единял поочередно свои лопатки, называемые «импульсами, пале-
тами», между наклоненными зубьями «кликерного» колеса, затем
останавливался и постепенно приходил в движение по принципу,
общему для любого спускового механизма.
С начала XVIII в. часы на анкерном ходу становятся предметом
многообразных опытов, улучшений и инноваций. Чаще всего они
носили имена их изобретателей. Назовем, среди многих, анкерный
ход «с покоем», сделанный англичанином Джорджем Грэхамом ок.
1715 г., штифтовый анкерный ход Луи Амана, Жана-Андре Лепота
(1753 г.) и, позднее, ок. 1850 г., механизм Броко с вынесенным на
циферблат анкером, имеющим рубиновые палеты.
Также большим открытием XVIII в. в области производства часов
стало изобретение в 1726 г. англичанином Джоном Гаррисоном
компенсационного маятника, который за счет различных коэффи-
циентов расширения сохранял постоянную длину при изменении
температур.
Он состоял из нескольких круглых и параллельно расположенных
стержней из стали и латуни. Центральный нёс на себе тяжелый груз.
Все они были зафиксированы в верхней или нижней частях, остава-
ясь свободными на концах. Регулярное движение, согласно их коэф-
фициенту расширения в тепле или холоде, и поддержка постоянной
длины маятника – залог точности часового хода. Поэтому часы с
маятником данного типа обычно называют «регуляторами».
В течение XVIII столетия появлялись и другие способы термиче-
ской компенсации. Один из самых изобретательных, наряду с ма-
ятником «на стержне» Джона Гаррисона, ртутный маятник его
соратника Джорджа Грэхама, который стали использовать с 1715 г.
Он состоял из стальной нити, завершающейся стеклянным сосудом
с ртутью. Когда температура поднималась, нить маятника удлиня-
лась, между тем как ртуть, расширяясь, увеличивалась в объеме. В
первом случае центр притяжения понижается, во втором – подни-
мается, таким образом, соединение двух противоположных про-
цессов поддерживает маятник на постоянной высоте.
Итак, все вышеописанные часовые механизмы конструктивно схо-
жи и фактически использовались не только в XVIII в., но и в XIX
веке: анкерный спуск и маятник, до середины XIX в. имевший ните-
вой подвес, колокольчик или гонг, звонившие каждые полчаса и т.д.
При этом в украшении часовых корпусов, особенно французских,
прослеживаются подчеркнутая декоративность и стремление к ро-
скоши.
XVIII – XIX столетия во Франции – не только время строитель-
ства многих королевских резиденций и дворцов, но и время обу-
стройства их богатых интерьеров. Поэтому главным требованием к
оформлению часов было изящество и богатство. В отличие от часов
английского производства, где акцент делался на демонстрацию
функциональных возможностей механизма, французские масте-
ра помещали небольшие механизмы в массивные, художественно
оформленные корпуса, украшенные орнаментальными компози-
циями в различных техниках и рельефами с сюжетами. Во времена
правления Людовика XIV и Людовика XV самыми популярными
были часы типов «релижьез» (имитирующие храмовую архитек-
туру) и картель, декорированные в технике «Буль». С приходом к
власти Людовика XVI в производстве часовых корпусов стал ши-
роко использовать белый каррарский мрамор. После свержения
династии Бурбонов наступает эпоха имперского величия во главе
с Наполеоном Бонапартом и тяжеловесные бронзовые корпуса с
изображением преимущественно античных и аллегорических пер-
сонажей начинают обильно золотиться, прославляя величие дикта-
туры. При Реставрации широко используется техника маркетри и
расцветает «трубадурная» тематика. Эпоха Луи-Филиппа делает
акцент на использовании разнообразных материалов: алебастр, об-
сидиан, гранит и проч. А со второй половины XIX столетия эпохи
Историзма в производстве часов начинаются такой эклектизм и
подражание, что в них можно напрямую узнать реплики знамени-
тых образцов предыдущих веков.
Коллекция часов из Большого собрания изящных искусств ASG
может служить прекрасной иллюстрированной энциклопедией
истории приборов, измеряющих время. Ее внушительный объем
и наличие как характерных, так и уникальных образцов различных
эпох дают полную картину развития часов каждого исторического
периода. Самые ранние часы собрания ASG относятся к эпохе Ба-
рокко – это часы «релижьез», а также настенные часы с подвесны-
ми полочками. Все они выполнены из ценных пород дерева и укра-
шены вставками из черепахи и слоновой кости, а также богатым
декором из латуни и бронзы.
Часы, украшенные скульптурой по
модели Антуана Куазево «Венера
Акропида»
Мастер часового механизма: Артуа
сын
Франция, первая четверть XIX в.
Патинированная и золоченая бронза,
литье, чеканка; желтый мрамор
(sienne), полировка
60,5×30×20 см
Инв. № 08-2055
Часы, украшенные скульптурой по
модели Антуана Куазево «Венера
Акропида»
Франция, первая половина XIX в.
Усадьба Мураново, Подмосковье
Часы «Релижьез»
Франция, вторая половина XIX в.
Дерево; золоченая бронза, литье,
чеканка
57×31×20 см
Инв. № 08-1485
Часы «Релижьез»
Усадьба Мураново, Подмосковье
Международный институт антиквариата
7
Западноевропейские часы XVII - нач. XX вв. Каталог