decor
Следите за нашими новостями

Новости

RSS
  • По тегам
  • По источникам
  • По темам
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре
  • Пенсион от любвеобильного монарха

    Пенсион от любвеобильного монарха

    В 2007 году Международным институтом антиквариата был приобретен женский портрет без атрибутационных сведений и экспертного заключения. На основании выявленных аналогов и близости композиции портрету Мэри Робинсон знаменитого английского живописца Томаса Гейнсборо (1727-1788) было установлено имя модели, хронология создания картины, а также принадлежность её английской школе.

  • Пугало, Цветок чертополоха и Ехидна

    Пугало, Цветок чертополоха и Ехидна

    В мае 2017 года исполняется 390 лет со дня рождения Виллема ван Алста – нидерландского художника эпохи барокко, одного из лучших мастеров натюрморта. В возрасте 16 лет он был принят в делфтскую гильдию Святого Луки, куда спустя десятилетие вступит его великий земляк Вермеер. Длительное время ван Алст работал в Италии, где выполнял заказы герцога Тосканского Фердинандо II Медичи.
    В Большом собрании изящных искусств имеется полотно Отто Марсеуса ван Скрика, с которым ван Алст тесно сотрудничал, а также работа нидерландского художника Карела ван Вогелера, во многом биографически и творчески повторившего путь Виллема ван Алста.

  • В МИА атрибутировано полотно голландского живописца Золотого века

    В МИА атрибутировано полотно голландского живописца Золотого века

    Натюрморт, приобретенный в 2014 году для Большого собрания изящных искусств ASG на французском аукционе «Audap & Mirabaud», изначально был атрибутирован как работа немецкой школы последней четверти XVIII века. Однако противоречие между идейно-тематическим замыслом картины и основными тенденциями художественной жизни Германии этого времени с господствовавшим в ней стилем романтизма, стали источником собственного научного поиска. В результате установлено имя автора натюрморта, это голландский художник Губерт ван Равенстейн (1638-1691).

  • Политический контекст библейского сюжета

    Политический контекст библейского сюжета

    Сюжет «Динарий кесаря» – один из наиболее популярных в истории мировой живописи. Противопоставление Бога как властителя душ и кесаря (славянская интерпретация титула цезаря) как наместника его на земле интересовала крупнейших художников – Тициана и Рубенса. В Большом собрании изящных искусств находится работа последователя Рубенса фламандского мастера XVII века на этот же сюжет.

  • «Легенда Дианы» раскрыта в Международном институте антиквариата

    «Легенда Дианы» раскрыта в Международном институте антиквариата

    Приобретенное в 2012 году для коллекции живописи старых мастеров Большого собрания изящных искусств ASG полотно французскими экспертами было отнесено к итальянской школе XVII века. Однако в процессе искусствоведческого анализа была установлена его принадлежность к голландской живописи того же века, а автором ее является последователь известного голландского портретиста Каспара Нетшера.

  • Амуры сына королевского кучера

    Амуры сына королевского кучера

    Франсуа Лемуан – живописец эпохи рококо, Первый придворный художник Людовика XV. Лемуан пытался по-своему осмыслить стиль барокко в живописи, хотя его постоянно сравнивают то с Ватто, то с Рубенсом. В Большом собрании изящных искусств ASG нет работ самого Лемуана, но есть произведения, созданные его учителями и кругом самого известного его ученика Франсуа Буше.

  • «Ван Дейк пастели» и мастер «полуцарствования»

    «Ван Дейк пастели» и мастер «полуцарствования»

    Со дня рождения французского художника Жозефа Вивьена исполняется 360 лет. Хотя величайшими портретистами XVII века были фламандцы Рубенс и ван Дейк,  голландцы Рембрандт и Хальс, значение современных им французских художников также выходит далеко за пределы своей эпохи. Вивьен стал знаменит благодаря своим портретам, написанным в технике пастели. Один из них – портрет принца Филиппа Анжуйского – будущего короля Испании Филиппа V. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется портрет его политического конкурента и родственника Филиппа Орлеанского кисти мастерской Жана-Батиста Сантерра, со дня смерти которого исполняется 300 лет.

  • Аналоги из БСИИ ASG на европейских аукционах

    Аналоги из БСИИ ASG на европейских аукционах

    Международный институт антиквариата продолжает отслеживать лоты, выставляемые в авторитетных аукционных домах Европы, аналоги которых есть в Большом собрании изящных искусств. В конце минувшего года на торгах в аукционных домах Доротеум (Вена) и Хампель (Мюнхен) были выставлены произведения круга знаменитого анималиста Снейдерса и итальянского пейзажиста Марко Риччи.

  • Живопись о живописи: творческая мастерская художников «золотого века»

    Живопись о живописи: творческая мастерская художников «золотого века»

    В истории найдется мало примеров целых поколений, столь богатых великими художниками, которые  подарили миру Фландрия и Нидерланды  в конце XVI - начале XVII  века.  Рембрандт родился  в 1606-м году, ван Остаде в 1610-м, Терборх в 1617-м, Ян Стен в 1626 году. Во Фландрии в это время уже творят Рубенс (1577), Снайдерс (1579),  Йорданс (1593), Ван Дейк (1599), Браувер (1605). Острая конкуренция среди мастеров «золотого века»  приводила к узкой специализации, например, художник не просто писал морские пейзажи, а пейзажи с парусными лодками, что ускоряло и удешевляло процесс создания  творческого «продукта».  И в то же время есть тема, которая встречается у многих художников, как гениев, так и представителей второго ряда, - тема интерьера мастерских и художественных галерей. У крупного фламандского художника Жерара (Герарда) Томаса она стала главной в его творчестве.

  • Соратник Наполеона, подданный Бурбонов

    Соратник Наполеона, подданный Бурбонов

    В Большом собрании изящных искусств ASG хранится портрет одного из французских генералов, чья иконография наименее известна, - Габриэля Негрэ.

  • «Подвижность неподвижного» - условный реализм парадного портрета

    «Подвижность неподвижного» - условный  реализм парадного портрета

    Признанному мастеру французского парадного портрета XVIII века Клоду Арнульфи исполняется 320 лет. Жанр парадного  портрета в этот период сохраняет тенденцию прошлого – раскрытие социальной роли портретируемого, подчинение индивидуального типическому. Одновременно в искусстве портрета зарождается обратная тенденция – психологизация личности через точно подмеченную деталь. Воплотить эти разнонаправленные тенденции удалось Клоду Арнульфи и его предшественникам Никола Ларжильеру и Гиацинту Риго, которых он считал своими учителями в искусстве.

  • «Гверчино» означает «косоглазый»

    «Гверчино» означает «косоглазый»

    В 2016 году исполнилось 425 лет со дня рождения и 350 лет со дня смерти крупнейшего представителя итальянского барокко Джованни Франческо Барбьери, более известного под прозвищем Гверчино в силу природного изъяна. Хотя общепризнанным учителем Гверчино считается Лодовико Карраччи, не меньшее влияние оказал на него Гвидо Рени, также знаменитый болонец. Работы мастерской Гвидо Рени, имеющиеся в Большом собрании изящных искусств ASG, доказывают влияние этого художника и на выбор тем, и на манеру письма Джованни Барбьери-Гверчино (1591-1666).

  • Международный институт антиквариата дополнил иконографию идеолога протестантизма Мартина Лютера

    Международный институт антиквариата дополнил иконографию идеолога протестантизма Мартина Лютера

    В мастерских Международного института антиквариата приступают к реставрации масштабного исторического полотна французского живописца  Жозефа Альфреда Белле дю Пуаза (1823-1883). Картина была куплена на аукционе «Jean Chenu - Antoine Bérard - François Péron» в 2013 году без подрамника. Написанная по заказу одной из протестантских общин города Лиона, она так и не была представлена публике и долгое время хранилась в виде рулона. Устроители аукциона не стали разворачивать полотно во время торгов, поскольку опасались осыпей красочного слоя. Было объявлено лишь имя автора произведения и озвучена его высокая художественно-историческая значимость.

  • Солдат и монах, бродяга и иезуит – французский художник Жак Куртуа

    Солдат и монах, бродяга и иезуит – французский художник Жак Куртуа

    395 лет назад родился Жак Куртуа – французский живописец и гравер эпохи барокко, мастер батального жанра. Для того, чтобы лучше рисовать баталистические сцены, Куртуа поступил в солдаты и близко познакомился с солдатской жизнью. Именно это позволило ему впоследствии создавать произведения, полные драматизма, хотя и грешившие подчас небрежностью исполнения. Художниками были отец и братья Куртуа. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится полотно младшего из братьев Куртуа  - Гийома – «Экстаз Святой Терезы».

  • С почестями, как у Рафаэля…

    С почестями, как у Рафаэля…

    В октябре 2016 года исполнилось 275 лет со дня рождения Ангелики Кауфман – художницы, певицы, музыкантши и вдобавок обворожительной женщины, руки которой тщетно добивался президент Английской академии художеств Рейнолдс.  Дружбой с Ангеликой Кауфман гордились Винкельман и Гете, Гавриил Державин посвятил ей оду. В истории искусств Кауфман осталась прежде всего искусной портретисткой… Историки отмечают, что похороны Ангелики были обставлены, как у Рафаэля –за гробом несли две последние работы ее кисти. В Большом собрании изящных искусств ASG  имеется произведение, отражающее ее страсть к классицизму.

  • Жозеф-Мари Вьен – от первого королевского живописца к графу и сенатору Империи

    Жозеф-Мари Вьен – от первого королевского  живописца к графу и сенатору Империи

    В 2016 году исполнилось триста лет со дня рождения французского художника Жана-Мари Вьена (1716-1809) – основателя неоклассицизма во французской живописи, развивать который предстояло его ученикам, в числе которых сам Жак-Луи Давид. В Большом собрании изящных искусств имеется бюро XIX века, украшенное плакеткой, воспроизводящей композицию одной из самых известных картин Вьена.

  • Редкий сюжет из Ветхого Завета кисти Луки Джордано - Фа-Престо

    Редкий сюжет из Ветхого Завета кисти Луки Джордано - Фа-Престо

    18 октября 2016 года на аукционе Доротеум проходила работа Луки Джордано (1634-1705) «Царь Давид и пророк Гад». Эстимейт картины составил 40,000 – 60,000 €, а продана она была за 42,500 €, превысив нижнюю границу оценочной стоимости. В Большом собрании изящных искусств ASG  имеются как полотна самого высокоодаренного неаполитанца, чьи произведения есть практически в каждом крупном музее Европы, так и работы из его окружения.

  • От «золотого века» до упадка: искусство шпалер, обюссонов и вердюр в Большом собрании изящных искусств ASG

    От «золотого века» до упадка: искусство шпалер, обюссонов и вердюр в Большом собрании изящных искусств ASG

    Расцвет многих европейских шпалерных мастерских пришелся на XVII – XVIII столетия. После Великой французской революции многие из них не смогли продолжить работу на прежнем высоком уровне и в том же объеме. Интересна зависимость художественного и технического качества исполнения шпалер от работы на мануфактурах гугенотов – лучших ткачей Европы, уход которых с производства, в результате религиозных гонений, сулил упадком мануфактур. В статье мы расскажем историю возникновения и развития трех крупных европейских центров ковроткачества: Брюссель, Ауденарде и Обюссон, а также о созданных здесь шпалерах собрания ASG.

  • Роскошь и уют старой шпалеры

    Роскошь и уют старой шпалеры

    В рамках подготовки каталога коллекции шпалер Большого собрания изящных искусств ASG сотрудниками Международного института антиквариата проводится большая исследовательская работа по изучению образцов настенного ковроткачества. На данный момент уже атрибутирована большая часть коллекции. Причем, удалось установить не только сюжеты шпалер, но также место и время их производства. В преддверии выхода каталога полученные результаты исследований мы изложили в статье, состоящей из двух частей. Ее первая часть посвящена фрагментам шпалер из собрания ASG и их сюжетной атрибуции на основе обнаруженных аналогов, которые не подверглись обрезке и их композиционное единство не было нарушено. Во второй части речь пойдет об определении происхождения шпалер, их принадлежности к крупным европейским мануфактурам, а так же хронологии их создания.

  • Частный конкурент императорского фарфора

    Частный конкурент императорского фарфора

    В 2016 году исполнилось 250 лет со дня официального открытия фабрики Гарднера – первой в России частной мануфактуры по производству фарфора. Фабрика эта и по сей день располагается в поселке Вербилки, где производят белоснежный и прочный фарфор. Основанная на десять лет позже Императорского фарфорового завода (1744 год), она тем не менее стала одной из самых успешных и масштабных мануфактур России. Качество гарднеровского фарфора определялось составом сырья, привозимого из Черниговской губернии, где в середине века существовало производство фарфора в усадьбе Миклашевских, успешно конкурировавшее с саксонской и севрской продукцией.