decor
Следите за нашими новостями

Выразитель этики протестантизма – Эммануэль де Витте

31.07.2017

В XVI столетии после объявления независимости Нидерландов от Испании в стране начинается открытая борьба за церковную реформу. Буржуазия, особенно в северных провинциях, была решительно настроена в пользу кальвинизма. Искусство как важнейшая отрасль «общественного производства» не могло оставаться в стороне от этих проблем. В первой половине XVII века в Нидерландах, особенно Делфте, становится популярной архитектурная живопись, избравшая своим предметом церковные интерьеры.
Одним из ярких представителей нового жанра был Эммануэль де Витте, в 2017 году исполнилось 400 лет со дня его рождения. Сюжеты картин де Витте воспроизводят сцены в храме в неожиданном и даже кощунственном для католиков свете, что отражало новое миропонимание, свойственное протестантизму и его самой радикальной ветви – кальвинизму, ставшему господствующей религией независимых Нидерландов.
В Большом собрании изящных искусств ASG есть произведение голландской школы современного де Витте периода, также проникнутого духом иконоборчества.

Витте110
Эммануэль де Витте
Интерьер церкви (ок.1660)
Государственный Эрмитаж

Утверждение кальвинизма в Голландии в конце XVI века как господствующей религии внесло изменения в культовую архитектуру. Голландцам были чужды роскошь католических храмов, стремление к потрясающим воображение эффектам. Выражение величия своего времени они искали в монументальной простоте классических форм, в крупных масштабах большого ордера. По окончании XVI века, ознаменовавшегося отходом от готического стиля, архитектура значительно эволюционирует. Увеличивается количество сочленений, контрасты тонут в пластике ансамбля. Церкви, построенные после 1600 года, уже не следуют традиционному плану, предусматривавшему деление на неф, трансепт с боковыми капеллами и хоры. Базиликальная форма храма сменяется центрической, где в интерьере основной акцент придается не алтарю, а кафедре проповедника.

Но большая часть церквей в Голландии XVII века – это старые католические храмы, захваченные реформистами. Они несут отпечаток иконоборческого движения, охватившего страну в начале смут. Обычно мало украшенные снаружи из-за климатических условий, при которых кирпич и песчаник быстро выветриваются, а грани сглаживаются, внутри они были напрочь лишены архитектурных излишеств: кафедры, аналоя и скамей. Никаких изображений на выбеленных известкой стенах. Хоры часто служили усыпальницей богатых людей. Церковь для протестантов – не святое место в том смысле, в каком его понимали католики. В церквях прогуливались в плохую погоду, проводили ассамблеи, давали концерты…

Церковь111
Эммануэль де Витте
Интерьер Старой церкви в Делфте

Именно такую сцену – досуга в пространстве храма, а не истовую молитву – воспроизводит Эммануэль де Витте. В ожидании взрослых, занятых беседой, мальчики что-то рисуют на колонне, а собака привычно «метит» территорию, которую считает своей. На переднем плане мы видим раскрытую могилу, ибо голландцы испанских святых почитали идолами и нередко осуществляли перезахоронения.

Эммануэль де Витте (1617-1692) – нидерландский художник, родился в Алькмаре в семье школьного учителя. Он получил хорошее образование и, как отмечают исследователи, уже в ранние годы отличался свободомыслием. Работал в Роттердаме, Делфте, в 1651 году переехал в Амстердам. Потеряв жену, женился вновь в 1655 году. Супруга и её взрослая дочь от первого брака в 1659 году были осуждены за воровство. Беременную жену изгнали из города, в 1663 году она умерла, предположительно, от чумы. Сам Витте тоже отличался крайностями в поведении, был азартным игроком, задирой, то и дело влезал в долги, постоянно менял место жительства, разрывая контракты с торговцами живописью. После конфликта с очередным кредитором повесился зимней ночью на городском мосту, верёвка оборвалась, тело рухнуло в канал и было обнаружено только через несколько недель, уже весной.

Де Витте работал в разных жанрах: писал портреты, мифологические и религиозные сцены. После переезда в Амстердам все больше специализировался на изображении храмовых интерьеров, соревнуясь в этом с Питером Санредамом (1597-1665). В ряде случаев он комбинировал детали разных церквей, изображая некий обобщённый храм. Но особенно его занимали посетители церкви, нередко – в сопровождении собак, игра света и тени в церковном интерьере.

На многих его картинах воспроизводится сцены, кощунственные для католиков – собачка мочится на колонну, рабочие, роющие могилу, сняв плиты пола, во время отдыха играют в кости. Убранство лаконично и безыскусно – пара скульптурок, до которых, наверное, не дотянулись вандалы во время иконоборческих мятежей. Так, по мнению, кальвиниста, должен выглядеть дом для молитв - просторный и удобный, что-то вроде клуба для соседей-прихожан, а не подавляющий своей пышностью дворец, в котором безраздельно царствуют зажиревшие духовники.

Аудекерк112
Эммануэль де Витте
Интерьер Аудекерк (Старой церкви) в Амстердаме

Многочисленные церковные интерьеры де Витте славились по всей Голландии. Первый из них, находящийся в частном собрании в Лондоне, датирован 1651 годом. В этих архитектурных интерьерах с человеческими фигурами пространство и свет находятся во взаимодействии, создавая своеобразную эмоциональную атмосферу.

Задача живописцев этого жанра традиционно заключалась в создании точного портрета определенного здания, для этого нередко осуществлялись замеры, вычерчивались планы зданий, а люди, если и присутствовали в композиции, играли роль стаффажа. Де Витте один из немногих стремился к воплощению не только особого поэтического настроения, какое возникает в церковном интерьере, но и отображения изменившейся социальной роли храма, поэтому смело допускает отступления от топографии. Массивные объемы сводов и столбов создают ясную архитектонику картин. Ракурсная точка зрения на фрагмент интерьера позволяет достичь большей концентрированности, сгущенности образа и одновременно развернуть сложную, динамичную игру света и теней. Именно это мы видим в картине «Интерьер Старой церкви в Амстердаме» – излюбленный образ собачки, задравшей лапку на колонну, на переднем плане вскрытая могила (то, что это не новое захоронение, зрителей убеждает череп, лежащий на ее краю), а в храме мы видим то, что при католиках больше соответствовало центральной площади города – двух чинно беседующих буржуа, мать, баюкающую ребенка, какую-то официальную процессию на заднем плане…

Считается, что определить собственный путь в искусстве Эммануэлю де Витте помогла творческая атмосфера Делфта, приобретшего во время войны за независимость важное политическое и экономическое значение. Де Витте переехал туда в 1640-х годах, именно к этому времени относится создание картины голландской школы из Большого собрания изящных искусств ASG «Стражи кордегардии и прихожане в церкви».

3863
Голландская школа XVII в.
Стражи кордегардии и прихожане в церкви (ок. 1640 г.)
Дерево (дуб), масло. 75×117 см
БСИИ ASG, инв. №04-3863

Это произведение, на первый взгляд, больше тяготеет к жанровой сцене, а не архитектурному пейзажу, хотя при более пристальном рассмотрении можно видеть, что художник вполне достоверно передает нам интерьер храма с укороченными центральным и боковыми нефами. Вероятно, во времена иконоборчества храм не был окончательно разграблен, поскольку персонаж на заднем плане, взобравшись на лесенку, снимает с колонны скульптуру, а его сослуживцы салютуют ему пивными кружками.

Сюжет, воспроизведенный художником, вполне типичен для того времени. В Голландии XVII века и стражники, и полицейские пользовались дурной славой. Грубые, продажные, предпочитавшие греться холодными зимними ночами в кабаках, вместо того чтобы патрулировать улицы, они подозревались даже в связях с грабителями, если не поджигателями.

Ночное время суток в те далекие времена таило для голландцев множество опасностей: пожар, ограбление, убийство, падение в канал, наконец, ведь у набережных не было парапетов. Отсюда – введение комендантского часа, принятие постановлений об общественном освещении, которых было все же недостаточно, чтобы обязать стражников и всех, кто имел право выходить из дому в вечерние часы, брать с собой зажженный фонарь или факел. Несмотря на принимаемые меры, вплоть до 1670 года заход солнца ввергал голландский город в кромешную темень, так как лунный свет не мог проникнуть в него из-за чрезвычайной тесноты улиц и раскидистых деревьев бульваров.

Не меньше опасностей подстерегало и жителей деревни, в которой и речи не могло быть об уличном освещении, а их малолюдность не давала никакой надежды одинокому путнику на какую-то защиту перед грабителем или убийцей. Именно поэтому припозднившиеся жители деревни или путники готовы коротать ночь на гауптвахте возле костра, разведенного прямо на мозаичных плитах пола. Известная страсть голландцев к чистоте и подобная небрежность свидетельствуют в пользу того, что это католический храм, где бесчинствуют солдаты, а крестьяне в лице курителя трубки вполне разделяют это отношение.

Таким образом, в приведенных картинах в образной форме запечатлены все основные постулаты кальвинизма, определившего новую этику свободных Нидерландов:

  • отрицание решений церковных соборов, отказ от монашества;
  • отрицание необходимости духовных лиц как посредников между Богом и мирянами;
  • отрицание церковной обрядности и пышности.

Светлана БОРОДИНА



Источники:

  1. Зюмтор П. Повседневная жизнь во времена Рембрандта [Электронный ресурс] // Точка доступа: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/24096/ogl.shtml (проверен 19.07.2017)
  2. Ротенберг Е.И. Искусство Голландии // http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st009.shtml (проверен 20.07.2017)
  3. art-100.ru
Поделиться: