Вестник Международного института антиквариата "Мир искусств" №3 (11) 2015 - page 178

#03 (11) 2015
178
НОВОСТИ ИСКУССТВА
НЕДЕЛЯ СТАРЫХ МАСТЕРОВ
Джузеппе Рекко
Натюрморт с цветами в стеклянной вазе,
сдобой и засахаренными фруктами
Италия, XVII в.
Холст, масло, 78
×
131 см
8 июля 2015 г., Лондон, аукцион Sotheby’s, лот 30
£
125.000 (эстимейт
£
100.000–
£
150.000)
Джузеппе Рекко
Натюрморт с корзиной цветов,
птицей и яблоками
Италия, XVII в.
Холст, масло, 50
×
71 см
БСИИ ASG, инв. № 04-4091
В середине лета на Sotheby’s и Christie’s
прошла серия аукционов старых мастеров
и британских художников. В данном обзоре
мы уделим особое внимание проходившим
на аукционах натюрмортам и домашним
сценам, а также их аналогам в Большом со-
брании изящных искусств ASG.
Период наивысшего расцвета натюрмор-
та – XVII век – это время равновесия жи-
вописного эффекта и эмблематической на-
грузки в рамках этого жанра.
Самый дорогой натюрморт на прошед-
ших торгах принадлежит кисти Джузеппе
Рекко (Giuseppe Recco; 1634–1695) – одного
из ведущих мастеров натюрморта Неаполя
второй половины XVII века. Его отец и дядя
также специализировались на натюрмор-
тах. Для неаполитанской школы натюрморта
характерен натуралистический стиль, игра
световыми эффектами на предметах повсед-
невного пользования, «рыбные» и «кухон-
ные» композиции. Рекко воспринял все эти
особенности, но со временем добавил к ним
черты пышного и декоративного стиля Рима
и Северной Италии. В аукционной работе,
предположительно относящейся к 1670-м
годам, к простоте его ранних неаполитанских
натюрмортов прибавилась легкая театраль-
ность, а животных, морепродукты и медные
тарелки заменили изысканные сласти. На пе-
реднем плане справа изображен красочный
цветочный букет. На полотне кисти Рекко из
Большого собрания изящных искусств ASG,
помимо цветов и плодов, изображена птица
экзотической окраски. Живая птица в сим-
волических композициях практически всегда
имеет положительное значение, она изобра-
жает душу человека, безгрешную, но порой
снедаемую соблазнами. В данной работе тя-
гой к соблазну можно трактовать ее взгляд,
обращенный на яблоки.
Когда говорят о старинном натюрморте,
то в первую очередь вспоминают о Нидер-
ландах, оставивших нам самые разнообраз-
ные и многочисленные образцы этого жанра.
Натюрморт Йориса ван Сона (Joris van Son;
1622–1667) с фруктами в корзине, золоче-
ным кубком, бокалом вина, ветчиной, пиро-
гом, апельсином, лимоном и крабом на столе,
накрытом белой и синей тканью, был продан
на аукционе Sotheby’s за £87.500, что превы-
сило верхнюю границу его эстимейта на 17,5
тысяч фунтов. Это полотно также можно от-
нести к жанру vanitas, а точнее, его подвиду
«pronk still life» («натюрморт роскоши»). Ос-
новным посылом данного натюрморта было
напоминание о быстротечности жизни и пе-
реключение внимания с земного, временного,
на вечное. Так, в музее Международного ин-
ститута антиквариата выставлена картина по-
следователя Хуана де Вальдес Леаля «In Ictu
Oculi» («В мгновение ока»), на которой смерть
в образе скелета тушит свечу, установленную
над символами земных благ: у ее ног папская
тиара, корона императора и короля, книги
ученых, офорты художников и шпаги воинов.
Марина Торшина
искусствовед
1...,168,169,170,171,172,173,174,175,176,177 179,180,181,182,183,184,185,186,187,188,...190
Powered by FlippingBook