decor
Следите за нашими новостями

Новости

RSS
  • По тегам
  • По источникам
  • По темам
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре
  • Лилльские Ватто

    Лилльские Ватто

    В Большом собрании изящных искусств ASG имеется произведение Луи-Жозефа Ватто, племянника Антуана Ватто, «Военный лагерь». Все художники по фамилии Ватто, а их было по меньшей мере еще трое, находятся в тени своего великого родственника, мастера галантных сцен, создателя стиля рококо. Между тем Луи-Жозеф Ватто, со дня смерти которого исполняется 220 лет, заслуживает собственной страницы в истории искусства как художник, педагог-новатор и создатель одного из крупнейших музеев Франции за пределами ее столицы.

  • Любимец Фортуны и Ришелье

    Любимец Фортуны и Ришелье

    Французский художник Пьер Дюлен, со дня смерти которого исполнилось 270 лет, является ярким представителем классицистического стиля. Родился в семье архитектора, и ему было предназначено продолжить дело отца. Дюлен настолько быстро осваивал искусство архитектуры, что попутно отец решил отдать его в обучение живописи, чтобы он мог изящнее оформлять проекты фигурами, орнаментами и т.д. Живопись сразу же стала страстью Дюлена, и вопреки воле семьи он становится художником. Творческое наследие Дюлена разнообразно: картины на мифологические и религиозные темы, портреты, картоны для шпалер. Для российских музеев это имя является малоизвестным, тем значимее его произведение «Вертумн и Помона» из Большого собрания изящных искусств ASG.

  • Дань уважения былому величию

    Дань уважения былому величию

    В XVII-XVIII веках итальянская пейзажная живопись подразделялась на два основных поджанра – «пейзаж с руинами» и «городской пейзаж». Изображению празднеств и толпы, заполняющей величественные площади, а также «живописи руин» отдавали дань многие художники. В Италии, переживавшей в этот период политический и экономический кризис, это воспринималось как своеобразная дань уважения прошлому величию страны. Становится популярным жанр пейзажной живописи, получивший наименование каприччио (от итал. Capriccio – «каприз»). На картинах этого жанра изображались архитектурные фантазии, в основном руины вымышленных античных сооружений. Для оживления пейзажа нередко использовался стаффаж – фигурки людей и животных, не несущие смысловой нагрузки. Дженаро Греко и отец и сын Кодацци, работы которых представлены в Большом собрании изящных искусств ASG, являются яркими представителями обоих поджанров.

  • Единомышленник Паннини и Робера

    Единомышленник Паннини и Робера

    Жана-Батиста Клодо можно было бы отнести к известным провинциальным пейзажистам XVIII века, поскольку большую часть своей жизни он провел в своей родной Лотарингии в Нанси. Однако его аристократическое происхождение, обучение под руководством знаменитого Жана Жирарде и дружба с Верне доказывают самодостаточность художника, не искавшего себе особой популярности. Картины Клодо из БСИИ показывают, что и в общем увлечении «руинной» живописью ему удалось сказать свое слово, не повторяя стиль более знаменитого и предприимчивого современника – Гюбера Робера.

  • Поклонники белых лошадей из «малых голландцев»

    Поклонники белых лошадей из «малых голландцев»

    Филипс Вауэрман и его учитель Питер Корнелис Вербек – два представителя голландской живописи Золотого века, избравшие в качестве практически обязательного объекта своих картин лошадь. Батальные сцены, сцены охоты, конные портреты составляют большую часть их творческого наследия. Общеизвестно, что число художников в Голландии XVII века и острая конкуренция между ними вызывали необходимость творческой «специализации», подчас настолько узкой, что были мастера, писавшие исключительно парусные лодки. Красота лошади и многообразие видов деятельности, в которых она служила человеку верным другом и помощником, обеспечили разнообразие сюжетов жанровых произведений данных мастеров, один из которых представлен в БСИИ ASG.

  • Теокрит живописи

    Теокрит живописи

    В феврале этого года исполнилось 335 лет со дня смерти голландского живописца Николаса Берхема, получившего прозвище «Теокрита живописи»  в честь древнегреческого поэта, известного своими идиллиями. При отдельных недостатках композиции никто лучше Берхема не передавал красоту природы, мастерски используя освещение. В коллекции живописи старых мастеров Большого собрания изящных искусств ASG имеются пейзаж кисти Берхема и работа одного из его многочисленных учеников – Йоханесса Глаубера.

  • ТАИНСТВО РОЖДЕСТВА

    ТАИНСТВО РОЖДЕСТВА

    Православный мир готовится отмечать один из 12 главных церковных праздников – Рождество, получивший статус государственного более, чем в ста странах. История рождения младенца Иисуса в Вифлееме, уместившаяся в Евангелии в одну фразу,  являлась основой сюжета картин многих старых мастеров. При этом для западноевропейской традиции было характерно сюжетно объединять в картине два праздника – Рождества и Богоявления, что  доказывает произведение голландского художника Яна ван Дуица «Поклонение пастухов» из БСИИ ASG.

  • Художник, равнодушный к красоте

    Художник, равнодушный к красоте

    На июльских торгах Сотбис картина испанского художника эпохи барокко Хуана де Вальдеса Леаля «Спор Святого Иеронима» была продана за £ 125 тыс. В 2017 году Леалю исполнилось 395 лет. Мы неоднократно представляли одно из самых загадочных полотен Большого собрания изящных искусств ASG «В мгновение ока» последователя художника, а теперь пришел черед рассказать о нем самом.

  • Бесценное искусство старых мастеров: пейзаж фламандца Сталбемта продан за 73 тысячи долларов

    Бесценное искусство старых мастеров: пейзаж фламандца Сталбемта продан за 73 тысячи долларов

    На осенних торгах аукционного дома Доротеум (Вена) одной из сенсаций стало полотно фламандца Адриана ван Сталбемта. При эстимейте в 30-40 тыс. долларов окончательная цена за картину «Лесной пейзаж с охотниками и сворой гончих» составила 73,5 тыс. долларов. В Большом собрании изящных искусств ASG имеются два произведения этого художника, работавшего в разных жанрах.

  • «…пуще неволи»: сцены охоты в голландской и фламандской живописи XVII-XVIII веков

    «…пуще неволи»: сцены охоты в голландской и фламандской живописи XVII-XVIII веков

    Несмотря на то, что бытовая тема стала ведущей в творчестве голландских и фламандских художников XVII-XVIII веков, а охота еще со времени Средневековья была любимым развлечением и видом спорта европейцев, мы не встретим в живописи данной тематики этих стран ни знаменитых имен, ни обилия произведений. Более того, барочный реализм, определивший Золотой век голландской живописи, не распространился на воспроизведение охотничьих сцен, их условно-приблизительные сюжеты, как доказывает подборка картин Людовика Тоепута, Томаса Вика и Питера Рисбрака из БСИИ ASG, столь не похожи на остальные жанры этого периода.

  • МЕРТВАЯ НАТУРА ИЛИ БУРЛЯЩАЯ ЖИЗНЬ

    МЕРТВАЯ НАТУРА ИЛИ БУРЛЯЩАЯ ЖИЗНЬ

    В Большом собрании изящных искусств ASG хранится натюрморт круга итальянского художника Феличе Бозелли, жившего и творившего около четырех столетий назад. «Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься», – писал Б. Паскаль. XVII век – время расцвета натюрморта, многообразие его типов и видов позволило каждой национальной школе сказать здесь свое слово. Признанными центрами этого жанра являются Италия, Голландия и Фландрия, каждая в своей манере утверждавшая эстетическую ценность привычных обыденных вещей.

  • «ЖЕМЧУЖИНА В КОРОНЕ ХАРЛЕМА»

    «ЖЕМЧУЖИНА В КОРОНЕ ХАРЛЕМА»

    В 2017 году исполнилось 390 лет со дня рождения Яна де Брая – потомственного художника, яркого представителя голландского классицизма. Де Брай писал преимущественно портреты, в том числе и аллегорического содержания. Семья де Брай была в родстве со многими известными представителями творческой элиты Голландии, так, сестра Яна де Брая стала женой знаменитого художника Яна Ливенса, со дня рождения которого исполнилось 410 лет. В России всего шесть работ этого друга-соперника Рембрандта и его круга, две из которых хранятся в Большом собрании изящных искусств ASG.

  • Орёл из «Перелетных птиц»

    Орёл из «Перелетных птиц»

    В последней четверти XVII века обозначается резкая грань между крупнейшими голландскими художниками-реалистами и представителями враждебного им академического лагеря. Немалое число мастеров, прежде стоявших на реалистических позициях, подчиняясь новой «художественной моде», последовали за художниками-академистами. В этих условиях такие мастера, как Хальс, Рембрандт, Рейсдаль, истинные продолжатели великой национальной художественной традиции, перестали пользоваться  вниманием буржуазного общества и были обречены на одиночество и жестокую нужду. Другие, и в их числе Маттеус Тервестен, со дня смерти которого исполняется 260 лет, искали счастья на чужбине. В Большом собрании изящных искусств ASG имеются два произведения М. Тервестена, созданные под впечатлением от итальянского искусства.

  • Персонажи романа Дюма в Большом собрании изящных искусств ASG

    Персонажи романа Дюма в Большом собрании изящных искусств ASG

    Придворные художники Людовика XIV Шарль и Анри Бобрен были двоюродными братьями и происходили из семьи, давшей Франции целую плеяду живописцев. Одни из самых модных художников-портретистов начального периода правления Короля-Солнце были весьма предприимчивыми: писали не только королевских особ, но и простых танцовщиц, что нашло отражение в содержании романа Александра Дюма-отца «Княгиня Монако». В Большом собрании изящных искусств ASG имеется портрет «Девушка в жемчужном ожерелье» кисти Анри и Шарля Бобрен, имена которых неразделимы, как неразделимо их творчество.

  • Клеймо парижского мастера Луи Перидье

    Клеймо парижского мастера Луи Перидье

    В ходе реставрации секретера Большого собрания изящных искусств ASG, изготовленного во Франции в 60-е годы XVIII века, на его задней стенке было обнаружено клеймо талантливого мастера краснодеревщика Луи Перидье. Сын знаменитого эбениста Бриса Перидье и младший брат Жерара Перидье, с которым он работал в одно и то же время, Луи незаслуженно оставался в их тени долгое время. Его имя стало известным благодаря французскому аристократу, дипломату и автору научно-популярных книг по мебели Франсуа де Сальверту (1872-1929), который впервые наткнулся на клеймо Перидье на стуле периода Людовика XVI.

  • Выразитель этики протестантизма – Эммануэль де Витте

    Выразитель этики протестантизма – Эммануэль де Витте

    В XVI столетии после объявления независимости Нидерландов от Испании в стране начинается открытая борьба за церковную реформу. Буржуазия, особенно в северных провинциях, была решительно настроена в пользу кальвинизма. Искусство как важнейшая отрасль «общественного производства» не могло оставаться в стороне от этих проблем. В первой половине XVII века в Нидерландах, особенно Делфте, становится  популярной архитектурная живопись, избравшая своим предметом церковные интерьеры. Одним из ярких представителей нового жанра был Эммануэль де Витте, в 2017 году исполнилось 400 лет со дня его рождения. Сюжеты картин де Витте воспроизводят сцены в храме в неожиданном и даже кощунственном для католиков свете, что отражало новое миропонимание, свойственное протестантизму и его самой радикальной ветви – кальвинизму, ставшему господствующей религией независимых Нидерландов. В Большом собрании изящных искусств ASG есть произведение голландской школы современного де Витте периода, также проникнутого духом иконоборчества.

  • В тени Рубенса и ван Дейка

    В тени Рубенса и ван Дейка

    В июле исполнилось 420 лет со дня рождения фламандского живописца Теодора Ромбоутса, имя которого сегодня известно немногим. Он учился у Абрахама Янсенса Старшего, отчаянно соперничавшего с Рубенсом, портрет Ромбоутса писал Ван Дейк. Причем создал он его в Англии в тот же период,  что и портреты короля Карла I и королевы Генриеты-Марии Французской, и в том самом доме на реке Блекфрайерз, где его так часто навещала королевская чета. В истории искуства Теодор Ромбоутс остался как фламандский живописец, приверженец историко-мифологических и бытовых тем. К бытовому жанру относится полотно круга Ромбоутса, хранящееся в Большом собрании изящных искусств ASG.

  • Честолюбивый и воинственный Матьё

    Честолюбивый и воинственный Матьё

    В 2017 году исполняется 410 лет со дня рождения Матьё Ленена, самого младшего отпрыска семейства Ленен из Пикардии, давшего миру трех самобытных художников – Антуана, Луи и Матьё. В 1630-х-1640-х годах братья работали в Париже, и многие их полотна сегодня являются иконами в истории искусств. Однако для того, чтобы оценить достоинства живописи Ленен, человечеству понадобилось более столетия. О жизни художников известно мало, а авторство большинства картин до сих пор обсуждается. В Большом собрании изящных искусств ASG имеются три произведения, два из них принадлежат кругу Ленен, а третье – мастерской.

  • Пенсион от любвеобильного монарха

    Пенсион от любвеобильного монарха

    В 2007 году Международным институтом антиквариата был приобретен женский портрет без атрибутационных сведений и экспертного заключения. На основании выявленных аналогов и близости композиции портрету Мэри Робинсон знаменитого английского живописца Томаса Гейнсборо (1727-1788) было установлено имя модели, хронология создания картины, а также принадлежность её английской школе.

  • Пугало, Цветок чертополоха и Ехидна

    Пугало, Цветок чертополоха и Ехидна

    В мае 2017 года исполняется 390 лет со дня рождения Виллема ван Алста – нидерландского художника эпохи барокко, одного из лучших мастеров натюрморта. В возрасте 16 лет он был принят в делфтскую гильдию Святого Луки, куда спустя десятилетие вступит его великий земляк Вермеер. Длительное время ван Алст работал в Италии, где выполнял заказы герцога Тосканского Фердинандо II Медичи.
    В Большом собрании изящных искусств имеется полотно Отто Марсеуса ван Скрика, с которым ван Алст тесно сотрудничал, а также работа нидерландского художника Карела ван Вогелера, во многом биографически и творчески повторившего путь Виллема ван Алста.