decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Рембрандт и Ливенс: творческий альянс

15.07.2015

15 июля 1606 года родился крупнейший представитель золотого века голландской живописи Харменс ван Рейн Рембрандт. В Большом собрании изящных искусств ASG нет работ самого мастера, но есть картины его близкого друга и конкурента в живописном искусстве Яна Ливенса.

Ян Ливенс родился в Лейдене в семье вышивальщика гобеленов Ливена Хендрикса. Известно, что Ливенс закончил только начальную школу и уже в восьмилетнем возрасте начал учиться в мастерской местного художника-портретиста Йориса ван Схотена.

Через два года Яна Ливенса отправили в Амстердам, в мастерскую известного исторического живописца Питера Ластмана. После двух лет обучения Ливенс вернулся в Лейден и уже в 12 лет начал работать самостоятельно.

Интересно, что Яна Ливенса считали вундеркиндом, а его работы – шедеврами.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся две работы Яна Ливенса и его круга. Эти полотна представляют огромную ценность, если учесть тот факт, что в России есть лишь три работы («Портрет Йоса ван дер Вондела», «Меркурий и Аргус», «Св. Иероним в раскаянии») в собрании Государственного Эрмитажа и одна («Лесной пейзаж») в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

1974452.JPG
Ян Ливенс, круг «Курители трубок». Холст, масло, ш. 93 см, в. 116 см // БСИИ ASG Инв. № 04-2929

Интересно полотно «Курители трубок», которое происходит из коллекции Жозефа Легаре. Картина была куплена супругой Теофиля Амеля и отдана на хранение в университет Лаваль, а в 1918 году картина оказалась у Франсуа Пеллетье. В 2012 году она была приобретена на аукционе для Большого собрания изящных искусств ASG.

Но не так важны эти перемещения полотна, сколько то, что изображено на нем. Мы видим двух мужчин, которые занимаются, пожалуй, одним из самых популярных дел XVII века – выкуриванием трубок, кстати, тогда это называлось «испить трубку табаку». Все тогда любили табак и даже у нищих были свои трубки. Сначала табак продавали в аптеках, а потом он превратился в прибыльный бизнес, трактирщики, например, держали табачный склад для своих клиентов.

Курение табака в Голландии XVII века превращалось в целую церемонию, которую мы и видим на картине из Большого собрания изящных искусств ASG. Курильщик садился за стол, доставал табак и крошил его особым ножиком, затем набивал трубку и зажигал ее от канделябра или от специального горшочка с углем, который изображен на картине «Курители трубок». Правда, по форме он больше похож на небольшое ведерко. Трубки на полотне изображены длинные с маленькой чашечкой из обожженной глины, именно такие пользовались огромным спросом в те далекие времена. Хотя мастера и пробовали изготавливать трубки из серебра, но они вышли из спроса с космической скоростью. Дело в том, что табак в таких трубках становился слишком едким.

За раз курильщик мог выкурить четыре-пять трубок. Голландия утопала в табачном дыму. Это был какой-то бум. К тому же – дешевый, поэтому курили трубки везде – дома, в лавках, в трактирах, на рабочих местах… Конечно, такая всеобщая курительная мания вызывала обеспокоенность со стороны правительства, поэтому предпринимались различные меры к тому, чтобы снизить число курильщиков, среди которых было и усложнение жизни коммерсантам путем введения высоких налогов.

Еще один интересный факт – женщины из высшего светского общества, выходя замуж, составляли особый пункт в свадебном договор, в котором прописывалось, что муж не имеет права курить в доме, либо – муж имеет право курить только в специальной комнате для курения. Что касается простолюдинок – они курили трубки наравне с мужчинами.

Но самое любопытное в картине «Курители трубок» - изображенный на переднем плане мужчина. Лицо курильщика имеет черты сходства со знаменитым художником, которого так часто изображал Ян Ливенс, и который, в свою очередь, рисовал Ливенса. Имя его известно не только каждому любителю живописи, но и обывателю – Рембрандт.

Известно, что в 1624 году Ливенс стал работать как независимый художник. В этом же году в Лейден после обучения в Амстердаме вернулся еще один ученик Питера Ластмана – Рембрандт, учившийся у мастера позже Ливенса. Молодые художники познакомились и подружились. Следующие пять лет, как отмечают историки, прошли под знаком их «конкурентного сотрудничества», результатом которого стали более двадцати картин, рисунков и гравюр. В эти годы заметно их влияние друг на друга, и это до сих пор вызывает трудности в атрибуции произведений обоих художников.

Рембрандт устроил себе мастерскую на чердаке в доме своего отца-мельника, сразу же пригласил друга Ливенса там работать, и даже начал набирать учеников. Художники работали в одном стиле, писали картины на одни сюжеты, часто позировали друг для друга и даже писали картины вместе.

Мы можем предположить, что на картине из Большого собрания изящных искусств изображен Рембрандт. Слишком уж очевидно сходство с Рембрандтом, изображенным на других полотнах Яна Ливенса: овал лица, форма носа, светлые волосы, взгляд… Мы даже можем сравнить изображение с другой картиной из частной коллекции «Игроки в карты». Всего несколько лет назад американский ученый из Национальной галереи искусств в Вашингтоне определил, что на этой картине кисти Яна Ливенса изображен молодой Рембранд в возрасте 16 лет. Доктор Артур Уилок, изучающий историю искусств, утверждает, что центральная фигура подростка в синем плаще на картине Яна Ливенса «Игроки в карты» является изображением Рембрандта. Исследователь полагает, что полотно было закончено в 1623-1624 годах. Более поздний портрет Рембрандта Ливенс написал в 1629 году. «Игроки в карты» в 2009 году экспонировались на выставке Яна Ливенса в музее «Дом Рембрандта» в Амстердаме.

1974452.JPG
Ян Ливенс "Игроки в карты", 1623-1624 гг. Частная коллекция

Интересно, что позже «общие» работы были приписаны только Рембрандту, а сам Ливенс превратился в ученика Рембрандта только на том основании, что был младше его на год и работал в его мастерской. Например, оба художника написали несколько мужских портретов в модных в то время турецких костюмах. Портреты были так похожи друг на друга, что их позже приписали Рембрандту, как более известному художнику.

В Большом собрании изящных искусств ASG тоже есть «Портрет мужчины в восточном костюме». К сожалению, картина сильно пострадала, но это нисколько не умаляет ее ценности. На полотне изображен пожилой мужчина с бородой. На мужчине темно-зеленый плащ с синей окантовкой, который опустился с плеча и придает картине неряшливый вид. Исподняя рубашка прошита грубыми нитками. На первый взгляд может показаться, что это небогатый человек, который, возможно, болен или пьян. Но есть много «но». Первое – головной убор. Драгоценные камни на головном уборе бедняк себе позволить не мог. Второе – на груди мы видим кулон круглой формы, как бы наполненный внутри какой-то символикой, который висит на цепочке. Скорее всего, они золотые и несут смысловую нагрузку. Третье - в правой руке мужчина держит предмет, похожий на жезл либо на кубок для вина с крышкой. Четвертое – на полотне видно, что плащ изготовлен из хорошей ткани. Поэтому все первые впечатления оказываются ошибочными.

Сложно сказать, что хотел донести этим портретом автор до зрителя. Возможно, показать достойного, но уставшего от своей важной работы человека. Тогда мы можем предположить, что жезл и кулон выполняют роль какого-то знака отличия. Возможно, этот человек пьет вино в своем доме и художник как бы застал его уставшего после рабочего дня за кубком вина. Но в любом случае, мы видим, что портрет мужчины отвечает живописным тенденциям XVII века. И подобные портреты мы можем встретить и у Рембрандта.

1974452.JPG
Ян Ливенс «Мужской портрет в восточном костюме». Холст , масло, д. 90 см, ш. 115 см // БСИИ ASG Инв. № 02-1021

К сожалению, творчество Ливенса часто недооценивается искусствоведами и историками. Например, много споров вызывает вопрос влияния Рембрандта на творчество Ливенса. Документально подтверждено, что после учебы у лейденского исторического живописца Якоба ван Сваненбюрха Рембрандт только в 1623 году начал учиться у Питера Ластмана, в то время, как Ливенс уже пять лет работал самостоятельно и был уже весьма известным художником.

Хотя искусствоведы отмечают, что Рембранд стал более знаменитым, чем Ливенс, благодаря своей фантазии. Ливенс же больше внимания уделял изображению форм.

Кстати, в Большом собрании изящных искусств ASG хранится полотно «Портрет мужчины в образе Рембрандта», датируемое рубежом XVII – XVIII вв. Автор полотна Иоганн (Ян) Купецкий – чешский и словацкий живописец, покинувший родину из-за религиозных преследований и живший в Италии, Австрии и Германии. Известен в Росси тем, что во время пребывания Петра Великого в Карлсбаде в 1711 году создал его портрет, который хранится сейчас в Музее герцога Ульриха в Брауншвейге.

«Портрет мужчины в образе Рембрандта», действительно, отсылает нас к образу знаменитого художника: одежда, волосы, головной убор, поворот головы напоминают Рембрандта. Хотя, конечно, внешность изображенного мужчины имеет мало общего с Рембрандтом.

1974452.JPG
Иоганн (Ян) Купецкий "Портрет мужчины в образе Рембрандта" // БСИИ ASG

Алина ЕРШОВА


Поделиться: