Вестник Международного института антиквариата "Мир искусств" №3 (11) 2015 - page 170

#03 (11) 2015
170
ПЕРСОНАЛИИ
камзол с золотым шитьем и белый кружев-
ной галстук. Его напудренные волосы укра-
шены сзади черным бантом. В правой руке
портретируемый держит жезл, а левой –
прижимает к себе треуголку. Несмотря на
присутствие в композиции жезла, являю-
щегося официальным атрибутом, портрет,
скорее, носит интимный характер. Фигура
выдвинута на передний план, спокойный
взгляд обращен на зрителя, фоном служит
изображение темного небосвода без ка-
ких-либо дополнительных деталей – в дан-
ном случае все это делает художественный
образ более простым и доступным. При этом
портретируемый полон достоинства и пре-
исполнен осознания своей высокой роли в
качестве модели для портрета.
Не только о французских художниках
оставил для потомков свои впечатления
Дидро, но и о других европейских мастерах.
В частности, об итальянском живописце
Франческо Казанове
(1727 – 1802).
«Ах, г-н Казанова, куда девался ваш та-
лант? Ваша кисть уже не так сильна, как
раньше, краски не так ярки, рисунок пестрит
неправильностями» – вопрошает Дидро [2,
с.89].
«Узнаю ваших лошадей, раненых, мерт-
вецов, умирающих, всю эту сумятицу, места-
ми – вспышки огня, местами – потемки, все
эти ужасные сцены, происходящие на поле
боя, - все это ваше… но нельзя уже сказать,
что они словно соскакивают с полотна, пыл
вашей кисти угас. Произведения, выстав-
ленные Казановой, в этом году (речь идет
о 1763 годе.- прим. авторов статьи) гораздо
хуже, чем в предыдущем Салоне. В них не
хватает прикосновения Лутербура (счита-
лось, что он проживал в доме Казановы и
отделывал его картины.- то же), то есть не
чувствуется того кропотливого, утомитель-
ного и талантливого мастерства, когда одни
мазки накладываются на другие, просвечи-
вающие сквозь них и как бы остающиеся в
запасе [2, с.90].
Через два года Дидро более снисходите-
лен. Он называет Казанову поистине круп-
ным художником, наделенным фантазией
и страстью, его воображение переносит на
холст ржущих и вздыбленных коней, кусаю-
щих, бьющих, крушащих друг друга; людей,
уничтожающих себе [2, с.142]. Однако ему
удаются и более мирные сцены; с равным
мастерством он может изобразить не толь-
ко дерущегося, но и отдыхающего или бре-
дущего по дороге солдата [2, с.143].
И опять Дидро испытывает горечь от
того, что поэт нашего века выразил слова-
ми: «Сколько нужно мук, чтоб руки с серд-
цем слить!». Если бы мастерство исполнения
стояло вровень с величием замысла… Вбли-
зи предметы выглядят четко очерченными,
вдали же – слитыми в некой дымке. Вот аз-
Франческо Казанова
Кавалерист
Италия, XVIII в.
Холст, масло. 55
×
46 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3344
Донатьен Ноннот
Мужской портрет
Франция, 1765 г.
Холст, масло. 61,5
×
50 см
БСИИ ASG, инв. № 02-0832
1...,160,161,162,163,164,165,166,167,168,169 171,172,173,174,175,176,177,178,179,180,...190
Powered by FlippingBook