decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Гений, лишенный хорошего вкуса

22.04.2014

23 апреля исполняется 450 лет со дня рождения великого драматурга Вильяма Шекспира.

Вильям Шекспир
В. ШЕКСПИР (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)

О личности Шекспира сохранились очень скудные сведения. Лишь отдельные даты и факты его биографии восстановлены по отрывочным свидетельствам, косвенным данным.

Теперь это кажется странным - Шекспир признан одним из величайших писателей мира, он – гордость человечества. В глазах современников же Шекспир не был значительной величиной, никто не считал его великим. Свои произведения он писал для общедоступного народного театра. А театр считался развлечением сравнительно низкого рода. Достаточно сказать, что в пределах Лондона городские власти не разрешали строить театры и давать публичные представления.

Первые издания Шекспира были анонимными: так было принято. Автор продавал свою пьесу театру и терял на нее всякие права. Как правило, театральная труппа пьес своего репертуара не продавала издателям, чтобы их не ставили театры-конкуренты. Но издатели добывали популярные пьесы «пиратским» путем, иногда просто выкрадывали, а порой подсылали в театр на спектакль своих стенографов записать текст пьесы. Поэтому в печати выходили пьесы с большим количеством ошибок, теряли пьесы Шекспира и от небрежности переводчиков. Возможно, это дало основания А. Вольтеру, познакомившемуся с его творчеством в Англии и первым представившим Шекспира Франции, называть его гением, величественным варваром, ничего не знающим о законах искусства.

«Ребилитировали» Шекспира немецкие классики. В романе «Годы ученья Вильгельма Мейстера» (1795) Гете устами своего героя говорит: "Я не помню, чтобы какая-нибудь книга или какое-нибудь событие моей жизни произвели на меня такое неотразимое впечатление, как драмы Шекспира… Это не поэтические произведения. Читая их, с ужасом видишь перед собой книгу человеческих судеб и слышишь, как бурный вихрь жизни с шумом переворачивает ее листы…» А Г. Гейне назвал творчество Шекспира – две поэмы, 154 сонета и 37 пьес - «светской Библией».

Интересно проследить параллели, связывающие Большое собрание изящных искусств ASG с творчеством этого великого английского драматурга. Например, один из самых необычных предметов домашнего обихода, часто встречаемый во французских аристократических особняках прошлого, а именно чаша для карманных вещей XIX века (фр. сoupe vide poche), декорирована, пожалуй, самой драматичной сценой из трагедии Шекспира «Макбет» (1603 – 1606 ?).

Чаша для карманных вещей XIX века
Франция, вторая половина XIX в.
Бронза, литье, чеканка, ковка
17×31,5 см
БСИИ Инв. № 15-1407

В центре круглой чаши изображена главная героиня пьесы – леди Макбет, сидящая на троне. В припадке безумия, с растрепавшимися волосами и в разметавшихся одеждах, она пытается смыть с рук воображаемую кровь. Справа – слуги, наблюдающие за обезумевшей госпожой. В нижней части хорошо прочитывается само название пьесы: «Magbeth». Следует отметить, что подобные изображения сцен из пьес Вильяма Шекспира, были довольно распространены в европейском декоративно-прикладном искусстве второй половины XIX в. С одной стороны это можно объяснить пробуждением интереса к творчеству поэта, а с другой особенностями искусства эпохи Историзма, с его обращением к художественным формам и сюжетам прошлого.

Но, пожалуй, еще более занимательно проследить связь между судьбами Вильяма Шекспира и одной из первых харáктерных актрис Англии, Элинор Гвин (1650 – 1687), чей портрет в образе Марии Магдалины является подлинным украшением Большого собрания изящных искусств ASG.

Верельст, Симон (?) (круг Питера Лели). Элеонора Гвин в образе Марии Магдалины
Верелст, Симон (?)
Элеонора Гвин в образе Марии Магдалины
Англия, 80-е гг. XVII в.
Холст, масло. 51,5×65 см
БСИИ Инв. № 01-1790

Элинор Гвин появилась на свет в 1650 году – через год после казни Карла I, когда знаменем эпохи становится пуританизм. Движение, своим идеологическим острием направленное против католицизма и папства, в повседневной жизни утверждало строгость, чистоту нравов и чопорную серьезность. Веселье почиталось грехом, скоморохи – еретиками. Никогда в своей истории Англия не была так серьезна. Балаганы и театры были запрещены.

В 1660 году монархия была восстановлена и климат в стране переменился. Появились не только театры, но и бордели. Мать будущей актрисы и фаворитки содержала как раз такое заведение вблизи Ковентгарденского рынка (по другим сведениям, состояла при нем в качестве домоправительницы). Отца своего Нелл потеряла в младенчестве. Он умер в тюрьме, куда угодил то ли за долги, то ли как роялист.

Семья бедствовала, а сестрам Нелл и Роуз с малолетства пришлось работать. Поначалу они торговали рыбой на Стрэнде, подавали пиво и бренди в заведении матери. Но вскоре девочки пошли в гору. Сперва Роуз, а затем и ее младшая сестра Нелл становятся разносчицами конфет, фруктов и напитков в только что открытом королевском театре на Друри-лэйн. Случилось это в 1664 году (через сто лет после рождения Шекспира), когда Нелл стукнуло четырнадцать.

Нелл была необычайно привлекательна и находчива, отличалась живостью и грацией. Она тотчас завладела вниманием публики, а затем и труппы. Драматург и режиссер Томас Киллигрю предложил ей попробовать себя на сцене. Актер Джон Лейси обучил ее танцам, а ведущий актер Чарльз Харт – игре.

Молодой король Карл II был хорош собой, влюбчив и весел. Воспитанник французского двора, он окружил себя молодыми придворными. В столице опять начались балы и музыкальные праздники, маскарады и спектакли. Именно по распоряжению короля Томас Киллигрю собрал труппу, для которой был построен театр на Друри-лэйн.

Дарование Нелл раскрылось немедленно. Уже в шестнадцать лет она становится ведущей комедийной актрисой королевской труппы и удерживает эту позицию в течение трех лет, с коротким перерывом на роман с лордом Бакхерстом. Страна тогда переживала отнюдь не легкие времена. За год до великого лондонского пожара, когда сгорело 13 тысяч домов и 87 церквей, в столице разразилась страшная чума, унесшая 75 тысяч жизней, а через год, в 1667-ом, Англия потерпела сокрушительное морское поражение от Голландии в ходе второй из четырех голландских войн.

Но народные несчастья не меняют общего строя жизни. Король охотится и развлекается. При дворе праздник сменяется праздником. Не замирает и театральная жизнь. На сцене королевского театра Нелл Гвин создает надолго запомнившиеся роли в пьесах Джона Драйдена и Джеймса Ховарда. Играет она и в пьесах Шекспира, например в «Двенадцатой ночи» она исполняет роль Виолы и ее брата-близнеца. Она хороша не только в комических ролях, но и в прологах и эпилогах, обязательных в ту пору в каждой пьесе. Здесь обнаруживается ее дар импровизатора, поистине драгоценный в эпоху, когда театр еще в значительной степени оставался балаганом. Серьезные роли даются ей заметно хуже комических, но она так популярна, что ей приходится играть и в романтических драмах.

Вчерашняя уличная девчонка, совершенно неграмотная (она кое-как выучилась выводить свои инициалы E. G. под надиктованными письмами) в одночасье сделалась столичной дивой. Драматурги писали роли специально для нее, с непременными танцами и пением. В театре ей положили сумасшедшее по тем временам жалование: три фунта в месяц. Но все это не вскружило ей голову. Она присматривалась и училась, а при необходимости умела и постоять за себя. Туалеты, манеры, язык придворных - все это она подмечала и усваивала. И вот настал ее звездный час: на нее обратил внимание сам король. О том, что Нелл Гвин приглашена отужинать во дворце, судачил весь Лондон. Должно быть, простолюдинка не ударила лицом в грязь перед его величеством. Вскоре она становится любовницей Карла II. У нее за плечами уже целая жизнь, а ей еще нет девятнадцати. На дворе 1669 год.

Актриса, покинув по настоянию короля сцену, жила в княжеской роскоши. Карл, похоже, действительно любил ее, не в последнюю очередь потому, что характер у нее был легкий, веселый, и она не пыталась влиять на его политические решения. Вскоре Нелл родила королю двух детей, легко и весело мирилась со своими многочисленными соперницами и никогда не ссорилась с Карлом. Наверное, именно поэтому она навсегда оставалась желанной для ветреного монарха.

Бурная жизнь Нелл Гвин оказалась, по нашим меркам, очень короткой: в тридцать семь лет она сильно простудилась во время своего непременного выезда верхом и через несколько дней, несмотря на все усилия придворных медиков, скончалась.

На портрете Большого собрания изящных искусств ASG Нелл Гвин изображена в образе кающейся Марии Магдалины. Известно, что под конец жизни актриса становится глубоко верующим человеком. Возможно, вспоминая свою бурную молодость, Нелл став матерью, задумывается над смыслом жизни и ее неизбежным итогом. Именно поэтому она заказывает придворному художнику Карла II Симону Верельсту свой портрет в образе кающейся грешницы.

Но и здесь Нелл не изменяет своей артистической сущности. Перед зрителем предстает не раскаявшаяся блудница, а замечтавшаяся молодая женщина, склонившая голову и задумчиво смотрящая на нас. Художник сумел прочувствовать артистизм натуры и изобразил не просто грустящую женщину, а действительно актрису, играющую роль.

С. Бородина
А. Булгакова

Поделиться: