Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 15

М
еждународный институт антиквариата
Р
енессанс
Западная Европа
XVII – XVIII вв.
15
Илл. 8
Двухкорпусный
буфет-поставец
Франция, филёнки –XVI в.,
каркас – XIX в.
Массив ореха, резьба
185×107×49 см
БСИИ ASG
Инв. № 17-2614
Илл. 9
Поставец
Франция, XVI – XIX вв.
Массив ореха, резьба
270×156×50 см
БСИИ ASG
Инв. № 17-2003
бенно популярны были кабинеты, богато декорированные
мелкой объёмной резьбой с небольшими фигурками-персо-
нажами античных мифов, реже – с персонажами библейских
сюжетов. Генуэзские кабинеты стали широко известны в Ев-
ропе, причем за ними укрепился термин «Stipo a Bambocci»,
т.е. «кабинет c малышами». Как и другие кабинеты данно-
го типа, он украшен множеством фигур, сосредоточенных
по углам и на фризе в верхней части. Внутренний интерьер
кабинета за откидной крышкой решён как архитектурное
сооружение с колоннами, арками, пилястрами и так же, как
фасад, декорирован многочисленными фигурами. Непо-
вторимый художественный облик кабинету придает заме-
чательное чувство материала, проявленное мастерами. Оно
позволило эффектно сопоставить мягкую пластику фигур,
тонированных под черное дерево, с фактурой шпона капа
ореха, с его характерными узорами и тёплым золотисто-ко-
ричневым цветом. В отличие от многих других кабинетов
данный предмет сохранил откидную крышку, шпоновое по-
крытие и «родные» стальные навесы с остатками позолоты
на них. Особенностью кабинета являются несколько потай-
ных ящиков, скрытых в конструкции внутренней части.
Широко представлены в Большом собрании изящных
искусств ASG французские поставцы-дрессуары нескольких
типов. Самым известным из них является тип «шкаф-по-
ставец». Одним из таких образцов в собрании ASG можно
назвать поставец (кат. №35, илл. 6). Для французских по-
ставцов типично украшение дверец скульптурными изобра-
жениями женских и мужских фигур, заключенных в тондо с
обрамлением в виде растительных мотивов. Обычно счита-
ется, что это изображение хозяев мебели или их патронов. В
данном случае, скорее всего, и здесь представлена чета вла-
дельцев поставца. Духу Ренессанса соответствует шкаф-по-
ставец собрания ASG (кат. № 37, илл. 7), декорированный
персонажами суда Париса: по бокам расположены фигуры
Афины и Геры, а между дверцами в очень высоком рельефе
изображена победительница спора Афродита в сопровожде-
нии маленьких амуров, расположенных на дверцах. Приме-
чателен двухкорпусный буфет-поставец Большого собрания
изящных искусств ASG (кат. № 50, илл. 8), на филёнках кото-
рого в овальных медальонах изображены Карл IX и его фаво-
ритка Мария Туше.
Самой характерной, репрезентативной формой фран-
цузского поставца можно считать многоярусный предмет
мебели, получивший название «буфет-поставец» (buffet-
dressоir). Будучи крупнее всей остальной меблировки, он
эффектно возвышался над ней, организуя вокруг себя все
пространство комнаты. В собрании ASG имеются три таких
поставца, примечателен буфет-поставец (кат.№43, илл. 9).
Реставрированный в более позднее время, он сохраняет в
себе яркий ренессансный образ и несет динамичную деко-
ративность стиля «Дюсерсо». Стиль назван по имени Жака
Андруэ Дюсерсо I ( Jacques I Androuet du Cerceau,1510/12-
ок. 1585), рисунки мебели которого отличались парадно-
стью, причудливостью и пышностью форм.
ОСОБЕННОСТИ МЕБЕЛИ РЕНЕССАНСА:
• использование отечественных широколиственных
пород дерева: ореха, бука, граба, дуба и т.д.
• появление новых видов мебели (кабинет, поставец).
• в декоре развитие объемной резьбы в виде расти-
тельных мотивов и фигур, обращение к античности, христи-
анской сюжетике, портрету.
• в орнаменте: использование арабесок, канделябро-
вого орнамента, гротесков, сюжетных композиций и одиноч-
ных фигур.
Илл. 6
Шкаф-поставец
Франция, кон. XVI в.
Каркас – дуб, створки –
орех, резьба
133×109×54 см
БСИИ ASG
Инв. № 17- 0899
Илл. 7
Шкаф-поставец
Франция, XVII в.
Массив ореха, резьба
150×114×55 см
БСИИ ASG
Инв. № 17-3571
1...,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14 16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,...234
Powered by FlippingBook