decor
Следите за нашими новостями

Теокрит живописи

12.03.2018

В феврале этого года исполнилось 335 лет со дня смерти голландского живописца Николаса Берхема, получившего прозвище «Теокрита живописи» в честь древнегреческого поэта, известного своими идиллиями. При отдельных недостатках композиции никто лучше Берхема не передавал красоту природы, мастерски используя освещение. В коллекции живописи старых мастеров Большого собрания изящных искусств ASG имеются пейзаж кисти Берхема и работа одного из его многочисленных учеников – Йоханесса Глаубера.

Берхем204
Николас Берхем Старший (1620-1683)

Николас (Клас) Питерс Берхем Старший родился в Харлеме в семье живописца Питера Класа, переехавшего туда из Берхема близ Антверпена. Творческий путь Николас начал в 14 лет, его первым учителем стал отец, специализировавшийся в жанре натюрморта, хотя ни одного натюрморта кисти Берхема не известно. Позднее Николас обучался в мастерской Яна ван Гойена и именно тогда взял себе имя «Берхем». Согласно Хаубракену, это имя образовалось от двух слов «Берг гем» («Спаси его!»), так кричали его товарищи в мастерской ван Гойена, когда его отец преследовал его там с намерением избить. Но вероятнее всего, оно связано с местом проживания родителя.

Затем юный художник обучается в Амстердаме у Николаса Муйарта (1590/92-1655). Возможно, переезд в Амстердам был обусловлен смертью матери Николаса в 1634 году и вторичной женитьбой отца год спустя. Влияние Муйарта заметно в изображении животных на ранней работе Берхема «Иаков у источника». До конца 1630-х годов Николас сменил ещё нескольких учителей: Питера Греббера, Яна Вилса и Яна Баптиста Веникса (которого Берхем называл кузеном).

2221
Муйарт, Николас-Корнелис
Иосиф, проданный в рабство
Голландия, XVII в.
Дерево, масло, 58×84 см
БСИИ ASG, инв. №04-2221

Один из первых учителей Берхема Муйарт писал главным образом картины на сюжет из Священного Писания и аркадийские пейзажи с животными.

С 1642 года Берхем (зарегистрированный как Клас Питерсен) – член харлемской гильдии Св. Луки, у него появляются ученики. Берхем добивается известности, изготовляя гравюры, распространяемые издателями и книготорговцами Харлема и Амстердама. В 1645 году художник присоединяется к голландской реформаторской церкви. Свидетелем при этом вступлении был его учитель Ян Вилс, с которым, вероятно, Берхем совместно проживал в тот период.

Считается, что как художник Берхем окончательно сформировался после совершённой вместе с Вениксом поездки в Италию в 1640-х годах (хотя ряд исследователей оспаривает сам факт его путешествия в страну, давшую вдохновение его дальнейшему творчеству). После этой поездки типичными для живописца стали написанные в тёплых тонах виды Италии, населённые мифологическими или библейскими персонажами. Произведения этого жанра в Голландии были в большой моде. Помимо них, Берхем писал городские пейзажи, зимние и пасторальные сцены в традициях нидерландского натурализма, аллегорические и жанровые картины.

В 1646 году Берхем женился на Катарине Клас де Грот, падчерице Яна Вилса. Женщина злая, своенравная и алчная, она целиком подчинила художника. Целые дни и ночи она держала его за работой и продавала его произведения по своему усмотрению. Некоторые картины она даже продавала заранее. Хотя ученик Берхема ван Гузум не столь драматичен в описании его семейной жизни. Он рассказывает, что живопись для Берхема была только приятным препровождением времени, его лучшие произведения возникали посреди смеха и песен.

У супругов было по меньшей мере четверо детей: два сына и две дочери. Один из сыновей, Николас, также стал живописцем (Николас Берхем Младший).

Понемногу к художнику приходила известность. В 1647 году он рассматривался как возможный мастер по оформлению королевского дворца, но в итоге этот заказ получили другие, более именитые его коллеги. Зато в избранном Берхемом жанре пасторального пейзажа мало кто в Голландии мог составить ему конкуренцию.

Пейзаж205
Николас Берхем Старший
Пейзаж с пастухами и стадом (1650-75)
Лувр, Париж

Около 1650 года Берхем совершил поездку в Вестфалию вместе с Якобом ван Рёйсдалем. Предполагают, что после этого он вновь отправился в Италию, работал там в 1651-1653 годах и наряду с Яном Ботом стал одним из заметнейших представителей итальянского направления в голландской пейзажной живописи XVII века. Вернувшись в Харлем, художник в 1656 году приобрёл собственный дом с садом. Он стал деканом гильдии, а два года спустя удостоился звания мастера. По его инициативе в гильдии была введена традиция: каждый художник, покидающий город, должен был предоставлять одну из своих картин для украшения зала гильдии. Первым такой пример подал сам Берхем, который в 1660-х годах уехал в Амстердам, где картограф Николас Висшер привлёк его к оформлению нового атласа. Там Берхем прожил свыше десяти лет, вернувшись в Харлем только весной 1670 года. Но в 1677 году художник вновь переезжает в Амстердам – теперь уже навсегда. Мастер продолжает писать пейзажи, портреты, изображает вымышленных лиц и животных. В Гааге художник сотрудничал с Йорисом ван дер Хагеном, рисовал фигуры на его пейзажах.

Берхем умер в 1683 году и был похоронен в церкви Вестеркерк, практически сразу после его кончины были проданы картины и рисунки. Творческое наследие Берхема обширно, он создал более 800 произведений, которые спустя столетие стали высоко цениться коллекционерами. Ему также принадлежат 50 или 80 гравюр и около 500 графических работ.

При недостатках композиции никто лучше Берхема не передавал красоту природы, мастерски используя освещение. Он не любил серое небо и преображал туманную природу своей родины, заполняя её весёлым и радостным светом. Среди многочисленных учеников Берхема, кроме ван Гузума и сына, Николаса Берхема Младшего, можно назвать Абрахама Бегейна и Йоханнеса Глаубера.

1044
Глаубер, Йоханнес, круг
Сборщики хвороста
Голландия, XVII в.
Холст, масло, 150×198 см
БСИИ ASG, инв. №04-1044

Берхема считают представителем второго поколения художников «голландского итальянского пейзажа». Это были художники, которые ездили в Италию или стремились к тому, чтобы впитать романтизм страны, во множестве создавая рисунки классических руин и пасторальных образов. Пейзажи Берхема, написанные в итальянском стиле, представляют идеализированные сельские сцены с холмами, горами, скалами и деревьями на золотом рассвете. К числу таких работ относится пейзаж из БСИИ, где воспроизведены все знаковые для Берхема элементы: сияющая в утреннем воздухе равнина и разыгрывающаяся на ней идиллия: мирно отдыхающие люди и животные, крестьянин в широкополой шляпе, парящие в лазурном бескрайнем небе птицы…

2157
Берхем, Николас
Пейзаж с крестьянами и пастухами
Голландия, XVII в.
Холст, масло, 74х99 см
БСИИ ASG, инв. №04-2157

Александр Бенуа считал, что великолепие картин Берхема в передаче света, тепла и особой, полной неги музыкальности объясняется тем, что он приехал в Италию с уже готовым запасом впечатлений от творчества Рембрандта, вступившего в 1630-х годах в период своего полного красочного расцвета. Эти впечатления пригодились ему при изучении «солнца Италии». Особую прелесть картинам Берхема придает, по мнению Бенуа, его редкая техника, которую лучше всего охарактеризовать словом «ласковая». При изумительной оконченности мастер никогда не переходит в вылощенность, в сухость. Краски у него текут из-под кисти и ложатся «вкусными» мазками, которые и после двухсот лет кажутся только что положенными.

Берхем оказал значительное влияние на английский и французский пейзаж XVIII века, им восхищались такие знаменитые мастера, как Гейнсборо и Ватто.


Светлана БОРОДИНА

Источники:
benua-history.ru
culture.wikireading.ru
revolvy.com
wikipedia.org

Поделиться: