Каталог ИСКУССТВО МЕБЕЛИ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVI-XVIIIвв. Книга 1 - page 7

П
редисловие
7
М
еждународный институт антиквариата
История коллекции мебели Большого собрания изящных
искусств ASG достаточно молода – не превышает десяти лет.
Но ценность любой коллекции обеспечивается не периодом
ее существования, а полнотой и качеством экспонатов. Кол-
лекция мебели БСИИ ASG – это не просто стулья и столы,
а мебельные шедевры западно-европейских мастеров XVI-
XIXвв.
Необходимость издания данного каталога обусловлена
не только научными задачами атрибуции и систематизации
предметов коллекции, но и современной практикой. В наши
дни вопросы сохранения объектов архитектурного насле-
дия становятся все более актуальными. Эта работа немысли-
ма без реконструкции интерьера, значительную часть кото-
рого составляет именно мебель.
ОТ ДЕКОРАТИВНОСТИ
К УТИЛИТАРИЗМУ
В современном обществе мебель воспринимается толь-
ко как утилитарный предмет, созданный исключительно для
того, чтобы сделать жизнь людей более удобной. Сегодня
малозаметная мебель в глазах большинства считается краси-
вой и наиболее подходящей для того, чтобы занимать свое
место в доме. Вместо громоздких резных шкафов прошлых
веков появились гораздо более удобные компактные си-
стемы хранения вещей, которые с легкостью монтируются
в проемы, потому что не имеют никаких украшений и тя-
готеют к простой геометрической форме. Многофункцио-
нальность мебели и её способность до времени исчезать из
виду происходят просто от вынужденного приспособления
к недостатку жилой площади. По сути это является ухищре-
нием от бедности.
Философия утилитаризма по отношению к мебели яви-
лась следствием существенной демократизации общества в
XIX веке (в частности, небывалых по масштабу миграцион-
ных процессов, ранней экономической самостоятельности
молодежи и т.п.) и была подкреплена доступностью мебели
фабричного производства. Примерно на середину XIX века,
когда от ручного производства мебели перешли к поточно-
му, фабричному, приходится изобретение знакового пред-
мета – металлической кровати с панцирной сеткой. Сегодня
данный предмет мебели является символом жилья казар-
менного типа, а в позапрошлом веке это была невиданная
до тех пор возможность оборудовать недорогое автономное
гигиеничное спальное место.
Эволюция производства мебели происходила постепен-
но: сначала упростили резьбу, потом стали делать предме-
ты мебели преимущественно по копиям, а потом уже и на
станках. И в конце-концов мебель упростили настолько,
что она перестала быть украшением дома, и именно тогда
сделали ставку на мебель массового производства. Новые
характеристики мебели, заложенные в XIXв., – удобство и
незаметность – продолжают усиливаться до настоящего вре-
мени. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что последний
«гвоздь в крышку гроба» мебели как искусства вбила совре-
менная, популярная во всем мире система ИКЕА. Именно у
ИКЕА основная идея мебели – максимальное упрощение.
В результате это приводит к гибели мебельного искусства.
Во всем мире предлагают сидеть на одинаковых стульях,
однотипных креслах, которые достаточно удобны, безлики
и тиражируются в огромном количестве в глобальных мас-
штабах. Итак, условно говоря, вечером вы можете купить во
французском магазине то, что утром видели в Лондоне. Это,
действительно, своего рода геноцид мебели как искусства.
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,...234
Powered by FlippingBook