decor
Следите за нашими новостями

С почестями, как у Рафаэля…

10.11.2016

В октябре 2016 года исполнилось 275 лет со дня рождения Ангелики Кауфман – художницы, певицы, музыкантши и вдобавок обворожительной женщины, руки которой тщетно добивался президент Английской академии художеств Рейнолдс. Дружбой с Ангеликой Кауфман гордились Винкельман и Гете, Гавриил Державин посвятил ей оду. В истории искусств Кауфман осталась прежде всего искусной портретисткой… Историки отмечают, что похороны Ангелики были обставлены, как у Рафаэля –за гробом несли две последние работы ее кисти. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение, отражающее ее страсть к классицизму.

Кауфман
Кауфман А. Автопортрет, 1780
76×63 см, Санкт-Петербург, Эрмитаж

Будущая художница родилась в 1741 году в маленьком швейцарском городке Кур на постоялом дворе. Спустя год ее отец, небогатый немецкий художник Иоганн Иосиф Кауфман с женой и крошечной дочкой перебрался в Италию, где, переезжая из города в гoрод, расписывал небольшие церкви и выполнял портреты на заказ.

Богато одарённая натура девочки проявилась очень рано. С шести лет Ангелика начала рисовать - проводя целые дни в мастерской отца, невозможно было удержаться от того, чтобы взять в руки кисть или уголь. Иоанн Кауфман не отличался особыми талантами живописца и недостаток дарования стремился компенсировать усердием, с детства приучая и дочь к каждодневной изнуряющей работе.

Ангелика была чрезвычайно привязана к отцу, потому что он заменил ей и подружек, и детские развлечения, и учителей. Часами девочка упражнялась в живописи, а иногда это маленькое красивое существо с папкой рисунков заходило на богатые виллы, чтобы продать свои работы и помочь семье. Трудно было отказать столь очаровательному ребёнку, и однажды даже местный епископ согласился позировать Ангелике.

Старый Кауфман отлично сознавал, что талант дочери позволит ей достичь гораздо большего, чем удалось это ему самому, и потому не жалел ни средств, ни сил для шлифовки таланта Ангелики. Он предпринимает длительное путешествие по Италии, надеясь, что эта благословенная страна станет для девушки источником вдохновения, как и для великих мастеров Возрождения. При этом старик по прежнему уповает на непрерывную работу и не разрешает Ангелике ни часа развлечений. Девушка была покорной дочерью и только однажды её натура взбунтовалась. Ведя затворнический образ жизни, Ангелика всё-таки умудрилась познакомиться с молодым музыкантом. Девушка была одарена от природы удивительным голосом, юноша умолял Ангелику бросить живопись, отца-тирана и посвятить себя пению. Наступили дни мучительных сомнений. Впервые Ангелика не могла посоветоваться с отцом, первый раз в жизни ей не хотелось работать. Решить сама эту жизненную проблему она не смогла и отправилась к духовнику. Конечно, тот посоветовал остаться с отцом, забыть о греховной карьере певицы и выбрать более благородную стезю живописца. От дней влюблённости в творчестве художницы остались две картины, на одной из которых сама Ангелика между двух муз — Музыки и Живописи, обе зовут её, но она склоняется ко второй. Этот судьбоносный выбор был сделан навсегда.

Распутье
Кауфман А. Автопортрет на распутье между Музыкой и Живописью (1775)

В 1754 году Кауфманы переехали в Милан, и вскоре дворцовая знать выстроилась в очередь, чтобы заказать у юной художницы свои портреты. В шестнадцать лет Ангелика осталась без матери и после недолгого возвращения на родину, она в 1763 году вместе с отцом переехала в Рим, где попала в художественную среду, увлеченную античностью.

Огромное влияние на формирование дарования Ангелики оказал известный немецкий ученый-археолог и историк Иоганн Винкельман. Его находки при раскопках в Помпеях и Геркулануме открыли перед восхищенной девушкой античное искусство и направили ее художественное мировоззрение в сторону классицизма. Винкельман высоко ценил талант Кауфман: «Мой портрет для одного друга сделан исключительной личностью, одной немецкой художницей. Она очень сильна в портретах...».

В возрасте всего 24 лет Ангелика Кауфман получила полное профессиональное признание – она принята в члены Академии Св. Луки в Риме, а спустя три года — Французской Королевской академии.

В 1766 году Ангелика, идя навстречу многочисленным приглашениям, переезжает в Лондон. «Королева всего два дня как приехала. Лишь только ей будет лучше, я буду ей представлена», — писала девушка отцу всего через месяц после приезда. На следующее лето старик Кауфман переехал к дочери. Пятнадцать лет, проведенные в Англии, были самыми плодотворными в ее жизни, хотя и принесли ей сердечное разочарование.

Успех и слава Кауфман были ничуть не меньше, чем у таких прославленных английских живописцев, как Гейнсборо и Рейнолдс. К тому же хорошенькая девушка, прекрасная певица, музыкантша и художница была богата, независима, принята в высшем свете и не знала отбоя от женихов. Президент Английской академии художеств Рейнолдс предлагал Ангелике заключить блестящий союз, но она, понимая, что жизнь с гением вынудит ее отказаться от собственных творческих планов, отказала ему.

Рейнолдс затаил обиду и коварно отомстил Ангелике: воспользовавшись путаницей в документах внебрачного сына графа Горна, Фредерика Брандта, он стал покровительствовать не утвержденному в правах мнимому наследнику и представил его Ангелике как своего друга и графа. Обаятельный светский лев был наделен и красотой, и умом. Молодые люди полюбили друг друга и обвенчались, и тогда мстительный Рейнолдс вскрыл обман. Эта сенсация наделала много шуму. За присвоение чужого имени Брандт был арестован. Ангелика не смогла простить обмана и через два месяца, в феврале 1768 года, использовав все связи, получила развод.

Но из Лондона Кауфман все же не уехала. Она активно работала там еще тринадцать лет, со всех сторон получая многочисленные заказы и знаки внимания. Правда, после горячки, перенесенной в результате потрясения, она стала нелюдимой. Личная трагедия отдалила Ангелику от высшего общества, теперь она общалась только с узким кругом интеллигенции и продолжала много работать.

Ее престарелого отца очень волновало, что дочь после его кончины остается совершенно одинокой и беззащитной. B 1781 году он настоял на ее браке с Антонио Дзукки (Лукки), гравером и посредственным венецианским художником, к тому же значительно старше ее. С ним Ангелика вернулась в Италию.

Рим подарил Ангелике встречу и дружбу еще с одним гением – она познакомилась с Гете, и почти сразу они стали близкими друзьями, беседовали об искусстве, ходили на выставки. Единственный дом, который поэт посещал в Риме, принадлежал Кауфман. Гете не пропустил ни одного музыкального и литературного вечера в ее салоне. Он видел, как эта родственная ему душа, эта модная и хорошо оплачиваемая художница была одинока и скучала в обществе бесталанного, скупого, пожилого супруга, но не роптала на судьбу. Поэт высоко ценил профессионализм, талант и богатый внутренний мир этой интересной женщины и ей первой читал только что написанные строки. Эта встреча и дружба долгое время согревала душу стареющей Ангелики.

Гете
Кауфман А. Портрет И.В. Гете (1787-88), холст, масло
Художница считала, что не сумела передать все многообразие творческого
гения поэта, и оставила работу незавершенной

Ангелика Кауфман была популярна и в России, первый российский «пиит» Гаврило Державин посвятил ей свою оду. Её почитателем был Фальконе, в 1774 году во время работы в Петербурге над памятником Петру I, он делился с английским путешественником Рэкселлом своими впечатлениями от работ художницы и сообщил, что «является обладателем почти всех её произведений». Великая княгиня, а затем императрица Мария Фёдоровна, супруга императора Павла I, писала миниатюры на стекле с произведений художницы.

Живописное наследие Кауфман велико и по-настоящему не изучено. Она была разносторонней художницей, писала на мифологические и библейские, аллегорические и исторические сюжеты. Картины на мифологические темы ей не всегда удавались, так как требовали умения писать обнаженную натуру, а знаний анатомии ни женской, ни тем более мужской, Ангелика не получила. Но там, где сюжет не требовал изображения обнаженных тел, художница отличалась тонкой моделировкой композиции, виртуозным исполнением и прекрасным чувством колорита.

Кауфман отлично гравировала и много работала в области разработки мебели и интерьера, создавала сложные графические узоры для росписи посуды, была настоящим мастером портрета.

Ангелика Кауфман умерла 5 ноября 1807 года в Риме. Вся Академия Св. Луки проводила ее в последний путь, а за гробом, как на похоронах Рафаэля, несли две последние картины, написанные ее рукой. В Римском пантеоне впоследствии был установлен бюст Ангелики Кауфман — красивой женщины и талантливой художницы.

В Большом собрании изящных искусств ASG находится работа круга Ангелики Кауфман, которая первоначально носила название «Весталка». В процессе изучения работы и снятия рамы, закрывающей значительную часть лицевой стороны, выяснилось, что картина была обрезана, и в левой части сохранились фрагменты утраченной мужской фигуры. В результате этого сюжет приобрел новую интерпретацию – «Эней и Кумская сивилла».

1748
Ангелика Кауфман, круг
Эней и Кумская сивилла
Англия, около 1800 г.
Холст, дублированный на дерево, масло, ø 34 см
БСИИ ASG, инв. №04-1748

В центре изображена Кумская сивилла, предсказывающая Энею его будущее. Она одета в белую тунику и голубой плащ. Туника перехвачена золотым поясом под грудью с обрамлением по кромке декольте. На голове сивиллы – золотая диадема и зеленое покрывало. В левой руке она держит динос – сосуд для смешивания вина с водой. В правой части картины – стол с тремя фигурными ножками в виде грифонов (tripod). На столе сосуд для вина (ликиф) и чаша. Под ногами сивиллы – специальная подставка для ног – scabellum. В левой части – остатки изображения Энея, утраченного в результате обрезки холста (видна нога в сандалии, часть руки и драпировки одежды).

Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА

Источники:
liveinternet.ru
wikipedia.org
liveinternet.ru
nearyou.ru
livejournal.com
artgalery.ru

Поделиться: