Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 225

А
АВИ́
СС, ЖАН
(Avisse, Jean, 1723 – 1796)
. Получил звание
мастера в 1745 г. Открыл мастерскую в 1747 г. в доме № 124
по улице Клери. Несмотря на широкую известность, разорялся
в 1769 и в 1776 гг., но с успехом возобновлял деятельность
вновь. Работал со скульпторами Жаном-Франсуа Байяром
(Jean-François Baillard), Клодом Винашем (Claude Vinache),
Пьером Руссо (Pierre Rousseau). Исполнял заказы высшего
света Франции, создавая разнообразную по типологии мебель:
большие глубокие кресла, низкие каминные и складные
стулья с характерными изгибами и высокохудожественным
орнаментом в виде рокайлей. Также выполнял более простые
модели, украшенные резным и лепным декором: плетеные
стулья для столовой, кресла для рабочего кабинета, кресла
со спинкой-«кабриоль», скамьи, кушетки и т.д. Огромной
популярностью пользовались широкие кресла со «спинкой
королевы», некоторые из которых украшались «каблучками»
на основаниях ножек и цветочным декором.
АВРИ́
ЛЬ, ЭТЬЕ́
Н
(Avril, Etienne, 1748 – 1796).
Получил
звание мастера в 1774 г. Более известен как Авриль Старший,
поскольку один из его младших братьев также был эбенистом.
Имел мастерскую на улице Шарентон, на углу с улицей Моро.
Исполнял мебель по заказам королевского двора, в частности
для покоев Марии-Антуанетты в замке Сен-Клу.
Работы Авриля, созданные в период правления Людовика
XVI, характеризуются правильными пропорциями, четкостью
и легкостью форм, простотой и строгостью линий, гладкими
поверхностями, что отвечало вкусу времени. Он редко украшал
мебель геометрическим маркетри. Чаще использовал бронзо-
вые накладки только на личинки и иногда в качестве обрам-
ления, подчеркивающего форму предмета. Создавал разноо-
бразную по типологии мебель: комоды, консоли, книжные и
платяные шкафы, секретеры, витрины, бюро, столы для игры
в трик-трак, маленькие столы для гостиных, ночные столики и
т.д. Также изготавливал предметы мебели оригинальной кон-
струкции, среди которых: двойной секретер (с двумя откид-
ными крышками), комод с небольшим ризалитом на фасаде
из тонированного в зеленый цвет сикомора и инкрустациями
из оливкового дерева (продан в Париже в 1974 г.), малое до-
рожное бюро-цилиндр и детский секретер высотой 97 см. Из-
любленными материалами мастера были красное и атласное
дерево, реже – лимонное и розовое. Перед Революцией пере-
дал управление своей мастерской младшему брату Пьеру, но
оставил за собой магазины у Порт-Сент-Антуан. После смерти
мастера товары со складов этих магазинов распродавались на
трёх аукционных торгах, каждый из которых длился несколько
дней, что говорит об огромных производственных масштабах
мастерской.
АШ, КРИСТО́
Ф АНДРЕ́
(прозванный Лагранж) (Hache,
Сhristophe André (dit Lagrange), 1748 – 1831).
Последний из
12 детей Пьера Аша. Взял себе прозвище «Лагранж» по
названию семейного владения. Учился у брата Жана-Франсуа,
с которым затем вместе работал, вероятно, занимаясь больше
коммерческой стороной дела. В 1788 г. открыл собственную
мастерскую.
Работы Кристофа Андре трудно отличить от работ его бра-
та, чье клеймо он использовал: «Аш сын в Гренобле». Часто
Кристофу Ашу приписывают мебель периода правления Людо-
вика XVI, которая могла быть сделана и Жаном-Франсуа Ашем
в 1780-е гг. После Революции Кристоф Андре, ставший наслед-
ником брата в 1796 г., продолжил профессиональную деятель-
ность вплоть до 1802 г.
Б
БАРА́
, ПЬЕР
(Bara, Pierre).
Получил звание мастера в 1758 г.
Прославился предметами мебели, украшенными сложным
орнаментом эпохи Регентства.
БИРКЛЕ́
, ЖАК
(Bircklé, Jacques, 1734 – 1803)
. Получил звание
мастера в 1764 г. Начал работу в мастерской на улице Шарентон,
затем на Сен-Николя. В 1785 – 1789 гг. получал заказы от
Марии-Антуанетты для замка Сен-Клу, герцога Орлеанского,
принцессы Ламбаль и т.д. После смерти мастера его сын
продолжил дело и сохранил действующей мастерскую до 1825 г.
