decor
Следите за нашими новостями

Аналоги из БСИИ ASG на европейских аукционах

14.02.2017

Международный институт антиквариата продолжает отслеживать лоты, выставляемые в авторитетных аукционных домах Европы, аналоги которых есть в Большом собрании изящных искусств. В конце минувшего года на торгах в аукционных домах Доротеум (Вена) и Хампель (Мюнхен) были выставлены произведения круга знаменитого анималиста Снейдерса и итальянского пейзажиста Марко Риччи.

Борьба
Франс Снейдерс
Борьба кошек и собак
Холст, масло, 120x179 см
Эстимейт 100-150 тыс. евро

В сентябре 2016 года аукционный дом Хампель выставил на продажу полотно мастерской фламандца Франса Снейдерса (1579-1657) «Борьба кошек и собак». Оценочная цена лота составила от 100 до 150 тыс. евро.

Франс Снейдерс учился у Питера Брейгеля и Хендрика ван Балена и известен как автор крупноформатных работ в жанре натюрморта и анималистики. Тема стычек, а то и драматических схваток между кошками и собаками встречается у него в нескольких вариациях. Так и данное масштабное полотно показывает яростное столкновение двух собак и трех кошек. Первой жертвой этой нешуточной схватки стала фаянсовая чаша с малиной, рухнувшая на пол. Белая охотничья собака с коричневыми пятнами только что ухватила кошку за шею, ей уже не вырваться из этих сильных натренированных лап, а другой кот шипит на собаку, ограничивающей ему пути к отступлению.

Фрагмент_1
Франс Снейдерс
Борьба кошек и собак (фрагмент)

Пол в шахматную плитку покрыт осколками стекла, разбросанными фруктами и тушками дичи, корзина с овощами нарисована в правой части. При этом исход схватки совсем не предрешен, поскольку собака, наблюдающая за битвой (нам видна только ее морда), явно трусит вступать в бой, а на столе справа еще один весьма крупный кот прижал уши и изготовился к прыжку. Несмотря на то, что устроители аукциона отнесли картину к мастерской Снейдерса, она явно несет в себе отпечаток руки мастера.

Фрагмент_2
Франс Снейдерс
Борьба кошек и собак (фрагмент)

0916_фрагмент1
Франс Снейдерс
Собаки на кухне (фрагмент)
БСИИ ASG, инв. №04-0916

Устроители аукциона благодарят доктора Фреда Мейера (РКД, Гаага) за его консультационную помощь. Интервью с данным искусствоведом можно прочитать в 16 номере «Мира искусств».

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа на аналогичный сюжет, также изображающая борьбу кошки с собакой. Картина написана мастерской Снейдерса при непосредственном участии самого мэтра.

4263
Франс Снейдерс и его мастерская
Драка кошки с собакой
Фландрия, около 1650 г.
Холст, масло. 105×125 см
БСИИ ASG, инв. №04-4263

В данном случае животные сцепились из-за куска мяса. Композиция наполнена чисто фламандским юмором, а также вниманием к деталям быта и взаимоотношениям между персонажами. В правой части мы видим кошку, лежащую на спине. Она впилась когтями в лапу собаки, которая в свою очередь, почувствовав слабость противника, уже не смотрит на него. Ее взгляд устремлен на вожделенную снедь, которую пытается утащить новый соперник, явно желающий воспользоваться моментом. Художник изобразил мясо среди разбитых кусков фаянсовой чаши, расписанной синим кобальтом – популярной в XVII столетии в странах Франции, Фландрии и Нидерландах разновидности посуды. Здесь же он запечатлел португальский стул, обитый телячьей кожей, прикрепленной к корпусу гвоздями с широкими шляпками. Типичной деталью подобных предметов мебели являлись и ножки токарной работы. Подобные изображения стульев можно встретить на многих произведениях Снейдерса. В частности, в работе «Собаки на кухне» из собрания ASG присутствует аналогичный стул с обезьянкой на нем.

0916
Франс Снейдерс
Собаки на кухне
Фландрия, XVII в.
Холст, масло. 118×178 см
БСИИ ASG, инв. №04-0916

В декабре в аукционном доме Доротеум был выставлена работа круга Франса Снейдерса «Натюрморт с дичью и виноградом».

Дичь
Франс Снейдерс, круг
Натюрморт с дичью и виноградом
Холст, масло, 51х65 см
Цена реализации составила 10 тыс. евро.

Провенанс картины включает в основном частные собрания – рейнская частная коллекция, коллекция барона Дж. ван Луппена (1899-1974) , галерея искусств в Брюсселе. Цена реализации произведения составила 10 тыс. евро. Работа создана явно позднее Снейдерса, об этом свидетельствуют чистенькие чинно разложенные тушки птиц с гладкими, словно их не ловили в силки, не стреляли в них дробью, не запачканными кровью перьями…

В Большом собрании изящных искусств ASG находится натюрморт последователя Снейдерса, где кроме дичи и фруктов изображен еще и павлин.

4446
Франс Снейдерс, последователь
Натюрморт с павлином и фруктами
Фландрия, около 1700 г.
Холст, масло. 95×128,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-4446

Длинный хвост птицы будто бы выходит за пределы композиции, благодаря чему создается впечатление «скованности» натюрморта рамками холста. В правой части хаотично разложенные куропатки в корзине, домашняя утварь и спаржа дополнены фигурно разрезанной тыквой с заостренными краями. Подобное нагромождение предметов и нарядность колорита, когда золотистая внутренность тыквы и плоды персика на заднем плане яркими цветовыми пятнами выделяются на приглушенном фоне серых драпировок, характерны для ранних работ самого Снейдерса и со временем будут только нарастать в его произведениях.

Кроме этого, близкое изображение винограда в одинаковых корзинах присутствует на картине мастерской Снейдерса из собрания ASG «Дичь, плоды и рыба».

2453
Франс Снейдерс, мастерская
Дичь, плоды и рыба
Фландрия, XVII в.
Холст, масло. 119×169 см
БСИИ ASG, инв. №04-2453

2453_фрагмент1
Франс Снейдерс, мастерская
Дичь, плоды и рыба (фрагмент)
БСИИ ASG, инв. № 04-2453

Дичь_фрагмент1
Франс Снейдерс, круг
Натюрморт с дичью и виноградом (фрагмент)

Изображение кошки, включенное в данную композицию, вносит момент занимательности. Сюда же, не без романтичности введены музыкальные инструменты, ноты и глобус. Они придают работе неожиданную философскую значимость.

0916_фрагмент2
Франс Снейдерс
Собаки на кухне (фрагмент)
БСИИ ASG, инв. №04-0916

0916_фрагмент3
Франс Снейдерс
Собаки на кухне (фрагмент)
БСИИ ASG, инв. №04-0916

Франс Снейдерс был поистине гением натюрморта и анималистического жанра, ему одинаково хорошо удавались и изображения животных, их анатомия, передача повадок и характера, и натуральное воспроизведение плодов, что доказывает фрагмент картины с артишоком – мы не просто видим, а словно ощущаем его бархатистость и прохладу.

Пейзаж
Марко Риччи
Речной пейзаж с фигурами и зданием перед озером
Холст, масло, 202х291 см

Марко Риччи (1676-1729) является крупнейшим мастером пейзажной живописи восемнадцатого столетия. Ему отдается пальма первенства в мастерстве передачи солнечного света не только среди старых мастеров, но и в целом в истории живописи. Это в полной мере подтверждают его работы – и выставленный в аукционном доме Хампель «Речной пейзаж с фигурами и зданием перед озером», и «Пасторальная сцена» из Большого собрания изящных искусств ASG.

Монументальная картина размером почти два на три метра, несомненно, является одной из лучших работ Марко Риччи, образцом итальянского пейзажа сеттеченто (итал. - семьсот), так в Италии принято называть итальянскую живопись XVIII века. Работа выдержана в общем стиле его поэтики и по качеству явно принадлежит серии шедевров Риччи. Смешение героической и идиллической природы – специфика его пейзажей. Эта работа имеет много необычного, начиная от размера, до вершины его мастерства в передаче солнечного света, что придает этой картине несравненное сияние. Здесь отражены глубокие познания художника в специфике передачи воздушно-светового пространства, авторская интерпретация и творческое прочтение манеры таких великих художников, как Джорджоне, Тициан, Бассано, Карраччи и Пуссен.

В этой картине можно полюбоваться и изумительным колоритом, свойственным всем произведениям Риччи, его мастерским знанием перспективы и классической формы. Многочисленные персонажи помещены точно между передним планом и фоном и придают сцене приятный реализм. Оценочная цена работы достигла 150- 250 тыс. евро.

1049
Марко Риччи
Пасторальная сцена
Италия, XVIII в.
Холст, масло. 73×99,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1049

Практически в том же стиле выдержан пейзаж Риччи из БСИИ ASG. В левой части полотна Марко Риччи из собрания ASG изображены крестьяне на дороге. Яркая красная юбка крестьянки, повернутой спиной к зрителю, является, своего рода, цветовым акцентом композиции. Горы, кучевые облака и архитектурные постройки на заднем плане близки пейзажу с картины Риччи, проходившей на аукционе.

Пейзаж_фрагмент1
Марко Риччи
Речной пейзаж с фигурами и зданием перед озером (фрагмент)

Пейзаж_фрагмент2
Марко Риччи
Речной пейзаж с фигурами и зданием перед озером (фрагмент)

1049_фрагмент1
Марко Риччи
Пасторальная сцена (фрагмент)
БСИИ ASG, инв. №04-1049

1049_фрагмент2
Марко Риччи
Пасторальная сцена (фрагмент)
БСИИ ASG, инв. №04-1049

1049_фрагмент3
Марко Риччи
Пасторальная сцена (фрагмент)
БСИИ ASG, инв. №04-1049

Излюбленными темами Марко Риччи были разнообразные состояния природы, наиболее часто он писал раннее утро или день, клонящийся к закату. Для овладения приемами тонального колорита Риччи начал изучать произведения голландских и фламандских мастеров. Обилие в его картинах «вибрирующего света» всегда сопровождается точной передачей всех нюансов, определяемых временем суток, состоянием атмосферы, переходом от тени к свету и т.д., что сделало его подлинным новатором пейзажной живописи.

Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА
Елена ВЛАСОВА (фотографии)

Источники:
hampel-auctions.com
hampel-auctions.com
dorotheum.com

Поделиться: