187
КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ
#03 (11) 2015
картины много французского, вдохновляясь
японской икебаной и соединяя символику с
декоративной монументальностью.
Произведения художника очень быстро
обрели известность и признание. Он экс-
понировал работы на выставках в Антвер-
пене, Гааге, Генте и Брюсселе, был членом
нескольких академий художеств.
Удивительно, но Редуте и Ван Даль не
только родились в одной стране, избрали
одну профессию, оба жили в Лувре, были
верны всю жизнь одной теме, но и умерли
в один год – 1840. Ван Даль похоронен на
кладбище Пер-Лашез рядом со своим на-
ставником Жераром Ван Спаендонком.
Многие его произведения, весьма це-
нившиеся еще при жизни художника, мож-
но увидеть в Лувре, замках Мальмезон и
Фонтенбло, Антверпенском музее, Эрмита-
же, ГМИИ им. Пушкина, музеях европейских
столиц.
Большое собрание изящных искусств
ASG обладает значительной коллекцией
французского цветочного натюрморта вто-
рой половины XVII – нач. XIX вв. Здесь, без-
условно, выделяются имена таких мастеров
флористического жанра, как Жан-Батист
Моннуайе (1636 – 1699) и Жан-Жак Баше-
лье (1724 – 1805). Оба они немало сдела-
ли для формирования основ этого жанра
и, по сути, являлись предтечей учителя Ван
Даля – Жерара Ван Спаендонка. Можно
выстроить «хронологическую лесенку» раз-
вития французского цветочного натюр-
морта от предшественников Ван Даля до
собственно творчества этого живописца и
далее. В качестве примеров работ предше-
ственника Ван Даля из собрания ASG можно
рассмотреть парные картины французско-
го живописца второй половины XVIII века
Никола Рикёра – «Цветочный натюрморт с
виноградной кистью» и «Цветочный натюр-
морт с птицей».
О самом Рикёре информации практиче-
ски нет. Известно лишь, что он работал во
Франции в период с 1772 по 1787 годы. Его
работы вполне соответствуют стилистике
произведений современника живописца –
Спаендонка. На полотнах мы видим пышные
высокие букеты, установленные в золоче-
ные вазы. При всей кажущейся хаотичности
расположения свежие бутоны роскошных
цветов тщательно подобраны, создавая
цветовое разнообразие и ту самую пестроту
колорита, которая не кажется чрезмерной,
а радует взгляд.
Как образцы произведений, создан-
ных продолжателями традиций Ван Даля,
можно привести также парные цветочные
натюрморты неизвестного представителя
французской школы второй половины XIX в.
В данном случае мы также видим раски-
дистые букеты, скомпонованные из различ-
ных цветов. Аналогично Ван Далю художник
избирает для своих композиций нейтраль-
ный фон и яркие, сочные тона для изобра-
жения цветов на переднем плане. И также
актуальны для него не только точность в
изображении разных сортов цветов, но и
гармоничность общего декоративного зву-
чания, создание ощущения торжественно-
сти и изысканности от созерцания хрупкой
красоты цветочных бутонов.
Источники:
ixzz3jB2Pnnob
/
post364072187/
Ж.-Ф. Ван Даль Натюрморт
с нарциссами, розы и
другие цветы в вазе с
бабочкой, стрекоза и жук
Ж.-Ф. Ван Даль
Розы в стеклянной
вазе на выступе
Ж.-Ф. Ван Даль
Приношение
Флоре
Никола Рикёр
Цветочный натюрморт с
виноградной кистью
Цветочный натюрморт с птицей
Франция, вторая половина XVIII в.
Холст, масло, 106,5
×
61 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3426 (1, 2)
Французская
школа второй
половины XIX в.
Парные
цветочные
натюрморты
Холст, масло
Овалы 63
×
52,5 см
БСИИ ASG
Инв. № 04-
4978 (1,2)