Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 17

М
еждународный институт антиквариата
Р
енессанс
Западная Европа
XVII – XVIII вв.
17
С
ундук
Нормандия, нач. XVII в.
Массив дуба, резьба
90×170×69 см
Инв. № 20-1013
2
Описание:
«Плоский» сундук, богато декорированный ге-
ометрическим, растительным и антропоморфным орнамен-
том. На фасаде в центре – арабесковая орнаментальная ком-
позиция с маскароном. Справа и слева от нее – изображения
мужских и женских фигур, а также растительные композиции
из листьев и пальметт. Экзотичность изображений мужских и
женских фигур объясняется тем, что зачастую резчики Нор-
мандии были в молодости моряками и совершали неоднократ-
ные путешествия в Новый Свет. Орнаментика их изделий во
многом формировалась под впечатлением от увиденного во
время путешествий: внешним видом, обычаями и предмета-
ми быта индейцев. Таким образом, изделия нормандских рез-
чиков можно считать одним из первых примеров отражения
культуры Америки в искусстве Европы. На торцах сундук так
же украшен антропоморфными изображениями и сложными
стилизованными узорами-арабесками. Цоколь сундука и его
навершие обрамлены овоидным орнаментом.
Провенанс:
Приобретён во Франции на аукционе Kahn-
Dumousset, 19.03.2010.
Экспертное заключение:
Cabinet Qu
é
r
é
Blaise, Paris.
Публикации:
Булгакова А.В. Анализ декоративного оформле-
ния сундуков эпохи Ренессанса из Большого собрания изящ-
ных искусств ASG // Мир искусств. Вестник Международно-
го института антиквариата. – 2013. –№ 2. – С. 108 – 111.
Реставрация:
07.02.2013 МИА ASG Ильин В.Г., Мутыгуллин
М.К.
Ссылки:
1.
Сундук-кофр
Нормандия, XVII в. [1]
Описание:
«Плоский»сундук. Фасад декорирован двумя ром-
бовидными филенками, разделенными вытянутыми листьями
аканта. Фриз и цоколь обрамлены цветочными розетками.
Провенанс:
Приобретён во Франции у арт-дилеров,
25.10.2010.
С
ундук
Франция, XVII в. (?)
Массив ореха, резьба
59×114×58 см
Инв. № 20-1200
3
С
ундук
Франция, Нормандия (?),
нач. XVII в.
Массив дерева, резьба
78,5×137×63,5 см
Инв. № 20-1537
4
Описание:
«Плоский» сун-
дук. Декорирован геометри-
ческим, растительным и ан-
тропоморфным орнаментом.
На фасаде – три картуша с
изображением ветхозаветных пророков – «Давид с головой
Голиафа», «Моисей и Медный Змий», а также «Самсон-бо-
рец». Композиционно картуши разделены четырьмя женски-
ми и мужскими фигурами, навеянными европейцам образами
коренных народов Америки. Сверху – фриз с овоидным орна-
ментом.
Композиция, разделенная на три поля, посвящена теме «Про-
роков-героев» – персонажей Библии, вошедших в историю
благодаря своей силе, уму и верному служению Богу. В цен-
тре – изображение Моисея, спасающего свой народ от Змия.
Иудеи, недовольные своим существованием в пустыне, стали
роптать на Бога и Моисея. Они были наказаны за это: Бог на-
слал на них ядовитых змей. Когда народ раскаялся, Моисею
было сказано, чтобы он сделал змея из меди и выставил его
против змея насланного. Моисей сотворил змея и водрузил
его на Т-образном шесте (тay-крест). После этого народ был
спасен. Автор точно следует сюжету и даже в небольшом изо-
бражении скрупулезно воспроизводит тау-крест.
Слева – Давид, победивший Голиафа с помощью пращи и
водрузивший его голову на его же меч. Справа – довольно
редкий сюжет из подвигов Самсона. Однажды он заночевал
в городе филистимлян Газа. Жители узнали об этом и заперли
городские ворота, решив поймать его. Но Самсон, встав в пол-
ночь и увидев, что ворота заперты, сорвал их вместе со столба-
ми и запорами, отнеся их на вершину горы напротив Хеврона.
Все три подвига являются аллегорическими изображениями
триединства: Веры (Моисей), Ума (Давид) и Силы (Самсон).
Провенанс:
Приобретён во Франции у арт-дилеров,
25.10.2010.
Публикации:
Булгакова А.В. Анализ декоративного оформле-
ния сундуков эпохи Ренессанса из Большого собрания изящ-
ных искусств ASG // Мир искусств. Вестник Международно-
го института антиквариата. – 2013. –№ 2. – С. 108 – 111.
Аналоги в крупных музеях, на аукционах:
1...,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16 18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,...234
Powered by FlippingBook