Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 13

М
еждународный институт антиквариата
Р
енессанс
Западная Европа
XVII – XVIII вв.
13
Резьба становится по мере развития стиля все более объем-
ной, а язык декора все более многообразным. Уникальными
в Большом собрании изящных искусств ASG являются два
сундука, происходящих из провинции Нормандия(кат. № 4,
илл. 3; кат. №2, илл. 4 ).
Мебельщики Нормандии проявили себя как самобытные
мастера, причудливо сочетающие в своем творчестве интерес
к античности с удивительной экзотикой образов. Нормандия
всегда жила морем, многие корабельщики были родом из этой
провинции, по возращении домой бывшие моряки и кора-
бельные плотники становились мастерами по изготовлению
мебели. Впечатления о дальних странах и народах отразились
в яркой необычности образов скульптурных барельефов нор-
мандских сундуков. Кариатиды, изображающие персонажей с
плюмажами из перьев, в чертах которых подмечены характер-
ные этнические черты аборигенов Америки, не только эффек-
тно фланкируют на углах композицию декора, но и предвосхи-
щают интерес к иным образам и ценностям, которые станут
значительными для европейцев позднее. Еще более специфи-
чен декор сундука Большого собрания изящных искусств ASG
(кат. №4, илл. 3.). Здесь полуобнаженные фигуры-гермы с плю-
мажами на голове неожиданно сочетаются с изображением
трех ветхозаветных пророков: Давида с головой
Голиафа, Моисея с медным змеем и разрушающего
ворота Самсона.
Примечательны в Большом собрании изящ-
ных искусств ASG и свадебные сундуки Италии,
где они назывались «кассоне» (итал. cassone –
ларь, ящик, от лат. cassum – пустотелый). Для них
характерно декорирование объемной резьбой,
изображающей человеческие фигуры в манере,
близко соприкасающейся с античной традицией –
изображение листьев аканта, а так же ножки в виде
завитков валют или львиных лап.
Отдельные виды искусства развиваются нерав-
номерно. Так, если живопись, эволюционируя в
началеXVIв., представляет собой уже сформиро-
вавшееся явление Возрождения, то прикладное ис-
кусство, особенно вне Италии, еще долго, в течение
всего XVI в., хранит позднеготические черты. То же самое
можно сказать и про следующее столетие, когда живопись,
монументальное искусство, графика уже в первые десяти-
летия XVII в. являют образцы развитого Барокко, тогда как
в прикладном искусстве, в частности мебели, еще создается
большое количество предметов, соответствующих стилю Ре-
нессанс. Вот почему в данном каталоге мы вполне осознанно
относим к Возрождению многие предметы, сделанные не
только в XVI, но и в XVII столетии.
Ренессанс открыл перед человеком не только богатые ду-
ховные возможности, но и поднял до уровня эстетической
ценности предметы быта. Наряду с утилитарным назначени-
ем они становятся показателями достатка и высокого соци-
ального положения; теперь их стремятся сделать не только
удобными, но и красивыми, а как только вещь становится ин-
дикатором статуса человека, так возрастает стоимость вещи.
Таким образом, для реализации желания непросто иметь и
хранить вещи, но демонстрировать их гостям потребовался
поставец. Именно в эпоху Ренессанса получают свое разви-
тие писательская деятельность и делопроизводство. Человек
Возрождения – это грамотный человек, он постоянно учит-
ся, читает, пишет литературные и научные труды, имеет ши-
Илл.2
Плоский сундук на ножках
Испания (?), нач. XVI в.
Массив ореха, кованое железо, резьба
66×177×56 см
БСИИ ASG
Инв. № 20-1278
Илл. 3
Плоский сундук
Франция, Нормандия (?), нач. XVII в.
Массив дуба, резьба
78,5×137×63,5 см
БСИИ ASG, инв. № 20-1537
Илл.4
Плоский сундук
Нормандия, нач. XVII в.
Массив дуба, резьба
90×170×69 см
БСИИ ASG
Инв. № 20-1013
1...,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,...234
Powered by FlippingBook