decor
Следите за нашими новостями

ВНУК «РУБЕНСИСТА»

17.10.2018

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение «Христос на кресте», автор которого Шарль де Лафосс был очень заметной фигурой в художественной жизни Франции второй половины XVII – начала XVIII веков. Этому способствовали не только одаренность художника и его официальная должность ректора Королевской академии, но и дружба с сильными мира сего: кредитором короля и меценатом Пьером Кроза, Шарлем Лебреном, Жан-Жаком Руссо, Антуаном Ватто и др. Самыми известными учениками Лафосса были баталист Шарль Парросель и его двоюродный племянник Антуан Пэн, со дня рождения которого исполнилось 335 лет.

Пэн310
Пэн, Антуан. Автопортрет


Антуан Пэн (1683-1757) – француз по происхождению, почти всю жизнь проведший при дворе прусских императоров в качестве придворного художника. Его кисти принадлежат портреты многих членов королевских домов Европы, в основном, выходцев из Германии. И на протяжении полувека это была личность, решавшая все связанные с живописью вопросы прусского двора.

Будущий придворный художник обучался у своего отца Жана Пэна и двоюродного деда Шарля де Лафосса, придворного художника Людовика XIV и будущего ректора Королевской академии живописи и скульптуры. Стипендия от академии позволила Пэну в 1705-1710 годах пройти обучение в Венеции, Неаполе и Риме.

Король Пруссии Фридрих I пригласил молодого Пэна на должность придворного художника в Берлин. Художник сохранил свою должность при дворе и при Фридрихе Вильгельме I, но экономный «король-солдат», не жалевший средств на армию, сократил содержание художника вдвое.

Пэна называют певцом «сияющих лиц сиятельных персон»: он пишет королей, курфюрстов, членов их семей, придворных дам и т.д. В церкви Св. Агнуса в Кётене, где Иоганн Бах служил придворным капельмейстером, есть портрет донатора Гизелы Агнес, принцессы Ангальт-Кётен, написанный Пэном в 1713 году.

В 1715 году художник отправился в образовательных целях в Дессау, а затем, в 1718 году, в Дрезден. Побывал он в Лондоне и Париже, где в 1720 году стал полноправным членом Королевской академии. В 1723 году он написал там портрет известного коллекционера Пьера-Жана Мариетта, имевшего обширные связи с европейскими художниками и, что важно, с их влиятельными покровителями.


Петр311
Пэн Антуан
Портрет Петра Великого (1716-1717)
Холст, масло.
Государственный Эрмитаж


В 1716 году, во время пребывания Петра Великого в Европе, Антуану Пэну был заказан портрет русского царя. Известно, что во время второго своего посещения европейских стран Петр путешествовал уже не инкогнито, а как могущественный победоносный монарх, чьи подвиги были всем хорошо известны и чье влияние ощущалось повсюду, где бы он ни появился. И портрет, заказанный Антуану Пэну, как раз отражает эту ситуацию.

Петр написан в латах, как и принято было изображать победоносных полководцев, с жезлом военачальника в руке на фоне происходящей вдали баталии, в императорской мантии. Редкость портрета заключается не только в том, что он прижизненный, но и написан с натуры. Исследования при реставрации работы показали, что Пэн написал императора по плечи, а фигуру в латах создали в его мастерской.

В 1746 году Пэн получил от короля Фридриха II деньги и строительные материалы, чтобы возвести в Берлине собственный дом, где он жил до своей смерти в 1757 году.

Семья312
Пэн, Антуан
Автопортрет с дочерьми Генриеттой и Марией у мольберта (1754)
Холст, масло, 179x151 см

Внучка313
Пэн, Антуан
Внучка художника с мопсом

В истории искусства Антуан Пэн остался как наиболее значимый представитель фридерицианского рококо – разновидности стиля, возникшей в Пруссии во времена правления Фридриха II и вобравшей в себя влияние Франции и Нидерландов. В сравнении с французским рококо стиль Пэна более «живописный» за счет мягкости колорита.

Наиболее известным сооружением в стиле фридерицианского рококо является дворец Сан-Суси, для которого Пэн создал несколько мифологических и аллегорических картин. Здесь же можно встретить теперь и работы его двоюродного деда – известного художника Шарля де Лафосса.


Шарль314
Риго, Гиацинт
Портрет Шарля де Лафосса (1691)


Шарль де Лафо́сс или де Ла Фосс (1636-1716) еще в детстве поступил в ученики в мастерскую художника Шарля Лебрена и в 1650-х годах занимался вместе со своим учителем оформлением духовной семинарии Сен-Сюльпис и отеля Ламбер в Париже. Он был одним из самых известных и наименее творчески зависимых учеников Лебрена, вместе с которым создавал выдающиеся произведения декоративного искусства для Людовика XIV.

В 1658-1663 годах Лафосс, по совету Лебрена, путешествует по Италии, живёт в Риме, Парме и Венеции, где изучает творчество старых мастеров и особенно полюбившегося ему Веронезе.

После возвращения на родину Лафосс, при помощи Лебрена, получает заказы по декорированию дворцов Тюильри и Версаля. В 1673 году, после представления им своего полотна «Похищение Прозерпины», де Лафосс принимается в члены Королевской академии художеств и скульптуры, с 1674 он – профессор и преподаёт в парижской Школе изящных искусств, в 1699 году становится директором академии, в 1702, благодаря поддержке архитектора Ж. Ардуэна-Мансара – ректором, а в 1715 – канцлером.

Несмотря на административные посты в 1689-1692 годах Лафосс дважды посещает Лондон, во второй приезд он более 18 месяцев вместе с натюрмортистом-«цветочником» Моннуайе и «перспективистом» Руссо по заказу лорда Монтегю занимается сложными работами по украшению его лондонского дворца на Блумсбери-сквер.

Вильгельм III тщетно старался задержать его в Англии предложением о том, что он должен украсить Хэмптон-Корт. Однако из-за смерти Лебрена Ж. Мансар приказал Лафоссу вернуться в Париж, чтобы заняться росписью купола Дома Инвалидов. Теперь это – единственная работа, которая в полной мере дает представление о его таланте. Стиль Лафосса до его выхода из тени Лебрена остается загадкой, работ, датированных ранее 1680 года, известно очень мало.


Явление315
Лафосс, Шарль де
Явление Христа Марии Магдалине (между 1680-1685)
Холст, масло, 81х65 см
Государственный Эрмитаж


В последние годы Лафосс исполнял множество других важных заказов по украшению общественных зданий и частных домов, в частности для самого богатого человека Франции, кредитора Людовика XIV Пьера Кроза, под крышей которого он умер 13 декабря 1716 года.

Самым известным учеником Лафосса стал французский художник-баталист Шарль Парросель.

Лафосс интересен и как мастер, творивший в период, когда на смену французскому классицизму пришел более светлый и игривый стиль рококо. К XIX веку его имя было практически забыто, и Александр Бенуа оценивал его достаточно сурово: «Лафосс был и любимым живописцем Мансара, в архитектуре которого ясно обозначился отказ от строгой монументальности и поворот к грации, легкости, веселью. Связи Лафосса с последующим периодом французской живописи символизируются тем, что мастер нашел себе на старость лет приют у того же самого мецената Кроза, у которого затем поселился Ватто. И еще яснее связь между обоими художниками обозначается, если верить рассказу д'Арженвилля о том, как Лафосс «ввел» Ватто в академический конклав.

Сама по себе живопись Лафосса оставляет нас сейчас холодными. Несмотря на то что сам мастер исповедывал взгляды, которые и по нашему времени можно считать вполне правильными, несмотря на то что он в бытность свою в Венеции с особым увлечением изучал Тициана и Веронезе, Лафоссу не удалось вызвать в себе чудесную силу убедительности.

Он является примером художника, превосходно знавшего природу своего искусства, но не обладавшего тем, что называется «искрой Божией». Тем не менее картины Лафосса бывают зачастую и красивы, и декоративны. Писаны они, во всяком случае, с большим мастерством, непринужденно и мягко. Не всегда приятны его краски; в поисках «рубенсовской» теплоты художник слишком злоупотреблял красными и розовыми оттенками, придающими его картинам известную слащавость. Вследствие той же погони за Рубенсом формы Лафосса приобрели преувеличенную круглоту и известную дряблость».


Марфа316
Лафосс, Шарль де
Христос у Марфы и Марии (1683)
Холст, масло, 105х147 см
ГМИИ им. А.С. Пушкина


Современные историки искусства отмечают, что творчество Лафосса как колориста привнесло во французскую живопись венецианские и фламандские традиции. Особенно талантлив Лафосс как декоратор, намного превзошедший своих современников Лебрена и Жувене. Его масштабные работы с их теплыми тонами, динамичными округлыми формами и смелыми перспективными сокращениями стали событием в истории европейской живописи и, конечно, поразили венецианского виртуоза Джованни Пеллегрини, работавшего во Франции в 1720-1722 годах.

Большой друг любителя и знатока искусства Роже де Пиля, Лафосс является самым ярким представителем группы «рубенсистов», или колористов, в их идейных спорах с «пуссенистами». Пиль консультировал крупнейших французских коллекционеров XVII – начала XVIII веков, в том числе Пьера Кроза, выступал художественным агентом короля Людовика XIV. В споре «пуссенистов» (отстаивавших первостепенную роль рисунка в живописи) и «рубенсистов» (отдававших предпочтение цвету), главной коллизии французской теории искусства XVII века, Пиль занимал сторону последних, посвятив проблеме колоризма сочинения «Диалоги о цвете» (1673) и «Курс живописи» (1708).

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение Шарля де Лафосса, опровергающее слова Бенуа о слащавости и «дряблости» его творчества, на самый трагический религиозный сюжет – «Христос на кресте».


2038
Лафосс, Шарль де
Христос на кресте
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 82×48,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-2038


Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью карали только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать, кроме нестерпимых болей, распятый испытывал страшную жажду. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней.

Лафосс пишет Христа уже после кончины. Лаконичная и простая по композиции, сравнительно не большая картина поражает своей монументальностью и «скульптурностью»: тело Христа, чуть выгнутое в последней судороге, и безвольно запрокинутая голова прописаны точно, просто и красиво, как бы кощунственно для верующих это ни звучало. Страдания закончились, остались смиренность и безграничное душевное благородство. Но от этого картина и получает суровую монументальность.

Мастер практически отказался от фона, чтобы зритель сосредоточился только на герое и конкретном моменте. Закончен земной путь Христа, угасает день, посылающий нам последние закатные лучи, подсвечивающие голову Спасителя, от которой уже исходит Божественное сияние, помогающее зрителю преодолеть драматичность сюжета и увидеть его философский смысл.



Светлана БОРОДИНА

Источники:
wikipedia.org
google.ru
academic.ru
accorhotels.com
benua-history.ru
grad-petrov.ru

Поделиться: