decor
Следите за нашими новостями

«Гверчино» означает «косоглазый»

31.12.2016

В 2016 году исполнилось 425 лет со дня рождения и 350 лет со дня смерти крупнейшего представителя итальянского барокко Джованни Франческо Барбьери, более известного под прозвищем Гверчино в силу природного изъяна. Хотя общепризнанным учителем Гверчино считается Лодовико Карраччи, не меньшее влияние оказал на него Гвидо Рени, также знаменитый болонец. Работы мастерской Гвидо Рени, имеющиеся в Большом собрании изящных искусств ASG, доказывают влияние этого художника и на выбор тем, и на манеру письма Джованни Барбьери-Гверчино (1591-1666).

Гверчино
Дж. Барбьери (Гверчино). Автопортрет (1635)

История семьи художника и детских лет жизни доподлинно не ведома, но известно, что мальчик Барбьери очень любил живопись и с ранних лет проявлял тягу к искусству.

Как художник Гверчино (Guercino итал. — косоглазый) сложился под влиянием Лодовико Карраччи, хотя непосредственно в Академии «Вступивших на новый путь», основанной братьями Карраччи, не обучался. Его творчество основано на главных постулатах болонской школы живописи, при этом манера написания полотен чем-то напоминает кисть Караваджо: те же резкая игра света и тени, трагизм полутонов и выбеленные образы главных персонажей сюжета.

Талант Гверчино был замечен папским легатом в Ферраре — кардиналом Серра, для которого им был написан ряд произведений. Считается, что свои лучшие работы художник создал в молодости, поэтому произведения, написанные в ранний период, получили название «ilvero Guercino» («подлинный Гверчино»).

Примером подобной ранней работы болонского мастера является полотно «Мученичество Петра». Самобытная композиция, резкие контрасты света и тени, однако Гверчино не только подчеркивает телесность библейских образов, подобно Караваджо, но представляет и всю сцену в народном духе, используя грубоватые типажи простолюдинов. Драматизм связывания Петра, предшествующего его казни, решается по-крестьянски споро: руки, привыкшие обращаться с домашними животными, действуют точно и слаженно. Лица, хотя и выражают сильные чувства, но в них нет экзальтации, если они и жалеют Петра, то жалость эта имеет суровую природу – не доставить ему лишних мучений, скорее совершить требуемое. Именно о необходимости покориться судьбе, а значит и воле Божьей, скорее всего, напоминает персонаж с поднятым вверх перстом.

Композиция картины решена в традиции старых мастеров и подчиняется геометрической форме: герои расположены в виде ромбовидной фигуры вокруг центрального незаполненного пространства.

Мученичество
Дж. Барбьери (Гверчино)
Мученичество Св. Петра (1618-1619)
Галерея Эстенсе, Модена

В 1618 Гверчино посетил Венецию, где на него произвели сильное впечатление произведения двух Якопо - Тинторетто и Бассано. В работах Гверчино можно встретить отголоски неповторимого стиля Бассано, тонко соединявшего яркий колорит и приземленные картины быта, вводившего в мифологические и библейские сюжеты реалистичные образы крестьян и домашних животных.

2259
Бассано, Якопо, мастерская
Строительство Ноева ковчега
Италия, XVII в.
Холст, масло, 130×164 см
БСИИ ASG, инв. №04-2259

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение мастерской Якопо Бассано «Строительство Ноева ковчега». Здесь так же, как и в картине Гверчино «Мученичество Св. Петра», библейский сюжет уподобляется жанровой сцене: вместо акта чуда зритель видит суровый быт, праведник Ной молится о спасении, а его сыновья и невестки заняты трудом. Естественность, простота и даже грубоватость происходящего вызывают тем не менее ощущение гармонии. Сцена строительства ковчега ничуть не меняет хода вещей, потому что в крестьянском быту всегда идет речь о выживании: в условиях то засухи, то наводнения, то заморозков, погубивших урожай. Очень органично в произведение включены домашние животные, являющиеся полноценными действующими лицами, они трогательно жмутся к людям, понимая, что от них зависит их спасение.

И Бассано, и Гверчино любили свою Италию, включали в картины народные мотивы и в то же время обладали высокой степенью художественного обобщения, поскольку сцены, описанные ими, типичны для любой страны.

Сусанна
Дж. Барбьери (Гверчино)
Сусанна и старцы, 1617
Прадо, Мадрид

Еще одним примером «подлинного Гверчино» является полотно на широко известный сюжет «Сусанна и старцы»: Сусанна, еврейка из Вавилона, обнажённая купалась в своём саду, за ней подглядывали два старика — уважаемые старейшины, которые евреями были избраны судьями, а затем, угрожая обвинить её в прелюбодеянии, пытались добиться от неё совокупления. Сусанна отказалась удовлетворить желание старейшин, была ими ложно обвинена и приговорена за это к смерти, но в последнюю минуту благодаря пророку Даниилу, который допросил старцев раздельно, была спасена. Лжесвидетели были уличены во лжи и казнены (Дан. 13:1). Здесь мы также видим резкие контрасты света и тени, высветленную фигуру Сусанны и судорожно-непроизвольные жесты стариков, охваченных низменными желаниями. При этом, несмотря на резкое противопоставление героев с помощью света, колорита, душевного состояния, сцена характеризуется натуральностью, подробной проработкой мимики и фонового пейзажа.

В реставрационных мастерских Международного института антиквариата завершена реставрация полотна на этот же сюжет. Работа «Сусанна и старцы» выполнена представителем итальянской школы XVII века. Авторство принадлежит мастерской Джованни Джакомо Сементи (1580-1636) – художника эпохи раннего барокко, специализировавшегося на исторической и религиозной живописи. Мастерству кисти обучался у Дениса Калверта и Гвидо Рени.

3839
Джованни Джакомо Сементи, мастерская
Сусанна и старцы
Италия, XVII в.
Холст, масло, 130×161 см
БСИИ ASG, инв. №04-3839

У сановников церкви работы Гверчино пользовались спросом, подтверждением тому служат несколько произведений, написанных по заказу кардинала Серра, одним из первых обратившего внимание на талант художника. Гверчино черпал сюжеты и технику письма из алтарных картин в церквях Ченто и близлежащих окрестностей.

Манера письма Гверчино претерпела изменения после переезда в Рим в тридцатилетнем возрасте. Произошло это событие благодаря приглашению художника папой Григорием XV. Здесь, в Риме, мастер имеет все – собственную мастерскую и простор для творчества, представленный в том числе стенами виллы Лудовизи, где Гверчино применяет свой талант в написании фресок с мифологическими персонажами.

Смена обстановки, взросление или какая-то иная причина, но характер написания полотен Джованни изменился – появились более спокойные тона, ушли излишняя рельефность светотени и трагизм жестикуляции персонажей. Именно в этот период Гверчино создал свою знаменитую фреску «Аврора» в Казино Лудовизи, выполненную в традиции блестящего венецианского колоризма и болонского академизма в духе Аннибале Карраччи.

Аврора
Дж. Барбьери (Гверчино). Аврора (1621)
Казино дель Аурора, Рим

Палаццо
Рени Гвидо. Аврора (1614)
Палаццо Роспильози-Паллавичини, Рим

«Аврора» считается одной из лучших картин Рени. В классической мифологии Аврора (она же - Эос), сестра Гелиоса (бога Солнца) и Фебы (богини Луны), считалась богиней утренней зари. Чаще художники изображали ее летящей на крылатом коне или правящей небесной колесницей, однако Рени отходит от этого стереотипа. Хотя главной героиней этого произведения Аврору, смещенную к правому краю картины, можно назвать лишь с некоторой натяжкой, тем не менее с авторской трактовкой вряд ли имеет смысл спорить. Показателен факт обращения Гверчино к этому сюжету через семь лет после Рени, что подтверждает не просто влияние его на Гверчино, но и некоторое соперничество.

0983
Итальянская школа XVIII в.
Рени, Гвидо. Аврора
Холст, масло, 204х109 см
БСИИ ASG, инв. №04-0983

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется репродукция с этой фрески работы итальянской школы XVIII века. Автор добросовестно и достаточно умело передает композицию произведения, но ему безусловно не дано добиться того изящества фигур и особого – медового – колорита, которым славились произведения Гвидо Рени.

В Риме живописец прожил два года, после вернулся в родной город и творил уже в иной манере, перекликающейся с классицизмом. Гверчино отходит от монументальных форм, ориентируется на насыщенные мелкими деталями сюжеты и светлые краски. Отголоски караваджизма еще присутствуют в его произведениях, но уходит вечная борьба света и тени, под влиянием Гвидо Рени манера все больше меняется в направлении классицизма.

«4 января 1629 г., город Ченто. Эта книга будет служить для учета всех средств, заработанных нами, художниками г. Ченто братьями Джованни Франческо и Паоло Антонио Барбьери. Учет этих средств будет проводиться в порядке их поступления, и в конце каждого года эти средства будут складываться. Здесь будут также приводиться сведения о семейных расходах, собранных в домашних тетрадях». Так Гверчино вместе со своим братом Паоло Антонио, с которым он жил и который, будучи неплохим художником натюрмортов, помогал ему в некоторых работах, завел Книгу расчетов, с тем, чтобы записывать туда суммы, полученные за полотна. Данная книга представляет собой огромный интерес, т.к. позволяет получить достоверные сведения о работах Гверчино и о датах их создания.

В 1633 году, когда Гверчино исполнилось 42 года, друзья пытались убедить его жениться, однако безрезультатно: художник был чрезвычайно увлечен своей работой и намеревался остаться на протяжении всей жизни «свободным и без обязательств». Он отклонил очередное предложение переехать в Великобританию, а также весьма лестное предложение о работе французского короля Людовика XIII. Подобно своей убежденности остаться холостым и жить в Италии, Гверчино в этот период творчества пришел к некоторым несокрушимым принципам и в том, что касалось его искусства: «художник из Ченто работал над тем, чтобы сделать свой рисунок, сила и энергия которого восхищала многих современников, более сдержанным и сбалансированным, и этот выбор был продиктован осознанным желанием автора, а не поспешностью или равнодушием; с течением времени, приобретя мудрость и опыт, художник, не изменяя своего стиля, стал несколько более сдержанным и правдивым в цветах, приблизившись, таким образом, к подлинному изображению красоты и простоты окружающего мира».

На самом деле моделью для Гверчино служила живопись Гвидо Рени, а его целью были заказчики последнего: после смерти Рени 8 августа 1642 года Гверчино переехал в Болонью, больше «не страшась соперничества столь выдающегося и почитаемого мастера». О силе влияния творчества да и самой личности Гвидо Рени на Гверчино свидетельствует тот факт, что в год смерти выдающегося мастера последний пишет работу «Святой Себастьян». К этому образу Гвидо Рени неоднократно обращался, а полотно, находящееся в Большом собрании изящных искусств ASG, является вариантом, наиболее часто воспроизводимым и самим Рени, и художниками из его круга. Святой Себастьян на этом полотне наделен мягкой, поэтичной и одухотворенной красотой и выписан особыми «медовыми» красками Гвидо Рени.

Себастьян
Гверчино (Джованни Франческо Барбьери)
Святой Себастьян (1642)
Холст, масло, 116х96 см
ГМИИ им А. Пушкина

1004
Рени, Гвидо, круг
Святой Себастьян (1615-1625?)
Холст, масло, 96х132,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1004

«Святой Себастьян» Гверчино так же, как и у Рени, лишен героического звучания, в XVII веке в трактовку этого образа вносили просветленность и некоторую интимность, что должно было вызывать в зрителе не восхищение, а сострадание. Композиции обеих картин, за исключением положения рук героя, очень схожи, но герой Гверчино скорее отрешен, чем просветлен, взор его направлен не столько к небу, сколько в самого себя.

В 1649 году умер брат художника, Паоло Антонио, и Франческо I д’Эсте, герцог Моденский, пригласил Гверчино в свой дворец в городе Сассуоло, где живописец смог отдохнуть и оправиться от столь тяжелого удара. В квартиру-студию Гверчино в Болонье переселились сестра Лучия и зять Эрколе Дженнари, который так же, как некогда брат живописца, стал помогать Гверчино в его делах. Сам Гверчино не только работал над многочисленными заказами, но и преподавал в живописной школе, размещенной в его студии, и являлся одним из четырех директоров.

В 1661 году у Гверчино случился инфаркт, но, оправившись, он продолжил работать, однако, судя по данным Книги расчетов, в гораздо менее интенсивной манере. «11 декабря 1666 г. художник снова заболел, неизлечимой болезнью, и 22 числа окончил свой жизненный путь, смиренно отдав душу Богу». Акт смерти был составлен в болонской церкви Сан-Сальваторе и имеет следующее содержание: «24 декабря 1666 г. Господин Джованни Франческо Барбьери, знаменитый художник, благочестивый верующий 74 лет, после совершения таинства Покаяния, отдал душу Богу. Тело художника, после торжественных похорон, было погребено на кладбище нашей церкви».

Светлана БОРОДИНА

Источники:
wikipedia.org
smallbay.ru
lliveinternet.ru

Поделиться: