Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 6

П
редисловие
Б
ольшое собрание изящных искусств ASG
6
Систематизация предметов мебели в настоящем каталоге
осуществлена по хронологическому, типовому и террито-
риальному (месту создания) принципам.
Хронологически
предметы разделены на восемь больших групп:
1. Мебель эпохи Ренессанса – XVI – XVII вв.
2. Мебель эпохи Барокко – XVII – нач. XVIII в.
3. Мебель эпохи Регентства – нач. XVIII в.
4. Мебель эпохи Рококо – первая половина XVIII в.
5. Мебель в стиле Транзисьон – 60 – 70-ые гг. XVIII в.
6. Мебель эпохиНеоклассицизма – вторая половина XVIII в.
7. Мебель эпохи Директории – кон. XVIII в.
8. Мебель других стран Европы XVIII в.
Мы сознательно расширили хронологические рамки эпо-
хи Ренессанса до XVII в., а Барокко до XVIII столетия, по-
скольку разные виды искусства в Европе развивались в это
время неравномерно. Если живопись уже в самом начале
XVII в. развивается в русле Барокко, то мебель, особенно в
провинции, в этом смысле отстает и ей ещё присущи ренес-
сансные черты.
Другой особенностью данного тома является то, что
мебель из Большого собрания изящных искусств ASG, соз-
данная в эпоху Ренессанса и Барокко, не разделена
по тер-
риториальному признаку
. Большая часть этой мебели была
создана во Франции. Мебель эпохи Барокко, изготовленная
в Италии, Голландии, Германии, Испании и Португалии, со-
ставляет незначительную часть коллекции. Еще меньше ко-
личество мебели Ренессанса, созданной в этих странах. По-
этому мебель данных разделов представлена в общем блоке.
О территориальном разделении мебели на отдельные
группы можно говорить лишь с XVIII в., когда мебель различ-
ных стран Западной и Восточной Европы стала носить яркие
региональные черты. В данном томе в отдельных разделах
представлена мебель, выполненная в Голландии в XVIII в., а
также в других странах Европы: Германии, Италии, Англии,
Дании, России, Фландрии, Португалии и Испании.
Вся мебель в каталоге разделена
на корпусную и мебель
для сидения
. Для удобства пользования каталогом внутри
каждого раздела выделены виды, типы и подтипы мебели.
Важной характеристикой предмета является его видовая
принадлежность, т.к. выявляет его функциональное назна-
чение. Например, стол – является видом мебели, предназна-
ченным для расположения на нем разнообразных предметов
и выполнения различных работ. Более частным основанием
его модификации является его использование, например,
ломберный столик для игры в карты. Однако данный тип
можно свести и до уровня подтипа, конкретизируя для какой
именно карточной игры он предназначен (столик для игры в
трик-трак – старинная французская игра в кости, являющая-
ся прообразом современных нард).
Мебель для сидения, в свою очередь, разделена по форме
спинок и сводов (в мебели эпохи Барокко мебель для сиде-
ния систематизирована по форме проножек).
При разделении предметов мебели Большого собрания
изящных искусств ASG по видовому и типологическому
принципу за основу была принята французская классифи-
кация, представленная в двухтомном справочнике Николя
де Рейнье (Nicole de Reynies «Mobilier domestique», Paris,
2003). Многие французские термины и понятия, использу-
емые в описании предметов мебели, были адаптированы с
учетом российской научной терминологии.
В отдельные разделы выделена мебель для туалетных ком-
нат, церковная мебель, а также мебельные фрагменты.
Каталог включает
основные сведения о работе
, извест-
ные в настоящее время. В начале указывается каталожное
название предмета, а также фамилия и имя мастера-мебель-
щика, исполнившего его. Далее следуют страна и время соз-
дания, материал (порода дерева и сорт мрамора), техника и
размеры предмета. Затем называется инвентарный номер
вещи в БСИИ ASG.
Отдельная позиция посвящается
описанию
мебельных
изделий. Здесь дается довольно подробное описание кон-
струкции и декоративного оформления предметов, а в неко-
торых случаях и сюжетной композиции.
В позиции
«Провенанс»
указывается время и место
приобретения работы, а также, по возможности, история ее
существования в разных коллекциях.
«Экспертное заключение»
называет имя специалиста,
первично атрибутировавшего вещь. Как правило, это экспер-
ты ведущих французских аукционных домов. При составле-
нии каталога атрибуция предметов мебели производилась и
русскими экспертами, в частности Александром Евгеньеви-
чем Богатырёвым – аттестованным экспертом по культур-
ным ценностям Министерства культуры РФ (предметы ме-
бели ХVIII – XXI веков).
В разделе
«Сведения об авторе»
дается ссылка на стра-
ницу настоящего каталога о мастерах-мебельщиках XVIII в.
Здесь приводится информация о годах их жизни, дате по-
лучения звания мастера, высокопоставленных заказчиках,
особенностях украшения предметов мебели и техники их
исполнения, а также о наследниках мастерской. Для рабо-
ты над каталогом использовалась большая энциклопедия
Пьера Кжельберга «Французские мебельщики XVIII века»
(Kjellberg P. «Le mobilier français du XVIIIème siècle», Па-
риж, 2002).
При определении сюжетов и символики элементов ком-
позиции произведения использовался «Словарь сюжетов и
символов в искусстве» Джеймса Холла (2004).
В наиболее примечательных случаях в каталог введена
позиция
«Другие работы художника»
, а также
«Аналоги
в крупных музеях и на аукционах»
. При этом в случаях,
когда конкретное местонахождение аналога неизвестно, ис-
пользовалась электронная ссылка на сайт, где он воспроиз-
веден.
В каталог также включены сведения о реставрации про-
изведения, времени и мастере, производившем ее, а также о
публикациях в печатных изданиях. Познакомиться с инфор-
мацией о произведениях собрания в электронном виде мож-
но на сайте
О
т редакци
СТРУКТУРА КАТАЛОГА
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,...234
Powered by FlippingBook