. Часы эпохи Барокко (период Людовика XIV) – XVII – начало
XVIII вв.
2. Часы эпохи Регентства и Рококо (период Людовика XV) –
первая половина XVIII в.
3. Часы эпохи Неоклассицизма (период Людовика XVI) – вто-
рая половина XVIII в.
4. Часы эпохи Директории и Консулата – конец XVIII – начало
XIX вв.
5. Часы эпохи Ампира и Реставрации – первая четверть XIX в.
6. Часы эпохи Карла X и Луи-Филиппа – первая половина XIX в.
7. Часы эпохи Наполеона III и Историзма – вторая половина
XIX в.
Внутри каждого из этих периодов часы классифицированы по
типологической принадлежности:
1. Часы «Релижьез»
2. Часы-картель
3. Часы-портики
4. Часы-мост
5. Каминные наборы
6. Каминные регуляторы
7. Напольные часы
8. Часы-картины
К эпохе Барокко относятся часы «Релижьез» и картели, которые
сознательно были вынесены нами в период Регентства и Рококо, по-
скольку являлись предвестниками зарождения нового рокайльного
искусства. Их датировка периодом правления Людовика XIV со-
хранена, при этом принципы оформления сближают их со стилем
Рококо. В отдельную группу вынесены часыДиректории и Консула-
та, ознаменовавшие переход от традиций искусства Неоклассициз-
ма к новым принципам украшения корпусов века XIX.
Напольные часы и несколько часов-картин идут отдельными бло-
ками, внутри которых соблюдена хронология их изготовления,
начиная с наиболее ранних – конца XVII века – и заканчивая XIX
столетием. Представлен в каталоге и единственный барометр, соз-
данный во Франции в середине XIX века и идущий в наборе с часа-
ми-картель.
Поскольку большинство часов Большого собрания изящных ис-
кусств ASG было создано во Франции, в каталоге нет их четкого
разделения в отдельные группы по территориальному (месту соз-
дания) принципу. Однако место их производства указывается не
только в описании, но и в поисковых системах, облегчающих рабо-
ту с каталогом, в который, наряду с французскими, вошли работы
английских, швейцарских, итальянских, шведских, бельгийских,
датских, голландских и даже русских часовщиков XIX века.
Каталог включает основные сведения о работе, которыми мы рас-
полагаем в настоящее время. Вначале указывается каталожное на-
звание предмета. В него входят фамилия и имя мастера-часовщика,
бронзовщика, скульптора, по модели которого отливалась пласти-
ка, а также литейщика или промышленника, на чьем производстве
были изготовлены часы. Затем идет страна и время создания, мате-
риал, техника и размеры предмета. Далее называется инвентарный
номер вещи в Большом собрании изящных искусств ASG. Отдель-
ная позиция посвящается описаниючасов, рассказу об их типологи-
ческой принадлежности, а также особенностях декорировки. Если
произведение имеет сюжет, то дается его иконография. В позиции
«Провенанс» указывается время и место приобретения работы.
«Экспертное заключение» называет имя специалиста, первич-
но атрибутировавшего вещь. Как правило, это эксперты ведущих
французских аукционных домов, включенные в «Международный
справочник экспертов и специалистов» Армана Израэля («Guide
international des experts&specialists 2011 – 2012». – Paris: Éditions
des Catalogues Raisonnes, 2011. – 1084 p.). В разделе «Сведения об
авторе» дается информация о часовщиках, бронзовщиках, скуль-
пторах, литейщиках или промышленниках, их годах жизни, месте
рождения и смерти, об обучении и иных фактах биографии, касаю-
щихся данного произведения.
Для работы над каталогом использовалось последнее, четвертое,
французское издание энциклопедии (1999 г.) Эммануэля Бенези
(1854 – 1920), с полным названием: «Критический и документаль-
ный словарь-справочник живописцев, скульпторов, рисовальщи-
ков и граверов всех времен и всех стран, созданный группой фран-
цузских и зарубежных специалистов» (фр. «E.Bénézit: Dictionnaire
critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et
graveurs de tous les temps et de tous les pays par un groupe d’écrivains
specialistes francais et étrangers»). Кроме этого источника в работе
использовалась большая энциклопедия с биографическими сведе-
ниями и иллюстрациями работ французских часовщиков Пьера
Кжельберга (Encyclopédie de la pendule française: du Moyen Age au
XX siècle. – Paris : Les Editions de l’Amateur, 1997 . – 526 p.). В наи-
более примечательных случаях в каталоге приведены аналоги часам
Большого собрания изящных искусств ASG, хранящиеся в крупных
музеях Европы и России. В каталог также включены сведения о ре-
ставрации часов, времени и мастере, производившем ее. Познако-
миться с информацией о произведениях собрания ASG в электрон-
ном виде можно на сайте
www.int-ant.ru.УСТРОЙСТВО КАТАЛОГА
Большое собрание изящных искусств ASG
12
Введение
тате чего золоченая бронза становится более матовой. Все это не
могло не вести к постепенному снижению уровня продукции фран-
цузских мастеров.
Наиболее поздними часами в Большом собрании изящных искусств
ASG являются настольные часы начала XX в., выполненные в стиле
Людовика XVI. Созданы они были в мастерской братьев Сюсс, со-
трудничавших с ведущими скульптурами эпохи.
После 1914 г. ключевое положение часов в доме меняется. Они пе-
рестают быть символом богатства и зажиточности их владельцев.
Если раньше камин без гарнитура представить было просто невоз-
можно, то теперь каминная полка зачастую оставалась пустой. При
этом, благодаря широкому промышленному производству, часы
невероятных конструкций украшают комнаты жилых помещений
самых разных слоев населения. Безусловно, выпускались и элитар-
ные модели часов, но количество их было ограничено. К тому же
события Первой мировой войны, во многом повлиявшие на ход
истории и мировоззрение людей, изменили наши представления о
категории времени раз и навсегда.