Стр. 182 - Вестник Международного института антиквариата "Мир искусств" №5

Упрощенная HTML-версия

№1 (05) 2014
182
АНТОЛОГИЯ СЮЖЕТОВ БСИИ
«Продажа Амуров»
Наследие Древнего Рима в Большом собрании
изящных искусств ASG
Мария
Манохина,
искусствовед
МИА ASG
Редкий и необычный сюжет – «Продажа Аму-
ров» имеет богатую историю, берущую начало с
II в. до н.э. Чтобы проследить историю и истоки
данного сюжета, его интерпретацию, воспроиз-
ведение в различных видах и техниках, нам стоит
обратиться к древнеримской живописи.
В национальном археологическом музее Не-
аполя выставлена древнеиталийская фреска
«Продавщица Амуров» виллы Ариадны. Сама
же вилла располагалась в древнеиталийском го-
роде Стабии на берегу Неаполитанского залива.
Стабии были курортным городом, где богатые
римляне имели летние виллы для отдыха на море.
Так же, как Помпеи и Геркуланум, город погиб в
79 г. н.э. после извержения Везувия.
После раскопок Стабий в 1757- 1762 гг. фран-
цузскими археологами во главе с Карлом Вебером
вилла получила название по фреске с изображени-
ем Диониса, спасающего Ариадну с пустынного
острова. Она произвела настолько сильное впе-
чатление, что затмила другую фреску той же вил-
лы, изображающую продавщицу Амуров, в свое
время очень популярную. Галиано Фердинандо,
итальянский экономист и дипломат эпохи Про-
свещения XVIII века, писал главе неаполитанско-
го правительства Бернандо Тануччи, что видел ее
скопированной в десятке домов в Париже.
Одним из первых изображений, повторяющих
композицию фрески «Продавщицы Амуров»
виллы Ариадны, была гравюра Карло Нолли, вос-
произведенная в двухтомном «Сборнике антич-
ных древностей Геркуланума» (фр. «Le Antichità
di Ercolano»), 1762 г.
В 1763 году эта же фреска послужила прототи-
пом для картины «Продавщица Амуров» фран-
цузского художника Жозефа Мари Вьена ( Joseph
Marie Vien, 1716-1809).
«Торговка амурами» была написана Вьеном
по заказу графа Келюса. С 1778 г. она принадле-
жала графу де Бриссак, который преподнёс её в
Фреска «Продавщица Амуров»
II в.до н.э.
22,5×28,5 см
Национальный археологический музей, Неаполь
КарлоНолли
Гравюра по фреске «Продажа
Амуров»
Франция, 1762 г.
«Древности Геркуланума», том 2.
Аннотация
:
в статье рассказывается о древнегреческом мифе продажи Амуров, воспроизве-
денном на бюро Большого собрания изящных искусств ASG, работы французских мастеров XIX
века. О художественно-наследственной взаимосвязи изображения мифологического сюжета бюро
и древнеримской живописи из виллы города Стабии.
Ключевые слова:
продажа Амуров, вилла Стабии, древнеримская живопись, Пир Платона
(Симпосий), Древности Геркуланума, Жозеф Мари Вьен, французская мебель XIX века.
SummaryAbstract:
In this article tells about Romanmyth Cupids sale, reproduced in bureau
a large collection fine arts ASG, French artists XIX century. Hereditary relationship images
mythological story bureau and Roman painting of city villas of Stabiae.
Key words:
Cupids sale, villa Stabiae, Roman painting, Plato Symposium, Antiquities of
Herculaneum, Joseph-Marie Vien, French XIX century furniture.