Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 10

П
редисловие
Б
ольшое собрание изящных искусств ASG
10
денциях относительно немного предметов мебельного ис-
кусства. Поэтому еще одна причина, почему эта коллекция
мебели включена в Большое собрание изящных искусств
ASG, это желание как можно в большем количестве ввезти
в Россию некогда утраченные мебельные шедевры. Можно
и дальше продолжать список причин, почему это сделано, но
я думаю, что те три, которые мы обозначили, дают наиболее
полное представление и достаточно подробно отвечают на
вопрос – почему коллекция различных эпох мебельного ис-
кусства в таком большом объёме включена в Большое собра-
ние изящных искусств ASG.
«ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ»
ИСКУССТВА МЕБЕЛИ
Несомненен факт, что собственное мебельное производ-
ство в России появилось фактически во второй половине
XIX века, даже ближе к концу XIX века. Часто мебельные фа-
брики открывали иностранцы, которые приезжали сюда по
простой причине – они были неконкурентоспособны у себя
на родине. Кто-то из них оказывался на российской почве
довольно-таки успешным. Например, фабрики Шмидта,
Ф.А. Мельцера, мастерская Гамбса, упоминаемая в романе
И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».
Считаю, что до второй половины XIX века мебельное
производство в России и вообще мебель в России была не-
скольких видов. Во-первых, это мебель, привезенная незна-
чительной частью общества, то есть не просто представите-
лями привилегированного сословия, но наиболее богатыми
людьми, из-за границы. Полностью этой мебелью были об-
ставлены только императорские и великокняжеские рези-
денции. Но даже для них эта мебель была дорогой, потому
что русская поговорка не просто так появилась: «За морем
телушка - полушка, да рубль перевоз», то есть перевозка
мебели, как я уже отмечал выше, многократно превышала
стоимость мебели. Мебели было очень мало. Именно поэто-
му перевозка мебели из города в загородные усадьбы была
характерна вплоть до конца XIX века. Пожалуй, только при
Екатерине II царские резиденции были укомплектованы ме-
белью на все сто процентов. Но в общем масштабе это было
очень мало.
Во-вторых, это мебель, которую создавали на собствен-
ных «домашних» фабриках, но такую роскошь могли себе
позволить только очень богатые люди, у которых была
возможность из принадлежащих им десятков тысяч кре-
постных выбирать выдающихся умельцев и создавать свои
мебельные мини-фабрики. Для того чтобы набрать сто че-
ловек для фабрики, нужно было выбирать из десяти тысяч
крепостных, а если у помещика было пятьсот человеческих
душ, то он мог найти в лучшем случае одного-двух мастеров,
которые могли делать копии мебели, но не создавать ориги-
нальные образцы. Поэтому такое домашнее производство
мебели было делом десяти-двадцати богатейших фамилий
России. Основная же масса пользовалась услугами ремес-
ленников далеко не высокого уровня, которых набирали из
числа плотников. Они делали довольно-таки грубую мебель,
отдаленно напоминающую западные аналоги. Из-за дорого-
визны популярную мебель, например, красного дерева, дела-
ли из русских пород дерева, но красили в красный цвет. Это
было фактором престижа. Издали она казалась изготовлен-
ной из красного дерева. А вот русский классик четко писал в
рассуждениях одного из персонажей о том, почему разоря-
ется русское дворянство в первой половине XIX века – возь-
мут кредит под свое имение, накупят французских мебелей,
а там и есть будет нечего. Это очень наглядно отражало в
том числе факт, что представление о роскоши, о комфорте
связывалось с возможностью «накупить французских мебе-
лей». А назавтра из этой роскоши ничего не оставалось, не
хватало денег даже на еду, поскольку имение уходило в казну.
Таким образом, до серединыXIX века мебельного произ-
водства в России было мало. Конечно, мебель производили,
но это были грубые копии. Другой вариант – это уникаль-
нейшие произведения мебельного искусства, которые на-
ходились во дворцах, царских покоях и в домах небольшого
числа вельмож. И только с отменой крепостного права стала
формироваться российская промышленность. Справедли-
вости ради надо отметить, что некоторые мебельные стили
с начала XIX века стали известны во всем мире. В частности,
русский ампир, его ещё иногда называют ампир Алексан-
дровский, который вошёл в коллекции всех знатоков мебели.
Он был легко узнаваем. Русский ампир отразил патриотиче-
ский подъём в обществе после победы над Наполеоном в
Отечественной войне 1812 года. Появление этого стиля свя-
зано также и с тем, что дворяне, вернувшись в свои имения,
захотели окружить себя тем, что они видели в Европе. Правда,
с некоторым запозданием, потому что в Европе уже перешли
к другим стилям, но в России ампир – это то направление, ко-
торое господствовало на протяжении многих десятилетий. И
большинство загородных усадеб даже второй половины XIX
века обставлялось мебелью в стиле ампир.
Хочу отметить ещё одну интересную историческую де-
таль – в XIX веке очень модной была так называемая мебель
из «птичьего глаза», которая изготавливалась во Франции
из шпона клена и тополя, который русские мастера называли
«папиль», и они заменили эти породы дерева на карельскую
березу. Первыми это сделали в 80-х гг. XVIII века крепостные
князя Мещерского в его имении в Курской губернии. Такая
мебель была любима русскими помещиками и украшала как
городские, так и загородные усадьбы. Этот сравнительный
анализ можно продолжить, но это не является нашей целью.
Наша цель – показать, что коллекция мебели, представ-
ленная в Большом собрании изящных искусств ASG, не яв-
ляется чужеродным явлением для русской культуры XVI -
XIX вв., а выступает аналогом лучших образцов, ввозимых
в Россию и составлявших лучшие интерьеры того периода.
Все без исключения произведения мебельного искусства
из нашей коллекции ввезены в Россию за последние лет де-
сять, почти все они приобретены на европейских аукцио-
нах. Но хочу отдельно подчеркнуть, что их «родные братья
и сестры», изготовленные теми же мастерами четыреста,
триста, двести или даже сто лет назад, бытовали и в наших
дворцах, особняках, усадьбах, но в большинстве случаев
были безвозвратно утеряны ввиду тяжёлой участи, которая
выпала России на протяжении этих веков.
И именно поэтому, когда мы сегодня воссоздаём исто-
рические интерьеры, они смотрятся очень органично и
соответствуют тем немногочисленным фотографиям, ак-
варелям, живописным работам, а также описаниям клас-
сиков, которые дошли до нас, которые сейчас являются
образцами для подражания для всех тех, кто занят возро-
ждением объектов культурного наследия на высоком про-
фессиональном уровне.
В заключение хочу обратить внимание на то, что в Боль-
шое собрание изящных искусств ASG наряду с живописью
старых мастеров, мебельным искусством XVI - XIX вв. вхо-
дит также коллекция бронзы, серебра, часов, шпалер, фарфо-
ра, находящихся сейчас в стадии систематизации. До конца
2014 года планируется завершение этой работы и издание
полной серии каталогов БСИИASG. Все это способно стать
настольной книгой специалистов в деле возрождения объек-
тов культурного наследия.
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,...234
Powered by FlippingBook