decor
Следите за нашими новостями

Частный конкурент императорского фарфора

30.09.2016

В 2016 году исполнилось 250 лет со дня официального открытия фабрики Гарднера – первой в России частной мануфактуры по производству фарфора. Фабрика эта и по сей день располагается в поселке Вербилки, где производят белоснежный и прочный фарфор. Основанная на десять лет позже Императорского фарфорового завода (1744 год), она тем не менее стала одной из самых успешных и масштабных мануфактур России. Качество гарднеровского фарфора определялось составом сырья, привозимого из Черниговской губернии, где в середине века существовало производство фарфора в усадьбе Миклашевских, успешно конкурировавшее с саксонской и севрской продукцией.

Завод был основан обрусевшим английским купцом Францем Гарднером (1714 – 1796). Начало производству было положено в 1754 году, а официальное открытие мануфактуры состоялось в марте 1766 года. В качестве сырья на фабрике использовали глину из Черниговской области. В 1777 – 1783 годах за исполнение четырех сервизов для Екатерины II (Георгиевский, Андреевский, Александровский и Владимирский) Гарднер получил право ставить на своих изделиях в качестве клейма изображение московского герба с фигурой Георгия Победоносца. На раннем этапе на мануфактуре работали в основном иностранные мастера. Одним из самых известных был Иоганн Миллер, успевший поработать и на Императорском фарфоровом заводе под руководством Дмитрия Виноградова. Наряду с эксклюзивными моделями Гарднер наладил и массовый выпуск фарфоровой посуды.

После смерти первого владельца фабрики его старший сын и жена не смогли должным образом распорядиться наследством и лишь в начале XIX века, когда фабрика перешла к их сыновьям, Александру Францевичу и Петру Францевичу Гарднерам, производство было возрождено.

С 1833 года на мануфактуре начинают выпуск посуды из фаянса, а в 1840-х годах – из опака (высший сорт фаянса). В 1829 году фабрика получила золотую медаль на Первой промышленной выставке, а в 1855 году – особую благодарность императора и почетное право ставить на изделиях изображение государственного двуглавого орла как эквивалент качества.

В середине 1850-х годов во главе мануфактуры становятся внуки Франца Гарднера – Владимир и Александр, а к концу XIX столетия ее владельцем является жена третьего брата Павла Петровича – Елизавета Николаевна Гарднер, которая в итоге и продала фабрику.

Сервиз
Гарднеровский чайный сервиз 1860-1870 гг.

Со второй половины XIX века художественный уровень изделий завода заметно снижается. Использование шаблонных приемов росписи, введение переводных изображений (декалькомании) с репродукций салонной живописи в расчете на коммерческий успех приводят к упадку пластической и декоративной культуры. Некоторую самобытность сохраняют лишь «восточная» (для Средней Азии) и «трактирная» посуда с яркой праздничной росписью и отдельные выставочные изделия, выполненные по эскизам художников.

Возрождение фабрики Гарднера пришлось на последнее десятилетие XIX века, когда в 1892 году ее приобретает промышленник Матвей Кузнецов (1846 – 1911) и она становится частью Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. Купив фабрику по выгодной цене, коммерсант быстро наладил темпы производства. Чтобы не терять постоянных заказчиков гарднеровского фарфора Кузнецов ставил на изделиях клеймо Гарднера вплоть до революции 1917 года. Новый владелец фабрики остался верен и прежнему ассортименту, пользуясь «образцовой» коллекцией Гарднеров, которая еще в 1860-е годы насчитывала более 4 тысяч номеров различных фаянсовых предметов, не считая статуэток. Основной акцент делался на выпуске чайных и столовых сервизов, а также отдельных предметов старых гарднеровских форм.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится чайный сервиз конца XIX – начала XX веков, созданный на заводе Матвея Кузнецова. Он состоит из сырной доски, конфитюрницы, сахарницы с крышкой, молочника, шести чашек с блюдцами и шести тарелок. «Родная» ваза для фруктов, вероятно, была утрачена и заменена аналогичной, также созданной на данном заводе. Все предметы декорированы переводными изображениями галантных сцен, дополненными ветвевидным орнаментом, а добавленная ваза украшена цветами.

0710
Чайный сервиз
Россия, завод М.С. Кузнецова, конец XIX – начало XX вв.
Фарфор; полихромная роспись, золочение
БСИИ ASG, инв. №11-0710 (1–23)

На донья предметов сервиза нанесены красные надглазурные клейма фабрики Гарднера («Красный Гарднер»). Как уже сказано выше, будучи владельцем завода Матвей Кузнецов часто ставил на своих изделиях клейма бывших владельцев мануфактуры семейства Гарднер. На дно добавленной вазы также нанесено клеймо завода Матвея Кузнецова, использовавшееся наряду с «Красным Гарднером», хотя на тот период, после революционных событий, завод уже был переименован в Дмитровский.

Гарднер
Клеймо «Красный Гарднер»

Кузнецов
Клеймо Дмитровского завода товарищества М.С. Кузнецова

Итак, ценность фарфора во многом обеспечивается качеством сырья, из которого производят «белье» - фарфоровую заготовку, которую надо расписать, покрыть глазурью и обжечь. Глину на фабрику в Подмосковье привозили с далекой Малороссии – из Черниговской губернии. Производство фарфора осуществлялось и там, это был знаменитый волокитинский фарфор, производимый владельцами усадьбы Миклашевскими. Завод был основан в 1839 году А. Миклашевским и работал на знаменитой полошковской глине, месторождение которой располагалось в 15 верстах от усадьбы. Для создания образцов был приглашен парижский мастер Дарт, работавший на фабрике вплоть до своей кончины в 1851 году, после него дело продолжили его ученики - крепостные мастера. Изделия Миклашевских широко распространились по России и даже поставлялись к Императорскому двору, в Петербурге на Невском у них был свой магазин. Фабрика закрылась практически сразу же после отмены крепостного права – в 1862 году - дармовой рабочей силы больше не было, а владелец не желал переходить на массовое производство, например, трактирной посуды. Производя коллекционный фарфор по высокой себестоимости, да еще находясь вдали от крупных рынков сбыта и железных дорог, фабрика стала работать себе в убыток.

Журнал «Столица и усадьба» (1915 год, № 44) писал, что волокитинский фарфор представляет большую художественную ценность своей росписью, практически ювелирной лепкой и искусным золочением. Он уступал гарднеровскому в самобытности форм и тем, поскольку ориентировался на саксонские и севрские образцы, но у коллекционеров начала прошлого века пользовался большим спросом.

Волокитин
Чайный сервиз
Завод Миклашевского
Волокитин (1840-1850 гг.)

Великолепие волокитинского фарфора, являющееся также и примером образцового хозяйствования, устраиваемого в русских усадьбах докапиталистического периода, радует нас и сегодня.

Алина БУЛГАКОВА
Светлана БОРОДИНА

Источники:
gardnerporcelain.com
kleima.ru
apodarok.ru
antique-salon.ru

Поделиться: