decor
Следите за нашими новостями

Новости

RSS
  • По тегам
  • По источникам
  • По темам
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре
  • «ЖЕМЧУЖИНА В КОРОНЕ ХАРЛЕМА»

    «ЖЕМЧУЖИНА В КОРОНЕ ХАРЛЕМА»

    В 2017 году исполнилось 390 лет со дня рождения Яна де Брая – потомственного художника, яркого представителя голландского классицизма. Де Брай писал преимущественно портреты, в том числе и аллегорического содержания. Семья де Брай была в родстве со многими известными представителями творческой элиты Голландии, так, сестра Яна де Брая стала женой знаменитого художника Яна Ливенса, со дня рождения которого исполнилось 410 лет. В России всего шесть работ этого друга-соперника Рембрандта и его круга, две из которых хранятся в Большом собрании изящных искусств ASG.

  • Орёл из «Перелетных птиц»

    Орёл из «Перелетных птиц»

    В последней четверти XVII века обозначается резкая грань между крупнейшими голландскими художниками-реалистами и представителями враждебного им академического лагеря. Немалое число мастеров, прежде стоявших на реалистических позициях, подчиняясь новой «художественной моде», последовали за художниками-академистами. В этих условиях такие мастера, как Хальс, Рембрандт, Рейсдаль, истинные продолжатели великой национальной художественной традиции, перестали пользоваться  вниманием буржуазного общества и были обречены на одиночество и жестокую нужду. Другие, и в их числе Маттеус Тервестен, со дня смерти которого исполняется 260 лет, искали счастья на чужбине. В Большом собрании изящных искусств ASG имеются два произведения М. Тервестена, созданные под впечатлением от итальянского искусства.

  • Персонажи романа Дюма в Большом собрании изящных искусств ASG

    Персонажи романа Дюма в Большом собрании изящных искусств ASG

    Придворные художники Людовика XIV Шарль и Анри Бобрен были двоюродными братьями и происходили из семьи, давшей Франции целую плеяду живописцев. Одни из самых модных художников-портретистов начального периода правления Короля-Солнце были весьма предприимчивыми: писали не только королевских особ, но и простых танцовщиц, что нашло отражение в содержании романа Александра Дюма-отца «Княгиня Монако». В Большом собрании изящных искусств ASG имеется портрет «Девушка в жемчужном ожерелье» кисти Анри и Шарля Бобрен, имена которых неразделимы, как неразделимо их творчество.

  • Клеймо парижского мастера Луи Перидье

    Клеймо парижского мастера Луи Перидье

    В ходе реставрации секретера Большого собрания изящных искусств ASG, изготовленного во Франции в 60-е годы XVIII века, на его задней стенке было обнаружено клеймо талантливого мастера краснодеревщика Луи Перидье. Сын знаменитого эбениста Бриса Перидье и младший брат Жерара Перидье, с которым он работал в одно и то же время, Луи незаслуженно оставался в их тени долгое время. Его имя стало известным благодаря французскому аристократу, дипломату и автору научно-популярных книг по мебели Франсуа де Сальверту (1872-1929), который впервые наткнулся на клеймо Перидье на стуле периода Людовика XVI.

  • Выразитель этики протестантизма – Эммануэль де Витте

    Выразитель этики протестантизма – Эммануэль де Витте

    В XVI столетии после объявления независимости Нидерландов от Испании в стране начинается открытая борьба за церковную реформу. Буржуазия, особенно в северных провинциях, была решительно настроена в пользу кальвинизма. Искусство как важнейшая отрасль «общественного производства» не могло оставаться в стороне от этих проблем. В первой половине XVII века в Нидерландах, особенно Делфте, становится  популярной архитектурная живопись, избравшая своим предметом церковные интерьеры. Одним из ярких представителей нового жанра был Эммануэль де Витте, в 2017 году исполнилось 400 лет со дня его рождения. Сюжеты картин де Витте воспроизводят сцены в храме в неожиданном и даже кощунственном для католиков свете, что отражало новое миропонимание, свойственное протестантизму и его самой радикальной ветви – кальвинизму, ставшему господствующей религией независимых Нидерландов. В Большом собрании изящных искусств ASG есть произведение голландской школы современного де Витте периода, также проникнутого духом иконоборчества.

  • В тени Рубенса и ван Дейка

    В тени Рубенса и ван Дейка

    В июле исполнилось 420 лет со дня рождения фламандского живописца Теодора Ромбоутса, имя которого сегодня известно немногим. Он учился у Абрахама Янсенса Старшего, отчаянно соперничавшего с Рубенсом, портрет Ромбоутса писал Ван Дейк. Причем создал он его в Англии в тот же период,  что и портреты короля Карла I и королевы Генриеты-Марии Французской, и в том самом доме на реке Блекфрайерз, где его так часто навещала королевская чета. В истории искуства Теодор Ромбоутс остался как фламандский живописец, приверженец историко-мифологических и бытовых тем. К бытовому жанру относится полотно круга Ромбоутса, хранящееся в Большом собрании изящных искусств ASG.

  • Честолюбивый и воинственный Матьё

    Честолюбивый и воинственный Матьё

    В 2017 году исполняется 410 лет со дня рождения Матьё Ленена, самого младшего отпрыска семейства Ленен из Пикардии, давшего миру трех самобытных художников – Антуана, Луи и Матьё. В 1630-х-1640-х годах братья работали в Париже, и многие их полотна сегодня являются иконами в истории искусств. Однако для того, чтобы оценить достоинства живописи Ленен, человечеству понадобилось более столетия. О жизни художников известно мало, а авторство большинства картин до сих пор обсуждается. В Большом собрании изящных искусств ASG имеются три произведения, два из них принадлежат кругу Ленен, а третье – мастерской.

  • Пенсион от любвеобильного монарха

    Пенсион от любвеобильного монарха

    В 2007 году Международным институтом антиквариата был приобретен женский портрет без атрибутационных сведений и экспертного заключения. На основании выявленных аналогов и близости композиции портрету Мэри Робинсон знаменитого английского живописца Томаса Гейнсборо (1727-1788) было установлено имя модели, хронология создания картины, а также принадлежность её английской школе.

  • Пугало, Цветок чертополоха и Ехидна

    Пугало, Цветок чертополоха и Ехидна

    В мае 2017 года исполняется 390 лет со дня рождения Виллема ван Алста – нидерландского художника эпохи барокко, одного из лучших мастеров натюрморта. В возрасте 16 лет он был принят в делфтскую гильдию Святого Луки, куда спустя десятилетие вступит его великий земляк Вермеер. Длительное время ван Алст работал в Италии, где выполнял заказы герцога Тосканского Фердинандо II Медичи.
    В Большом собрании изящных искусств имеется полотно Отто Марсеуса ван Скрика, с которым ван Алст тесно сотрудничал, а также работа нидерландского художника Карела ван Вогелера, во многом биографически и творчески повторившего путь Виллема ван Алста.

  • В МИА атрибутировано полотно голландского живописца Золотого века

    В МИА атрибутировано полотно голландского живописца Золотого века

    Натюрморт, приобретенный в 2014 году для Большого собрания изящных искусств ASG на французском аукционе «Audap & Mirabaud», изначально был атрибутирован как работа немецкой школы последней четверти XVIII века. Однако противоречие между идейно-тематическим замыслом картины и основными тенденциями художественной жизни Германии этого времени с господствовавшим в ней стилем романтизма, стали источником собственного научного поиска. В результате установлено имя автора натюрморта, это голландский художник Губерт ван Равенстейн (1638-1691).

  • Политический контекст библейского сюжета

    Политический контекст библейского сюжета

    Сюжет «Динарий кесаря» – один из наиболее популярных в истории мировой живописи. Противопоставление Бога как властителя душ и кесаря (славянская интерпретация титула цезаря) как наместника его на земле интересовала крупнейших художников – Тициана и Рубенса. В Большом собрании изящных искусств находится работа последователя Рубенса фламандского мастера XVII века на этот же сюжет.

  • «Легенда Дианы» раскрыта в Международном институте антиквариата

    «Легенда Дианы» раскрыта в Международном институте антиквариата

    Приобретенное в 2012 году для коллекции живописи старых мастеров Большого собрания изящных искусств ASG полотно французскими экспертами было отнесено к итальянской школе XVII века. Однако в процессе искусствоведческого анализа была установлена его принадлежность к голландской живописи того же века, а автором ее является последователь известного голландского портретиста Каспара Нетшера.

  • Амуры сына королевского кучера

    Амуры сына королевского кучера

    Франсуа Лемуан – живописец эпохи рококо, Первый придворный художник Людовика XV. Лемуан пытался по-своему осмыслить стиль барокко в живописи, хотя его постоянно сравнивают то с Ватто, то с Рубенсом. В Большом собрании изящных искусств ASG нет работ самого Лемуана, но есть произведения, созданные его учителями и кругом самого известного его ученика Франсуа Буше.

  • «Ван Дейк пастели» и мастер «полуцарствования»

    «Ван Дейк пастели» и мастер «полуцарствования»

    Со дня рождения французского художника Жозефа Вивьена исполняется 360 лет. Хотя величайшими портретистами XVII века были фламандцы Рубенс и ван Дейк,  голландцы Рембрандт и Хальс, значение современных им французских художников также выходит далеко за пределы своей эпохи. Вивьен стал знаменит благодаря своим портретам, написанным в технике пастели. Один из них – портрет принца Филиппа Анжуйского – будущего короля Испании Филиппа V. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется портрет его политического конкурента и родственника Филиппа Орлеанского кисти мастерской Жана-Батиста Сантерра, со дня смерти которого исполняется 300 лет.

  • Аналоги из БСИИ ASG на европейских аукционах

    Аналоги из БСИИ ASG на европейских аукционах

    Международный институт антиквариата продолжает отслеживать лоты, выставляемые в авторитетных аукционных домах Европы, аналоги которых есть в Большом собрании изящных искусств. В конце минувшего года на торгах в аукционных домах Доротеум (Вена) и Хампель (Мюнхен) были выставлены произведения круга знаменитого анималиста Снейдерса и итальянского пейзажиста Марко Риччи.

  • Живопись о живописи: творческая мастерская художников «золотого века»

    Живопись о живописи: творческая мастерская художников «золотого века»

    В истории найдется мало примеров целых поколений, столь богатых великими художниками, которые  подарили миру Фландрия и Нидерланды  в конце XVI - начале XVII  века.  Рембрандт родился  в 1606-м году, ван Остаде в 1610-м, Терборх в 1617-м, Ян Стен в 1626 году. Во Фландрии в это время уже творят Рубенс (1577), Снайдерс (1579),  Йорданс (1593), Ван Дейк (1599), Браувер (1605). Острая конкуренция среди мастеров «золотого века»  приводила к узкой специализации, например, художник не просто писал морские пейзажи, а пейзажи с парусными лодками, что ускоряло и удешевляло процесс создания  творческого «продукта».  И в то же время есть тема, которая встречается у многих художников, как гениев, так и представителей второго ряда, - тема интерьера мастерских и художественных галерей. У крупного фламандского художника Жерара (Герарда) Томаса она стала главной в его творчестве.

  • Соратник Наполеона, подданный Бурбонов

    Соратник Наполеона, подданный Бурбонов

    В Большом собрании изящных искусств ASG хранится портрет одного из французских генералов, чья иконография наименее известна, - Габриэля Негрэ.

  • «Подвижность неподвижного» - условный реализм парадного портрета

    «Подвижность неподвижного» - условный  реализм парадного портрета

    Признанному мастеру французского парадного портрета XVIII века Клоду Арнульфи исполняется 320 лет. Жанр парадного  портрета в этот период сохраняет тенденцию прошлого – раскрытие социальной роли портретируемого, подчинение индивидуального типическому. Одновременно в искусстве портрета зарождается обратная тенденция – психологизация личности через точно подмеченную деталь. Воплотить эти разнонаправленные тенденции удалось Клоду Арнульфи и его предшественникам Никола Ларжильеру и Гиацинту Риго, которых он считал своими учителями в искусстве.

  • «Гверчино» означает «косоглазый»

    «Гверчино» означает «косоглазый»

    В 2016 году исполнилось 425 лет со дня рождения и 350 лет со дня смерти крупнейшего представителя итальянского барокко Джованни Франческо Барбьери, более известного под прозвищем Гверчино в силу природного изъяна. Хотя общепризнанным учителем Гверчино считается Лодовико Карраччи, не меньшее влияние оказал на него Гвидо Рени, также знаменитый болонец. Работы мастерской Гвидо Рени, имеющиеся в Большом собрании изящных искусств ASG, доказывают влияние этого художника и на выбор тем, и на манеру письма Джованни Барбьери-Гверчино (1591-1666).

  • Международный институт антиквариата дополнил иконографию идеолога протестантизма Мартина Лютера

    Международный институт антиквариата дополнил иконографию идеолога протестантизма Мартина Лютера

    В мастерских Международного института антиквариата приступают к реставрации масштабного исторического полотна французского живописца  Жозефа Альфреда Белле дю Пуаза (1823-1883). Картина была куплена на аукционе «Jean Chenu - Antoine Bérard - François Péron» в 2013 году без подрамника. Написанная по заказу одной из протестантских общин города Лиона, она так и не была представлена публике и долгое время хранилась в виде рулона. Устроители аукциона не стали разворачивать полотно во время торгов, поскольку опасались осыпей красочного слоя. Было объявлено лишь имя автора произведения и озвучена его высокая художественно-историческая значимость.