decor
Следите за нашими новостями

Лилльские Ватто

25.05.2018

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение Луи-Жозефа Ватто, племянника Антуана Ватто, «Военный лагерь». Все художники по фамилии Ватто, а их было по меньшей мере еще трое, находятся в тени своего великого родственника, мастера галантных сцен, создателя стиля рококо. Между тем Луи-Жозеф Ватто, со дня смерти которого исполняется 220 лет, заслуживает собственной страницы в истории искусства как художник, педагог-новатор и создатель одного из крупнейших музеев Франции за пределами ее столицы.

Ватто227
Генри Демайли
Портрет Луи Ватто (1798)


Луи-Жозеф Ватто (1731-1798) был племянником Жана-Антуана Ватто (1684-1721), основателя стиля рококо и крупнейшего мастера галантных сцен. Его сын Франсуа Ватто (1758-1823) также стал художником. Отец и сын Ватто работали преимущественно в Лилле, получив прозвище «Ватто де Лилль» («Лилльские Ватто»). Они сыграли решающую роль в создании будущего Лилльского музея – Дворца изящных искусств, открытого в 1803 году.

Декреты революционного правительства о конфискации имущества дворянских родов, покинувших страну во время французской революции, способствовали пополнению музейного фонда. Луи-Жозеф Ватто в 1795 году сделал опись произведений, конфискованных во время революции, а Франсуа Ватто был заместителем куратора музея с 1808 по 1823 год.

Уроженец Валансьена, Луи-Жозеф Ватто, переехав в Париж, учился у Жака Дюмона (1704-1781), а затем в Королевской академии живописи и скульптуры. В 1755 году он был назначен профессором Академии изящных искусств Лилля, но занимал эту должность недолго: изучение обнаженной натуры в классе посчитали скандальным нововведением, за чем последовало его увольнение. В 1757 году он женился на Мари Аньес Дандуа в Мобеже, которая родила ему двенадцать детей, в том числе Франсуа.

В 1775 году он стал одним из главных художников-основателей Академии изящных искусств в Валансьене. Переехав в Лилль накануне революции, в 1788 году, он передал свои обязанности художнику Пьеру-Анри де Валансьену (1750-1819) и посвятил себя сохранению картин, конфискованных в начале революции.


2242
Ватто, Луи-Жозеф
Военный лагерь
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 93×119 см
БСИИ ASG, инв. №04-2242


Картина из БСИИ ASG также кажется написанной непосредственно с натуры. Хотя Ватто нельзя назвать анималистом, его лошади достаточно условны, но все остальное выписано добротно и убедительно. Затененный передний край картины и понижающееся залитое солнечным светом пространство, как сцена, позволяет нам попеременно любоваться таким значимым событием, как летние маневры. Для жителей села, окраина которого показана нам справа, это и место развлечения, и возможность дополнительного заработка: мы видим слева зевак, любующихся военной выправкой офицеров, в отдалении группа крестьян веселится и танцует, а одна из женщин старается увести домой подгулявшего мужа. Справа идет торговля вином, на костре готовится пища, в центре композиции художник разместил живописную группу – крестьянка с ребенком что-то наливает офицеру из кувшина, а справа от нее три офицера на лужайке играют в карты. Зритель скорее не узнает, а угадывает, что объединяет ту или иную группу людей, чьи будни окрашены таким неординарным событием.

В центре композиции мы видим горниста, который трубит сбор, а значит вскоре поляна опустеет. Единство композиции обеспечено красиво выписанным пейзажем, который сегодня вобрал в себя человеческий муравейник, походные палатки, лошадей, а завтра снова останется с вечным небом, раскидистыми деревьями и бескрайним лугом.

Луи-Жозеф Ватто работал в разных жанрах, но к теме военных сборов питал, как доказывает дошедший до нас рисунок, особое пристрастие.


Бивуак228
Ватто, Луи-Жозеф
Бивуак
Акварель, гуашь, 14,5х24,5 см


Батальными сценами увлекался и Франсуа Ватто, его кисти принадлежат картины, рассказывающие о египетском походе Наполеона, битве Александра Македонского с Дарием и т.д. Композиции его работ, как правило, чрезмерно многолюдны, что снижает их драматизм. Дени Дидро подобные композиционные построения едко сравнивал со «сборищем острословов, говорящих всех разом, не слушая слов соседа; они утомляют… хотя… и говорят превосходные вещи». Примером подобных работ является «Батальная сцена» Франсуа Ватто из музея в Реймсе, доказывающая к тому же, что он уступал отцу и в мастерстве пейзажиста.


Сцена229
Ватто, Франсуа
Батальная сцена
Реймсский музей изящных искусств (Франция)



Светлана БОРОДИНА

Источники:
fr.wikipedia.org
int-ant.ru

Поделиться: