decor
Следите за нашими новостями

«РАВНЫЙ РЕНИ…»

30.06.2020

Болонскую школу живописи XVII века прославили такие имена, как Альбани, Гверчино, Рени, Креспи и др., но особенность их творчества состояла в том, что в отличие от современных им художников римского барокко, они стояли на позициях академизма и маньеризма. И только Доменико Мария Канути, крупнейший мастер фрески, сумел интерпретировать в своем творчестве римское барокко при доминировании болонского академизма, оказав тем самым значительное влияние на местную школу.

Канути699
Канути, Доменико Мария
Автопортрет


Доменико Мария Канути (1620-1684), сын Луки и Сантины, – итальянский художник периода барокко.

Родился будущий живописец в Болонье, здесь же помимо двух периодов, проведенных в Риме в 1640-х и 1670-х годах, и краткого пребывания в Падуе, он работал. Живописью занималась и его сестра Джулия, она вышла замуж за художника Доменико Марию Бонавери, и трое их сыновей – Доменико, Карло и Лука – продолжили семейные традиции.

После окончания начальной школы Канути поступил работать в ювелирную мастерскую, но из-за отвращения к торговле пробыл там недолго. Свое художественное образование он начал с изучения рисунка в мастерской Джованни Баттисты Бертуччи – одного из представителей семейной династии художников, в которой оставался в течение двух лет. Канути повезло: его заметил выдающийся болонский ученый аббат Таддео Пеполи, член религиозного ордена Оливетана (отделившегося от ордена бенедиктинцев) и представитель одной из самых влиятельных семей Болоньи, он позаботился о судьбе художника, когда тот был еще подростком. Пеполи устроил его сначала в мастерскую Альбани, а затем в мастерскую Гвидо Рени и Гверчино, где Канути работал до самой кончины «божественного», как называли Рени, – 1642 года. Через некоторое время он решил поступить в мастерскую Джованни Сирани, но так резко отличался своими способностями от других учеников, что его таланту в конце концов стал завидовать сам Сирани. Из-за конфликта с ним Канути покинул студию, и некоторое время работал один. Примерно в конце 1646 года при содействии Таддео Пеполи Канути отправился в Рим, где оставался до 18 декабря 1651 года, как свидетельствует его письмо своему покровителю.

Участие болонского аббата помогло окончательному художественному формированию двадцатипятилетнего юноши. Если в Болонье Канути имел возможность усвоить все лучшее из местной школы живописи благодаря учениям таких крупных мастеров, как Франческо Альбани, Гвидо Рени, Гверчино, Джованни Андреа Сирани и Джованни Франческо Джесси, то в Риме у художника появилась возможность расширить свое классическое образование за счет самых современных на тот момент подходов. Здесь Канути изучает технику фрескового письма и обретает свою уникальную манеру. Именно во фреске он достиг наивысших художественных результатов.

Первое известное произведение Канути – «Экстаз Святой Сесилии» – написано для церкви в Имоле, и хотя он продолжал создавать как алтари, так и станковые картины на протяжении всей своей жизни, более всего Доменико Мария Канути известен как мастер потолочных плафонов. Его особый вклад в развитие этого популярного элемента декора дворцов и храмов базируется на интеграции традиций болонской и римских школ. С начала 1650-х годов Канути, работая в Риме, изучал шедевры своего земляка Аннибале Карраччи для усвоения правил композиции масштабных декоративных росписей.

Технику фрески Канути перенял у выдающегося мастера Джованни Ланфранко (1658-1647), с которым вместе работал. После кончины Ланфранко в получении заказов Канути стал помогать скульптор Алессандро Альгарди (1598-1654), также болонец. Это позволило ему продолжить работу в городе и изучать достижения великих предшественников. На формирование авторского стиля Канути огромное влияние оказали также фрески Пьетро да Кортоны (1596-1699) во дворце Барберини.

В 1655 году он вернулся в Болонью и создал мастерскую, ставшую вскоре преуспевающей. В этом же году он получает один из самых важных своих заказов – украшение дворца своих покровителей, знатного болонского рода Пеполи – Кампогранде, которое завершит в 1669 году. Фреска «Апофеоз Геркулеса на Олимпе» на потолке центрального зала выполнена в традиционной для Болоньи технике квадратуры и демонстрирует страсть Канути к венецианской школе с ее особым вниманием к глубине пространства, цветовому колориту с преобладанием теплых и золотистых тонов. Термин квадратура обозначает форму иллюзорной росписи, в которой изображения архитектурных элементов наносятся на стены или потолок так, что оптически расширяют реальную архитектуру комнаты, продолжая ее в воображаемое пространство. Этот прием получил широкое распространение в итальянской церковной фресковой росписи, особенно эпохи барокко. Техника квадратуры требовала исключительных визуально-пространственных навыков и мастерства линейной перспективы.


Апофеоз700
Канути, Доменико Мария
Апофеоз Геркулеса на Олимпе (1669). Фреска
Палаццо Пеполи Кампогранде. Болонья, Италия


Канути в этой фреске создал иллюзию огромного воздушного пространства, ритмично чередуя области темноты и света. Здесь выражена вся его любовь к орнаменту и чувственному изобилию фруктов и цветов, что ближе скорее генуэзским, нежели римским вкусам. При этом эскизы для проектов Канути демонстрируют его привычку в процессе работы отклоняться от первоначального замысла.

В Палаццо Пеполи Канути создает еще два потолочных плафона, отражающих эпизоды из жизни своего покровителя, эскизы к ним ныне хранятся в Национальной художественной галерее Болоньи. В них он демонстрирует свою страсть к венецианскому искусству благодаря использованию яркого цвета и живописному письму быстрыми и насыщенными мазками.


Таддео701
Канути, Доменико Мария
Эскиз для фрески, изображающей Таддео Пеполи (ок. 1665)
Болонья, Национальная художественная галерея


С фресок в зале Палаццо Пеполи начинается история Канути как крупного живописца. Свободный и бесстрашный в своих решениях, художник ищет новые подходы, игнорирующие устаревшие каноны Колонны и его последователей, что выводит его на художественный уровень, превосходящий даже таких известных художников, как портретист и мастер фресок, близкий друг Бернини Джованни Батиста Гаулли (1639-1709). Соперничество между ними проявилось еще во время работы в церкви Санти-Доменико-э-Систо, где Гаулли в 1674-1679 годах расписывал купол Иисуса.

Влияние римской школы, усвоенной Канути во время его первого пребывания в этом городе, очевидно из масштабного произведения «Страшный Суд», написанного для церкви Святого Иеронима. По указанию настоятеля Даниэля Гранчио, пожелавшего обогатить художественное оформление церкви, Христологический цикл был заказан разным художникам. Как отмечено в документах, Канути заключил договор 26 февраля 1657 года на создание картины Страшного Суда и двух боковых образов святых, получив за это 800 лир. Возможность поместить свое творение в одном из самых заметных мест города вместе с именитыми современниками (Элизабетта Сирани «Крещение Христа», 1658 год и Лоренцо Пасинелли «Въезд в Иерусалим», 1658 год), подтвердила общественное признание таланта Канути. Сравнивая его картину с другими из того же цикла, осознаешь специфику стиля Канути, все еще пропитанного элементами творчества Рени, но то же время открытого новациям барокко. Также эта картина служит доказательством высокого культурного уровня картезианских монахов, которые не ограничивались визуальной интерпретацией Священного Писания только самыми признанными местными мастерами, но демонстрировали более широкие взгляды.

Суд702
Канути, Доменико Мария
Страшный суд (1658)

Пропасть703
Святой Михаил, бросающий мятежных ангелов в пропасть (1659)
Фреска. Сан-Микеле в Боско, Болонья

1660-е годы Канути провел в Болонье, по заказу Таддео Пеполи он написал фрески для церкви Сан-Микеле в Боско в Болонье (1659-1660).

Среди них есть фреска с изображением Христа перед погребением, для которой художник предпочел хроматические решения, отмеченные ярким кьяроскуро (контрастной светотени): необычный выбор для болонской школы, где все еще преобладают спокойные оттенки «ренийского» письма.

Канути участвовал в декорировании Палаццо Феличини в Болонье совместно с крупным мастером квадратуры Доменико Санти (1621-1694) и Джакомо Альбореси (1632-1677).

С этого времени для Канути начинается период обилия заказов от дворянства и духовенства. В 1662 году он работал в Мантуе, расписывая фресками замок герцога Карло II Гонзага Мармироло (к сожалению, замок был разрушен в 1798 году), и в это время смог изучить работы Питера Пауля Рубенса, который присутствовал в Мантуе.

Благодаря Пеполи Канути покровительствовали монахи-оливеты – представители католического мужского монашеского ордена, ответвившегося от ордена бенедиктинцев. Вернувшись в Болонью между 1663 и 1664 годами художник отправился в Падую, чтобы создать истории жизни основателя этого ордена Сан-Бернардо Толомеи для церкви Сан-Бенедетто-Новелло. В них очевидны связи с работами венецианцев – в части передачи света и цвета. После своих познаний в венецианском искусстве художник как колорист превосходил даже болонских живописцев первой величины.


Смерть704
Канути, Доменико Мария
Смерть Сан Бернардо Толомеи
Коллекции Фонда CaRisBo


В хроматической гамме этого произведения чувствуется также влияние веронезской и тинтореттской школ, в то же время в творчестве Канути болонские традиции остаются преобладающими, хотя и в интерпретированном стилистическими подходами барокко виде.

В венецианском же стиле с преобладанием теплых и золотых тонов написана картина «Смерть Святого Бенедикта», посвященная одному из самых почитаемых христианских святых, покровителю Европы, чья личность воспринимается верующими как само «воплощение благодати Божьей».

Канути очень точно воссоздает эпизод кончины Бенедикта, когда он «с помощью учеников, поддерживавших его слабые члены, остался стоять, подняв руки к небу, до тех пор, пока не скончался, шепча свою последнюю молитву». Лица Святого и Ангелов смерти, принимающих его в свои объятия, залиты золотым солнечным светом, что отсылает нас к эпизоду из жизни Бенедикта. Однажды ночью, когда он безмолвно молился, стоя перед окном, некий свет медленно распространился вокруг, так что казалось, все засияло, как среди бела дня. И вот, «во время этого видения произошло, как сам он впоследствии скажет, нечто необычайное: перед его глазами предстал весь мир, как бы сосредоточенный под одним-единственным лучом солнца».


Бенедикт705
Канути, Доменико Мария
Смерть Святого Бенедикта (1671)
Болонья, Национальная пинакотека


Внутренняя динамика картины обеспечена различием душевных состояний героев, Бенедикт торжественен и спокоен, он готовится к встрече с тем, служению которому посвятил свою жизнь. Для окружающих его уход – трагедия, и они не скрывают этого, что не вполне отвечает христианским традициям, ведь земная кончина, особенно для праведника, означает начало вечной жизни и праздник встречи с Господом. Кто-то крестится, кто-то читает молитву, а большинство, особенно молодая братия, безутешно рыдает.

Бенедикт1
Канути, Доменико Мария
Смерть Святого Бенедикта (1671), фрагмент
Болонья, Национальная пинакотека

Бенедикт2
Канути, Доменико Мария
Смерть Святого Бенедикта (1671), фрагмент
Болонья, Национальная пинакотека

С необыкновенным мастерством Канути передает фактуру золотой и серебряной парчи, тяжелого бархата, батиста и тончайших кружев. При этом, словно в память о его первом настоящем учителе, ему удается создать необыкновенно живой и теплый, «медовый», как у Рени, оттенок человеческой кожи.

Самым известным учеником художника является Джузеппе Мария Креспи. Многие его ученики, в числе которых Джованни Антонио Буррини, Джулио Пизанелли и Джироламо Негри впоследствии работали на Лоренцо Пазинелли – одного из создателей неовенецианской манеры живописи, работавшего в основном на аристократию и высшее духовенство.

Наиболее значимым следствием работ Палаццо Пеполи является то, что художника зовут в Рим. В 1672 году он фактически закрыл школу и доверил своих учеников Пасинелли, а затем переехал в Рим, где он до 1676 года работал в семьях Маттеи и Колонны.

4 апреля 1672 года семейство Маттеи пригласило его, чтобы написать две большие картины, о которых не известно, были ли они действительно созданы.

23 июля Канути написал Джанни Джузеппе Санти, своему шурину, что он уже начал работать на наследного принца Неаполитанского королевства Лоренцо I Онофрио Колонна; 4 сентября он был избран академиком римской академии Святого Луки, а 17 декабря написал члену семейства Пеполи – Эдоардо, что он закончил работу для Колонны и приступил к исполнению еще одного заказа вместе со своим учеником Энрико Хаффнером (1640-1702). В Риме для Канути началось самое творчески плодотворное пятилетие, когда знаменитый фресковый живописец и уже академик римской академии работает с Франческо Козза (1605-1682) и Карло Маратта (1625-1713), оформляя палаццо кардинала Альтьери и одного из знатнейших римских семейств – Колонна, купол церкви Санти-Доменико-э-Систо.

В творческой манере Козза и Канути можно обнаружить значительное сходство, что подтверждается колоритом, моделировкой фигур, драпировкой одежд персонажей на приведенных ниже работах.

Франциск706
Козза, Франческо
Франциск, утешаемый Ангелом
Национальная галерея Палаццо Арноне, Италия

Агарь707
Канути, Доменико Мария
Агарь и ангел

В 1674 году художник расписал фрески в своде и апсиде римской церкви Святых Доминика и Сикста, создав композицию, способную вызвать сильный эмоциональный резонанс намеком на неразрывную преемственность между землей и небом. Также в Риме Канути работал в 1676 году над потолочной фреской Апофеоза Ромула в Палаццо Альтьери, где игра света становится более интенсивной на тепло-золотом цвете картины, которая светится всеми оттенки желтого и красного. Здесь художник мастерски справляется с очень большой поверхностью, хорошо используя правила перспективы, устраняя переполненный «центробежный» эффект и помещая фигуры в центр композиции так, что это позволяет ему следить за изменением художественной панорамы.

Вернувшись в Болонью в 1677 году, Канути вновь открывает свою школу и начинает отделочные работы для трех комнат в библиотеке монастыря Сан-Микеле в Боско, которые заканчивает в 1680 году.

Канути также будет оформлять купола и апсиды для Оливетского монастыря (1682-1684), которые станут его последними творениями. Источники говорят об одиночестве и слабом здоровье Канути сразу после его возвращения в Болонью, но не прекращавшим работать до самой смерти 6 апреля 1684 года.

После одного из кратких наездов в Рим художник вернулся совсем больным, предчувствуя близкую кончину, он продиктовал завещание и через два дня скончался.

Являясь крупным мастером фресковой росписи, Канути объединил в своем творчестве болонские и римские традиции академизма. Его уникальная манера творчески сочетает величественность Ланфранко и Кортоны и блестящий иллюзионизм Джованни Баттисто Гаулли. На композиционные приемы и колористические решения Канути влияли также творчество Рубенса и венецианцев, которые он глубоко изучал. Манера Канути оказала значительное влияние на болонскую живописную школу.

Сейчас он мало известен широкой публике за пределами своего родного города, а в XVII и XVIII веках Канути считался равным своему учителю Гвидо Рени. Для специалистов же и знатоков творчества старых мастеров работы Канути имеют непреходящую актуальность. В 1988 году Симонетта Станьи выпустила полный каталог его произведений.


Каталог708
Станьи, Симонетта Доменико Мария Канути:
каталог (издательство «Римини», 1988 год)


Работы Доменико Мария Канути регулярно выступают в качестве лотов на крупных европейских аукционах. В 2015 году его картина «Мария Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» реализована на аукционе Кристи за 23,75 тысяч фунтов стерлингов. Картина является образцом болонской школы живописи с ее венецианским колоритом и флорентийской точностью письма. Прелестен лик Мадонны, подернутый легким сфумато, младенец Христос и Иоанн Креститель согласно барочной традиции напоминают купидонов. Почти ровесники, они весело озорничают друг с другом. И здесь Канути, в отличие от большинства художников, когда-либо обращавшихся к этому сюжету, хронологически точен. Известно, что Мария и Елисавета произвели на свет своих сыновей с разницей в несколько месяцев.

Кристис709
Канути, Доменико Мария
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем
Холст, масло. 126,3×94,2 см
Аукцион Christie's, 9.12.2015 года, лот 176
Estimate: £15,0 тыс. - £20,0 тыс.
Price realised: £23,75 тыс.

Доротеум710
Канути, Доменико Мария
Мистический брак Святой Екатерины
Холст, масло. 111×145 см
22.10.2019 выставлена на аукционе Доротеум
Эстимейт € 40,0-60,0 тыс.

Другая работа – «Мистический брак Святой Екатерины» – в октябре 2019 года была выставлена аукционным домом Доротеум с эстимейтом 40-60 тысяч евро.

Как и большинство станковых картин Канути, она имеет горизонтальный формат. Манера письма напоминает Аннибале Карраччи, творчество которого Канути изучил глубоко. Для «прочтения» фигур на темном фоне художник использует прием импасто – густое, сочное наложение красок на холст для усиления эффекта света и фактуры. На протяжении всего творчества Канути последовательно стремился исключить любую фетишизацию творческого наследия Рени, ассоциировавшегося со всей болонской школой. Эту картину можно отнести к результату его личного осмысления неовенецианской и «неоренийской» манеры Аннибале Карраччи 1590-х годов.

Большое собрание изящных искусств ASG располагает работой Канути «Мученичество Святого Андрея», являющейся скорее всего эскизом к фреске. Апостол Андрей, больше известный как апостол Андрей Первозванный, – один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа; первым, согласно Евангелию от Иоанна, был призван Иисусом Христом, поэтому назван Первозванным. По преданию, был распят в Патрах около 67 года на X-образном кресте, получившем название «андреевский».

Канути изображает момент, когда тело Святого сняли с креста, на его щиколотках остались обрывки веревок, так как известно, что его распяли, не прибив, а привязав к кресту.


0822
Канути, Доменико-Мария
Мученичество Святого Андрея
Италия, XVII в.
Холст, масло, 66×50 см
БСИИ ASG, инв. №04-0822


Как уже отмечалось, в процессе работы Канути обычно уточнял и изменял композицию фрески, намечая в эскизе к ней лишь основные элементы замысла. Трагизм события подчеркнут тем, как достоверно художник написал тело Святого Андрея, его вывихнутые, неестественно скрученные руки, упавшую набок голову. Контраст деловито и привычно управляющихся с телом, как с предметом, стражников и молодой матери с младенцем, застывшей в ужасе, воздействуют сильнее многотысячной плачущей толпы. Этот замысел демонстрирует верность основным художественным принципам Канути в его стремлении модернизировать болонскую школу, сохранив ее традиции, что особенно заметно в намеченном колорите, близком к венецианцам – обилие голубого с вкраплениями золотисто-желтого, Рени – тело Святого Андрея – и, возможно, Рубенсу – красноватые физически мощные тела его мучителей.




Светлана БОРОДИНА

Источники:
treccani.it
storiaememoriadibologna.it
museodelprado.es

Поделиться: