decor
Следите за нашими новостями

В МИА атрибутировано полотно голландского живописца Золотого века

11.05.2017

Натюрморт, приобретенный в 2014 году для Большого собрания изящных искусств ASG на французском аукционе «Audap & Mirabaud», изначально был атрибутирован как работа немецкой школы последней четверти XVIII века. Однако противоречие между идейно-тематическим замыслом картины и основными тенденциями художественной жизни Германии этого времени с господствовавшим в ней стилем романтизма, стали источником собственного научного поиска. В результате установлено имя автора натюрморта, это голландский художник Губерт ван Равенстейн (1638-1691).

Осенью 2014 года на французском аукционе «Audap & Mirabaud» Международным институтом антиквариата был приобретен натюрморт, атрибутированный экспертами как работа немецкой школы. Хронологически картину отнесли к 1780-м годам, когда в Германии уже господствовал романтизм.

4851
Губерт ван Равестейн
Натюрморт с корзиной яиц, куропаткой и бекасом
Голландия, 1650-1675 гг.
Дерево, масло. 28,5×39 см
БСИИ ASG, инв. №04-4851

Композиция натюрморта не велика по размерам (28,5×39 см), лаконична и проста в плане выбора предметов. На переднем плане справа запечатлена битая дичь – бекас и куропатка. Слева – потроха на расписанном делфтском блюде, а также плетеная корзина с яйцами и ведро с высокой ручкой. Темная драпировка съехала на край стола, а часть потрохов свисает с него, тогда как другая их часть приподнята вверх и опирается о ведерко для лучшего обзора. Подобный подчеркнутый натурализм не свойственен немецкому искусству конца XVIII столетия, стремившемуся идеализировать окружавшую человека среду и наполнить духовным романтическим содержанием всю предметную обстановку вокруг него.

По своему звучанию и выбору предметов натюрморта данная работа куда ближе живописи Голландии XVII века. Ни в одной другой стране живописцы не уделяли такого внимания изображению неодушевленного мира. Нигде, кроме Голландии, не пользовались такой популярностью полотна, изображающие цветы, фрукты, овощи, посуду. В художественной среде было множество специалистов, создававших именно натюрморты, и во многом благодаря стараниям этих мастеров происходило дальнейшее развитие реалистической живописи.

Интерес к натюрморту появился в голландском искусстве еще в XV-XVI веках. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное.

Многие голландские художники XV-XVI веков, стремясь сделать изображение более убедительным, уделяли большое внимание вещам, окружавшим человека. Тем не менее, подобные натюрморты не играли самостоятельной роли. Они подчинялись бытовым сюжетам и служили в качестве дополнений к изображениям человеческих фигур.

Возникновение собственно натюрморта связано с именем Питера Артсена (1508-1575). Именно его большинство исследователей считают основоположником этого жанра. До появления произведений Артсена можно говорить лишь о нарастании числа предметов в религиозных и бытовых композициях.

Но настоящий расцвет натюрмортного жанра приходится на XVII век. Это связано с тем, что Голландия в это время, освободившаяся вместе с другими провинциями Северных Нидерландов от испанского владычества, заняла ведущее место в культурной жизни Европы. Такому положению способствовало и то, что католическая церковь, прежде не дававшая вздохнуть населению Нидерландов, наконец, отошла в сторону под напором кальвинизма, установкой которого было право человека на земные блага, достающиеся упорным трудом.

Успешно развивалась здесь наука о Земле и интерес к ней. Увлечение ввозимыми из других стран диковинами, экзотическими растениями, птицами, животными дало толчок к развитию естествознания. В Голландии, так же, как и во многих европейских государствах, появились ботанические сады, зоопарки. Начали издаваться труды ученых, иллюстрированные атласы, посвященные миру растений, животных, птиц, насекомых.

Голландская наука вышла на первое место в мире. Печатавшиеся в стране книги расходились среди читателей многих европейских стран. Чтобы поступить в Лейденский университет, в Голландию приезжали молодые люди со всех концов Европы.

Основной мотив произведений голландских натюрмортистов – тихая жизнь вещей, цветов, спелых плодов, философская значимость созерцания их. Кроме этого, голландский натюрморт отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: «завтраки», «десерты», «рыбы», «цветы и фрукты» «битая дичь», аллегорический натюрморт «Vanitas» и др. В коллекции голландского натюрморта XVII века из Большого собрания изящных искусств ASG представлены практически все направления этого жанра: Мартинус Неллиус (XVII в.) и Бартоломеус Астейн (ок. 1607-1668) специализировались на изображении плодов и фруктов, Ян Питер ван Бредаль (1654-1745) писал охотничьи натюрморты, Отто Марсеус ван Скрик (ок. 1619-1678) избрал аллегорический жанр, Карел де Вогелер (1653-1695) – цветочный, а Абрахам ван Бейерен (1620-1690) часто запечатлевал рыбацкие уловы.

4201
Абрахам ван Бейерен
Улов
Голландия, 1640-е гг.
Холст, масло. 112×145 см
БСИИ ASG, инв. №04-4201

Все эти голландские мастера работали примерно в одно и то же время и, имея яркую индивидуальность, в целом стремились подражать своим великим современникам, задававшим тон в искусстве натюрморта – Яну Давидсу де Хему (1606-1683/1684), Питеру Класу (ок. 1597-1661) и Виллему Класу Хеде (1593/1594-1680/1682). Не избежал их влияния и Губерт ван Равестейн (Hubert van Ravesteyn, 1638-1691) – голландский мастер натюрмортного жанра «Золотого века». Он родился в Дордрехте и специализировался на изображении композиций с рыбой, овощами, напитками и курительными трубками. 22 декабря 1669 года в Папендрехте он женился на Катарине ван Мёрс, в браке с которой имел восемь детей. На сегодняшний день известно не более 20 работ этого живописца. Натюрморты эти, со стандартным набором предметов, не отличаются большой оригинальностью и вариативностью, однако в них присутствует одно из самых ценных качеств голландского живописи XVII века – виртуозность при передаче фактуры различных предметов.

Торонто56
Губерт ван Равестейн
Натюрморт с грецкими орехами, табаком и бокалом вина, 1671 г.
Холст, масло. 66×49,5 см
Художественная галерея Онтарио, Торонто

Губерт57
Губерт ван Равестейн
Натюрморт, 1670 г.
Холст, масло. 70×53,5 см
Музей Дордрехта

Ван Равестейн подписывал свои композиции монограммой «HR». В его жанровых произведениях ощущается влияние пейзажиста Альберта Якобса Кёйпа (1620-1691), а в стилевом решении и сдержанной колористике натюрмортов – Яна Янсона ван де Велде III (1620-1662).

Действительно, ван Равестейн часто повторялся в своих натюрмортных композициях. Например, аналогичные изображения длинных белых курительных трубок, делфтских блюд, декорированных кобальтом, упаковок табака и грецких орехов можно видеть на картинах из художественной галереи Онтарио в Торонто и музея Дордрехта. Картины эти написаны с разницей в год – в 1670 и 1671 годах.

Возможно, несколько раньше исполнена картина ван Равестейна из Музея Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме. На ней мы видим ту же корзину с яйцами и тех же птиц (бекас, куропатка) в той же композиции, что и в работе из собрания ASG.

Роттердам58
Губерт ван Равестейн
Натюрморт с корзиной яиц, птицами и кухонными принадлежностями
1650-1675 гг.
Дерево, масло. 31,5×38 см
Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам

Оба натюрморта написаны на дереве и имеют небольшой формат. И в том, и в другом случае в левой части находятся одинаковые по форме и плетению корзины с яйцами, а справа повторяются две птицы.

Фрагмент59
Губерт ван Равестейн
Фрагмент картины с изображением корзины с яйцами
из музея Бойманса-ван Бёнингена

Фрагмент60
Губерт ван Равестейн
Фрагмент картины с изображением корзины с яйцами
из Большого собрания изящных искусств ASG
(инв. №04-4851)

Фрагмент61
Губерт ван Равестейн
Фрагмент картины с изображением бекаса и куропатки
из музея Бойманса-ван Бёнингена

Фрагмент62
Губерт ван Равестейн
Фрагмент картины с изображением бекаса и куропатки
из Большого собрания изящных искусств ASG
(инв. №04-4851)

Точно такая же корзина с яйцами и птицы изображены на картине из галереи Пита де Бура в Амстердаме.

Амстердам63
Губерт ван Равестейн
Натюрморт с мертвой птицей, капустой и корзиной яиц
Галерея Пита де Бура, Амстердам

Близость трех представленных работ Губерта ван Равестейна очевидна. Роднит картины приглушенный колорит, темный задний план и расположение предметов, некоторые из которых свисают с края стола. Весьма характерен рисунок изогнутого крыла куропатки, повторяющийся в одинаковом ракурсе во всех трех композициях. При этом натюрморт собрания ASG количественно более насыщен предметами композиции, однако и их мы можем обнаружить в других работах художника. В частности, на переднем плане изображен нож, белая рукоятка которого выглядывает из-под фаянсового блюда. Аналогичную рукоятку с округлым завершением живописец изобразил на картине «Натюрморт с делфтским блюдом, розой и грецкими орехами». Лезвие ножа скрыто здесь под драпировкой глубокого синего оттенка, а розовый бутон на ней являет собой изысканный цветовой акцент.

Равестейн64
Губерт ван Равестейн
Натюрморт с делфтским блюдом, розой и грецкими орехами [1]

Интересно, что некоторые детали натюрмортов ван Равестейна встречаются и в его жанровой живописи. Так, уже хорошо знакомая нам корзина с яйцами оказывается подвешенной вверху на перекладине сразу в трех картинах художника с изображениями интерьеров: «В хлеву» (музей Дордрехта), «Хлев с животными и фигурами фермеров» (Галерея Lempertz, Кёльн), «Женщина и мальчик с надутым пузырем в кладовой» (аукцион Glerum, Гаага).

Дордрехт65
Губерт ван Равестейн
В хлеву
Музей Дордрехта

На картине Губерта ван Равестейна из Большого собрания изящных искусств ASG в верхней части на заднем плане изображена часть ниши в стене, в которой сидит кошка. Такая же прямоугольная ее часть присутствует на картине «Натюрморт с овощами, плетеной корзиной и рыбой», проходившей на аукционе Sotheby's 10 июля 2008 года в Лондоне.

Лондон66
Губерт ван Равестейн
Натюрморт с овощами, плетеной корзиной и рыбой
Дерево, масло. 29,5×44 см
10 июля 2008 г., Лондон, аукцион Sotheby's, лот 173 [2]

Работа подписана монограммой художника «HR» и примерно с 1948 года находилась в частной коллекции в городе Оснабрюк. Помощь в ее атрибуции по фотографиям оказал знаменитый исследователь живописи старых мастеров, старший научный сотрудник отдела голландской и фламандской живописи Нидерландского института истории искусств (RKD) доктор Фред Мейер.

В данном случае ниша в стене пуста, а к плетеной корзине прикреплена связка репчатого лука, расположенная по вертикали. Схожим репрезентативным способом к ведру крепятся мясные потроха в натюрморте из собрания ASG. Ван Равестейн обстоятельно выписывает внутренности, спускающиеся в большое фаянсовое блюдо. Реалистичность их исполнения ничуть не смущает и не отталкивает, поскольку в их изображении для художника заключается красота естества и энергия жизни, которую через передачу предметной среды стремилось выразить все голландское натюрмортное искусство XVII века.

Таким образом, на основе очевидной близости натюрморта собрания ASG картинам Губерта ван Равестейна МИА переатрибутировано данное произведение и отнесено к творчеству этого голландского живописца XVII века. Его датировка 1650-1675 годами обусловлена сходством с работой «Натюрморт с корзиной яиц, птицами и кухонными принадлежностями» из Роттердама, исполненной в это же время и идентичной по составу предметов композиции. И хотя практически все натюрморты ван Равестейна изображают одни и те же предметы, каждый из них все же имеет индивидуальные самобытные черты, что выделяет его работы в русле голландского натюрморта XVII века. «Натюрморт с корзиной яиц, куропаткой и бекасом» из Большого собрания изящных искусств ASG весьма показателен для творчества этого живописца и отныне займет одно из центральных мест в коллекции голландского натюрморта.

Алина БУЛГАКОВА

Источники:
liveinternet.ru
invaluable.co.uk

Поделиться: