decor
Следите за нашими новостями

Персонажи романа Дюма в Большом собрании изящных искусств ASG

20.09.2017

Придворные художники Людовика XIV Шарль и Анри Бобрен были двоюродными братьями и происходили из семьи, давшей Франции целую плеяду живописцев. Одни из самых модных художников-портретистов начального периода правления Короля-Солнце были весьма предприимчивыми: писали не только королевских особ, но и простых танцовщиц, что нашло отражение в содержании романа Александра Дюма-отца «Княгиня Монако». В Большом собрании изящных искусств ASG имеется портрет «Девушка в жемчужном ожерелье» кисти Анри и Шарля Бобрен, имена которых неразделимы, как неразделимо их творчество.

Бобрен Анри (1603-1677) и Шарль (ок. 1604-1692), со дня смерти которых исполняется соответственно 340 и 325 лет, были не только модными портретистами, но и занимались балетными постановками, устраивали придворные празднества, сочиняли стихи.

Прославленная династия живописцев Бобрен работала во Франции на протяжении XVI – XVII веков, все ее представители специализировались на портретном жанре.

Самым талантливым из них считается Шарль Бобрен, работавший в Париже в 1630-1670 годах. Он обучался живописи у своего дяди Луи Бобрена. Вместе со своим кузеном Анри стал придворным живописцем Людовика XIII и Людовика XIV, а в 1648 году принимал активное участие в создании Королевской академии живописи и скульптуры. Работы братьев столь схожи между собой, что установить точное авторство довольно сложно. В частности, на многочисленных портретах французских королев Анны Австрийской и ее невестки Марии Терезии Австрийской модели так похожи, что их путают между собой. Это не удивительно, если вспомнить, что мать Людовика XIV приходилась его жене родной теткой. Во множестве случаев атрибуция невозможна, поэтому Шарля и Анри указывают как соавторов.

Лонге140
Шарль и Анри Бобрен
Людовик XIV со своей кормилицей мадам Лонге де ла Жиродьер (1638)
84х68 см
Версальский дворец

Если братья Бобрен не снискали, подобно Тициану, славу королей художников, то их по праву можно называть художниками короля. Число портретов монаршествующих особ составляет значительную часть их творческого наследия. Уникален портрет Людовика XIV, получившего при рождении имя Луи́-Дьёдонне́ («Богоданный»), со своей кормилицей. Спустя пять лет очаровательный младенец превратился в настоящего красавца с темными локонами, правильными чертами цветущего лица, изящными манерами, величественной осанкой, будущего повелителя великой страны, каким Шарль Бобрен изобразил его в компании младшего брата.

Герцог141
Шарль Бобрен
Король Людовик XIV как ребёнок с Филиппом I герцогом Орлеанским

Но еще чаще братья Бобрен писали королев – Анну Австрийскую и Марию Терезию Австрийскую. В женских портретах художники могли показать все свое мастерство в передаче фактуры мехов, шелка, бархата и кружев, блеска украшений и т.д. В период долгого правления Людовика XIV все законы моды диктует французский королевский двор в Версале Французская мода стирает национальные различия и даже сближает по внешнему виду отдельные сословия. В качестве образца в вопросах моды повсеместно были приняты собственные вкусы короля, а определяющее влияние на одежду во всей Европе перешло к французскому двору.

Терезия142
Шарль Бобрен
Мария-Терезия Австрийская (после 1660)
Холст, масло
Версальский дворец

Мода этого времени свободна, легка и очень живописна. В начале 1660-х годов в женском костюме сохраняется плотный удлиненный лиф и разделенная спереди юбка. В остальном же создается полное впечатление расслабленности и свободы. Бобрен мастерски создает композицию парадного портрета королевы Марии Терезии. Изящная пурпурная драпировка с красивыми складками отвлекает внимание зрителя от мало чем примечательного лица королевы, а подбитая горностаем мантия из той же ткани, что и платье, ниспадая вниз придает ее фигуре изящество, которого она была лишена. Своеобразна поза Марии Терезии, расположенная сзади спинка стула должна убедить нас, что королева восседает, однако на самом деле она стоит, этот оптический обман необходим дабы Ее Величество королева выглядела выше, чем это было на самом деле.

Портреты аристократок – герцогини Орлеанской и принцессы Субиз – наглядно демонстрируют всю причудливость моды барокко. Характерным для этого периода является широкий вырез вокруг шеи, на который свободно спадали завитые локонами волосы. Корсаж и рукава обильно украшались кружевами и лентами. Подобная отделка придавала женскому платью некий художественно беспорядочный характер. Костюм становится очень сложным, декоративным. Он переполнен кружевами, шнурами, вышивками, лентами и разными другими отделками. У герцогини Орлеанской лиф, рукава

Луиза143
Шарль Бобрен
Анн-Мари Луиза, герцогиня Орлеанская
Холст, масло
Частная коллекция

и юбка расшиты жемчугом, жемчугом перетянуты рукава платья, а самый ценный – крупный жемчуг неправильной формы, так называемый барочный, пошел на серьги.

Субиз144
Шарль и Анри Бобрен
Анна де Рогань-Шабо, принцесса де Субиз, придворная королевы Марии-Терезы (1663)
78х61 см
Версальский дворец

На портрете придворной королевы Марии Терезии принцессы Субиз мы видим характерный силуэт эпохи барокко – широкий вырез декольте, спущенное плечо и пышные рукава. Верхнее платье с разрезанной верхней юбкой (модест) обычно подбиралось над нижней юбкой (фрипон), а расходящиеся к низу складки делали фигуру более изящной, оптически сужая талию. И у королевы, и у ее приближенных практически одинаковые прически, при которых лицо обрамлено мелкозавитыми спиралевидными локонами.

Популярность братьев Бобрен сделала их не только завсегдатаями Версальского дворца, но и персонажами художественной литературы. Так, в романе Александра Дюма-отца «Княгиня Монако», посвященного скандальной жизни Екатерины Шарлотты де Грамон де Гримальди, княгини Монако (1639-1678) и живописующего любовные приключения двора молодого Людовика XIV, мы читаем: «Ла Рок, капитан гвардейцев господина принца, без памяти влюбился … и заказал ее портрет Бобрену». Эти слова словно бы отнесены к девушке с портрета из Большого собрания изящных искусств ASG.

1498
Братья Бобрен
Девушка в жемчужном ожерелье
Франция, XVII в.
Холст, масло, 51,5×45,5 см
БСИИ ASG, инв. №01-1498

В качестве авторов указаны оба брата Бобрен – Шарль и Анри. На картине изображена молодая особа в красном декольтированном платье, украшенном аметистом на груди. На шее – нитка жемчуга, в ушах – серьги из жемчуга грушевидной формы. Прическа соответствует моде середины XVII века. Портрет явно не парадный, скорее интимный, да и сама модель, как персонаж романа Дюма, будто готовится произнести: «Я буду позировать сколько угодно, чтобы дать художнику заработать, но на этом все и закончится, дамы и господа».

Светлана БОРОДИНА



Источники:
liveinternet.ru
profismart.org
coollib.com

Поделиться: