Table of Contents Table of Contents
Previous Page  7 / 206 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 206 Next Page
Page Background

единял поочередно свои лопатки, называемые «импульсами, пале-

тами», между наклоненными зубьями «кликерного» колеса, затем

останавливался и постепенно приходил в движение по принципу,

общему для любого спускового механизма.

С начала XVIII в. часы на анкерном ходу становятся предметом

многообразных опытов, улучшений и инноваций. Чаще всего они

носили имена их изобретателей. Назовем, среди многих, анкерный

ход «с покоем», сделанный англичанином Джорджем Грэхамом ок.

1715 г., штифтовый анкерный ход Луи Амана, Жана-Андре Лепота

(1753 г.) и, позднее, ок. 1850 г., механизм Броко с вынесенным на

циферблат анкером, имеющим рубиновые палеты.

Также большим открытием XVIII в. в области производства часов

стало изобретение в 1726 г. англичанином Джоном Гаррисоном

компенсационного маятника, который за счет различных коэффи-

циентов расширения сохранял постоянную длину при изменении

температур.

Он состоял из нескольких круглых и параллельно расположенных

стержней из стали и латуни. Центральный нёс на себе тяжелый груз.

Все они были зафиксированы в верхней или нижней частях, остава-

ясь свободными на концах. Регулярное движение, согласно их коэф-

фициенту расширения в тепле или холоде, и поддержка постоянной

длины маятника – залог точности часового хода. Поэтому часы с

маятником данного типа обычно называют «регуляторами».

В течение XVIII столетия появлялись и другие способы термиче-

ской компенсации. Один из самых изобретательных, наряду с ма-

ятником «на стержне» Джона Гаррисона, ртутный маятник его

соратника Джорджа Грэхама, который стали использовать с 1715 г.

Он состоял из стальной нити, завершающейся стеклянным сосудом

с ртутью. Когда температура поднималась, нить маятника удлиня-

лась, между тем как ртуть, расширяясь, увеличивалась в объеме. В

первом случае центр притяжения понижается, во втором – подни-

мается, таким образом, соединение двух противоположных про-

цессов поддерживает маятник на постоянной высоте.

Итак, все вышеописанные часовые механизмы конструктивно схо-

жи и фактически использовались не только в XVIII в., но и в XIX

веке: анкерный спуск и маятник, до середины XIX в. имевший ните-

вой подвес, колокольчик или гонг, звонившие каждые полчаса и т.д.

При этом в украшении часовых корпусов, особенно французских,

прослеживаются подчеркнутая декоративность и стремление к ро-

скоши.

XVIII – XIX столетия во Франции – не только время строитель-

ства многих королевских резиденций и дворцов, но и время обу-

стройства их богатых интерьеров. Поэтому главным требованием к

оформлению часов было изящество и богатство. В отличие от часов

английского производства, где акцент делался на демонстрацию

функциональных возможностей механизма, французские масте-

ра помещали небольшие механизмы в массивные, художественно

оформленные корпуса, украшенные орнаментальными компози-

циями в различных техниках и рельефами с сюжетами. Во времена

правления Людовика XIV и Людовика XV самыми популярными

были часы типов «релижьез» (имитирующие храмовую архитек-

туру) и картель, декорированные в технике «Буль». С приходом к

власти Людовика XVI в производстве часовых корпусов стал ши-

роко использовать белый каррарский мрамор. После свержения

династии Бурбонов наступает эпоха имперского величия во главе

с Наполеоном Бонапартом и тяжеловесные бронзовые корпуса с

изображением преимущественно античных и аллегорических пер-

сонажей начинают обильно золотиться, прославляя величие дикта-

туры. При Реставрации широко используется техника маркетри и

расцветает «трубадурная» тематика. Эпоха Луи-Филиппа делает

акцент на использовании разнообразных материалов: алебастр, об-

сидиан, гранит и проч. А со второй половины XIX столетия эпохи

Историзма в производстве часов начинаются такой эклектизм и

подражание, что в них можно напрямую узнать реплики знамени-

тых образцов предыдущих веков.

Коллекция часов из Большого собрания изящных искусств ASG

может служить прекрасной иллюстрированной энциклопедией

истории приборов, измеряющих время. Ее внушительный объем

и наличие как характерных, так и уникальных образцов различных

эпох дают полную картину развития часов каждого исторического

периода. Самые ранние часы собрания ASG относятся к эпохе Ба-

рокко – это часы «релижьез», а также настенные часы с подвесны-

ми полочками. Все они выполнены из ценных пород дерева и укра-

шены вставками из черепахи и слоновой кости, а также богатым

декором из латуни и бронзы.

Часы, украшенные скульптурой по

модели Антуана Куазево «Венера

Акропида»

Мастер часового механизма: Артуа

сын

Франция, первая четверть XIX в.

Патинированная и золоченая бронза,

литье, чеканка; желтый мрамор

(sienne), полировка

60,5×30×20 см

Инв. № 08-2055

Часы, украшенные скульптурой по

модели Антуана Куазево «Венера

Акропида»

Франция, первая половина XIX в.

Усадьба Мураново, Подмосковье

Часы «Релижьез»

Франция, вторая половина XIX в.

Дерево; золоченая бронза, литье,

чеканка

57×31×20 см

Инв. № 08-1485

Часы «Релижьез»

Усадьба Мураново, Подмосковье

Международный институт антиквариата

7

Западноевропейские часы XVII - нач. XX вв. Каталог