В декорировке своих изделий Биркле практически не ис-
пользовал накладки из золоченой бронзы, чаще прибегая к
технике маркетри ярких и контрастных тонов. Часто компо-
зиции выполнялись из тонированного в светлый цвет дерева и
помещались на фоне темного шпона. Их декоративный эффект
еще больше усиливался за счет тематики: вазы с цветами, дра-
пировки, ленты, военные трофеи, атрибуты музыки, аллегори-
ческие символы, а также пейзажи и античные сцены. Подоб-
ные маркетри, представляющие собой объемное изображение,
можно увидеть на комодах и секретерах периода Транзисьон и
Людовика XVI. Мастер также создавал мебель с более простым
набором в виде кубов или других геометрических мотивов. Ис-
пользовал розовое, красное и атласное дерево, палисандр, ама-
рант, применял также перламутр и слоновую кость.
БЛАНША́
Р, СИЛЬВЕ́
Н НИКОЛЯ́
(Blanchard, Sylvain
Nicolas, 1725 – 1770)
. Получил звание мастера в 1743 г.
Работал на улице Клери (Cléry) под вывеской «Chat blanc»
(«Белый Кот»). Проявил настоящее мастерство в исполнении
классических образцов мебели периода Людовика XV, которые
украшал резьбой в виде листьев, цветов, завитков, картушей и
т.д. Работал также в стиле Транзисьон, но с меньшим успехом.
После смерти Бланшара его младший брат продолжил дело.
БОВ (ДЕБО́
В), МАТЬЕ́
(Bauve ou Debauve, Mathieu, ум. ок.
1786)
. Получил звание мастера в 1754 г. Работал в мастерской
на улице де Клери под вывеской «Святой Дух». Большой
популярностью пользовались кресла времен Людовика XV и
Людовика XVI с изящно изогнутыми контурами и скромным
резным декором в виде цветов. Выполнял и роскошные модели,
украшенные пышным резным декором с золочением в виде
волют, гранатов, розеток и ветвевидного орнамента. Среди
подобных образцов были и кресла для версальского театра
королевы Марии-Антуанетты. После смерти мастера его жена
продолжала поддерживать деятельность мастерской в течение
нескольких лет.
БОННМЭ́
Н, АНТУА́
Н
(Bonnemain, Antoine, род. в 1725)
.
Получил звание мастера в 1753 г. Специализировался, в
основном, на мебели для сидения с изысканной рельефной
резьбой (кресла-бюро, кресла со «спинками королевы» и
«кабриоль», канапе, плетёные стулья), которая является
прекрасным образцом интерьерной обстановки времени
Людовика XV. Модели периода Людовика XVI Боннмэн
украшал резным орнаментом в виде жемчужин и ажурными
спинками в форме лир с декоративными колоннами. Также
создавал и корпусную мебель из твердых пород древесины
(шкафы и буфеты). Сын мастера Пьер Антуан, родившийся в
1755 г., унаследовал дело отца.
БУАШО́
, ПЬЕР
(Boichod, Pierre)
. Получил звание мастера
в 1769 г. Начал работать у торговца-краснодеревщика Мижона
на улице Фобур-Сен-Антуан. Большая часть его работ была
выполнена в период Транзисьон и Людовика XVI из красного
дерева с использованием золоченых бронзовых накладок.
Популярностью пользовались небольшие столы, настенные
этажерки с тонким ажурным декором, столы-геридоны, столики
для рукоделия, комоды и десертные консоли мастерской Буашо.
БУДЕ́
Н, ЛЕОНА́
Р
(Boudin, Léonard, 1735 – 1807).
Получил
звание мастера в 1761 г. Работал в мастерских на улицах
Фобур-Сен-Антуан, Сен-Николя и Траверсье. В начале карьеры
выполнял заказы на мебель с маркетри в виде цветов и в стиле
шинуазри для торговца-краснодеревщика Мижона. К 1770-м гг.
начал получать заказы от Луи Моро (Louis Moreau) и Жерара
Перидье (Gérard Péridiez), а также от ковроделов. Особенно
высоко среди современников мастера ценились его работы,
украшенные маркетри. В 1772 г. Буден открыл собственный
магазин на улице Фроманто. Позже переехал в монастырь Сен-
Жермен-л’Осеруа. Обилие разной мебели, отмеченной клеймом
мастера, свидетельствует о работе Будена не только как мастера-
мебельщика, но и торговца.
СПИСОК АВТОРОВ
225
М
еждународный институт антиквариата
1...,215,216,217,218,219,220,221,222,223,224 226,227,228,229,230,231,232,233,234
Powered by FlippingBook