Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 37

Западная Европа
XVII – XVIII вв.
37
Б
арокко
М
еждународный институт антиквариата
ная фасадная проножка с запоминающимся названием «бараньи
косточки». И, действительно, её составные части напоминают по
размеру и конфигурации рога этого животного (кат. №147, илл. 11).
Верх спинок кресел и стульев либо прямой, либо слегка выпуклый.
В XVII в. появляется мягкая мебель для сидения. Теперь уже
не довольствуются власяными подушками, которые клались на
жесткие сиденья в эпоху Ренессанса – спинки и сидения наби-
вают конским волосом или сушеными водорослями и обивают
дорогим бархатом, атласом, камкой. Орнамент обивки имеет
крупный раппорт со стилизованными изображениями раковины,
листьев аканта, широких извивающихся лент, картушей, цветов,
часто встречаются изображения геральдических животных, ма-
скаронов, аллегорических фигур. Становится популярной обивка
с вышивкой шерстяными нитями полукрестом по прочной льня-
ной канве. Она придавала особенную чувственную нарядность
и барочную динамику интерьеру. Кресла времен Людовика XIII
производят впечатление мону-
ментальных объектов интерьера,
предназначение которых – под-
черкивать
представительность
сидящих, создавать для них со-
ответствующий антураж. Харак-
терным примером таких кресел
можно назвать кресло из Большо-
го собрания изящных искусств
ASG кат. № 115 (илл. 12), а также
кресло кат. №144.
Франция в XVII в. выступает
в авангарде развития принципов
оформления интерьера. Теперь к
созданию внутренней обстановки
относятся не с позиции насыще-
ния комнатыотдельными красивы-
ми предметами, а как к созданию
ансамбля в интерьере. Согласно
источникам, так создавались еще
апартаменты кардинала А. Ж.дю
Плесси Ришелье (1585-1642).
Однако основу будущего ком-
плексного решения интерьера
заложили кардинал и первый министр Франции Дж. Мазарини
(1602 -1661) и суперинтендант финансов Н. Фуке (1615-1680).
Оба они рассматривали искусство не только как эстетическуюцен-
ность, но и как надежное вложение денег, средство для укрепления
своего могущества. В частности, дворец суперинтенданта в Во-ле-
Виконт предвосхитил роскошь Версаля.
Ценность мебели определялась не столько дороговизной ис-
пользуемого материала, сколько мастерством и художественностью
исполнения. При Людовике XIV создается «Большой стиль»(фр.
«La grande mani
è
re»), вобравший в себя все художественные тен-
денции своего времени, объединив их в масштабный целостный
художественный стиль. Материальным воплощением его стал
ансамбль Версаля, созданный архитекторами Л. Лево (фр. Le Vau,
Louis, ок. 1612–1670)и Ж. Ардуэн-Мансаром(фр. Jules Hardouin-
Mansart, 1646-1708). Открытия и нововведения, сделанные при
дворе, затем осваивались аристократией, провинциальными вла-
дельцами замков, городским нобилитетом, а позднее стали воспри-
ниматься как эталон вкуса дворами и знатью всей Европы.
В целом, историю мебели во Франции можно разделить на че-
тыре этапа. Первый – с начала столетия – времени правления Ген-
риха IV по 1643 г. – год кончины Людовика XIII.В этот период еще
продолжают своё развитие ренессансные формы, адаптирующиеся
к новым потребностям и художественным представлениям знати.
Второй – с 1643 г. по 1661г. – это период до вступления на
престол Людовика XIV – время становления и оттачивания форм
и принципов декора мебели «Большого стиля». Нововведением
в мебельном производстве этого времени стали фанеровка и ис-
пользование эбенового дерева. Считается, что первым познакомил
французов с новой технологией и материалом фламандский ма-
стер- мебельщик Жан Масе(Jean Macé, 1600-1672 гг.).
Третий период - с 1661г. по 1690 г. –это время расцвета мебели,
когда организуется Королевская мебельная мануфактура, возглав-
ляемая художником короля – Ш. Лебреном (фр. Charles Le Brun,
1619 – 1690). При нем интерьеры декорируются масштабными
шпалерами, вытканными на Королевской мануфактуре Гобеленов,
а также в мастерских городов Бове и Обюсона.
Самым ярким мастером, сумевшим наиболее полно материа-
лизовать эстетику «Большого стиля» в мебели, был Андре Шарль
Буль (Andr
é
-Charles Boulle, 1642-1732), удостоенный звания «Ко-
ролевского чернодеревца». Именно он разработал специфическую
технику маркетри, в которой чёрное дерево эффектно сочетается
с золочёной бронзой и тонкими спилами панциря черепахи. Этот
метод декорирования по имени автора получил название «техника
Буля». Если металлические фрагменты укладывали на черепаховый
фон, то это называлось «premi
è
re partie», а если наоборот, образуя
зеркальный по контрасту узор, то – «contrepartie», иногда в одном
изделии сочетались оба приёма. В Большом собрании изящных ис-
кусств ASG имеются предметы мебели, декорированные в обеих
техниках.
Четвёртый охватывает период с 1690 г. по 1715 г. – год кончи-
ны Людовика XIV. В этот период складываются предпосылки для
перехода от помпезного интерьера в сторону более мягкого и ин-
тимного. Мебель уменьшается в размерах, орнамент становится
более миниатюрным и носит камерный характер. В декоре преоб-
ладают гибкие, более пластич-
ные контуры, арабески, мотив
раковины, а также появляются
элементы, навеянные искус-
ством Дальнего Востока. В
мягкой мебели значимой ча-
стью украшения становится
царга – доска, соединяющая
передние ножки. Теперь она
не закрывается обивкой, как
прежде. Ножки-кабриоли не
отделяются от общей кон-
струкции, а плавно переходят
в царгу.Этот прием станет ти-
пичным для искусства XVIII
в. в периоды Регентства и Лю-
довика XV. Примером может
служить кресло из БСИИ
ASG(кат. № 180, илл.13).
Среди лучших образцов
мебели XVII столетия можно
назвать кабинет из Большого
Илл. 11
Пара стульев
Франция, вторая половина XVII в.
Орех, резьба
106×59×45 cм
БСИИ ASG, инв. № 11-3583 (1,2)
Илл. 12
Кресло
Франция, кон. XVII в.
Орех, точение, резьба
107×58×70 см
БСИИ ASG
Инв. № 11-3998
Илл. 13
Кресло со спинкой королевы
Франция, нач. XVIII в.
Орех, резьба
108,5×74×81,5 см
БСИИ ASG
Инв. № 11-2516
1...,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36 38,39,40,41,42,43,44,45,46,47,...234
Powered by FlippingBook