decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Копия популярнее оригинала

01.09.2015

Как господин Журден из пьесы Мольера не подозревал, что говорит прозой, так и наш современник, держа в руках стодолларовую купюру США, не догадывается, что приобщается к творчеству французского художника Жозефа Дюплесси, 290 лет со дня рождения которого исполняется в этом месяце.

1974452.JPG
Жозеф Дюплесси (1725-1802)

Образ американского общественного деятеля, историка, философа и изобретателя Бенджамина Франклина, размещаемый на стодолларовой купюре, создан на основе живописного портрета кисти Жозефа Дюплесси. Так модель обессмертила художника. Можем ли мы называть Жозефа Дюплесси художником "одной картины"? Вероятно, да, хотя многие его работы, а это в основном портреты, украшают крупнейшие музеи и частные коллекции...

Весь XVIII век — время блестящего расцвета французской портретной живописи. Несмотря на ограничения, чинимые портретному жанру Королевской Академией художеств, которая отводила главенствующую роль в иерархии жанров исторической живописи, почти все крупные французские художники этой эпохи были одновременно и портретистами. Так и Жозеф Дюплесси, отдав несколько лет религиозной живописи, стал в конце концов портретистом, а затем видным придворным художником французского короля Людовика XVI. Он обладал исключительным правом находиться в те времена в Лувре среди аристократической знати и выполнять заказы по написанию их портретов...

Родился Жозеф Дюплесси 22 сентября 1725 года в городе Карпентра на юге Франции – в Провансе. Отец художника, Жозеф-Гийом Дюплесси, врач-хирург по профессии, все свое свободное время уделял живописи. Первоначально он хотел видеть сына ученым-богословом, но затем, распознав в нем несомненный талант живописца, определил его в учение к монаху картезианского монастыря в Вильнев-лез-Авиньоне, бывшему ученику знаменитого Шарля Лебрена. Когда юноше исполнилось двадцать лет, он отправился в Рим, где пробыл четыре года, обучаясь у исторического живописца П. Сюблейра.

Не добившись в этом жанре особенного успеха, Дюплесси около 1749 года возвращается в свой родной город. Здесь он пишет религиозные картины для местного собора, выполняет ряд заказов на портреты, затем деятельность портретиста он продолжает уже в Париже, переехав туда в 1752 году. Долгие годы художник оставался почти в полной неизвестности, только в 1764 году несколько полотен художника попадают на выставку в Академии Св. Луки. Наконец, а в 1769 году Дюплесси получает звание «причисленного» к Академии художеств.

Подлинный успех приходит к Дюплесси в 1770-е годы: он становится академиком живописи, получает многочисленные заказы, критика отдает ему предпочтение в сравнении с другими современными портретистами. После смерти Шардена, Дюплесси занимает в 1779 году пост советника Королевской Академии художеств. Он теперь получает официальные заказы на выполнение портретов Людовика XVI и Марии-Антуанетты.

1974452.JPG
Жозеф Дюплесси. Портрет короля Людовика XVI (1775)

1974452.JPG
Жозеф Дюплесси. Мария Аделаида де Бурбон (1780)

Великая французская буржуазная революция застала художника на закате его карьеры. Он покидает Париж и уезжает на родину. В эти годы он писал мало, выполняя вначале обязанности «комиссара искусств» в Карпентре, а затем с 1796 года вплоть до своей смерти – 1 апреля 1802 года - был хранителем Версальского музея.

Портретные работы Дюплесси отличает приверженность к традиционной, идущей от XVII века, композиционной схеме, к «возвышающей» модель парадной позе и холодноватой риторике. В то же время он был весьма добросовестным мастером. Тщательно изучая лицо портретируемого, Дюплесси стремился как можно объективнее запечатлеть своеобразие его облика, раскрыть основные черты его характера.

1974452.JPG
Жозеф Дюплесси. Портрет кавалера ордена Святого Людовика I-ой степени. Холст, масло, 53х65. Большое собрание изящных искусств ASG Инв. № 02-2914

Так, на портрете из Большого собрания изящных искусств ASG мы видим не просто кавалера важного рыцарского ордена, который можно было получить только за почти тридцатилетнюю верную службу короне, в богатом камзоле и дорогом жабо, но и просто человека, довольного и несколько смущенного высокой наградой. Непривычность нового положения подчеркивают скованная поза и тщательно причесанный – волосок к волоску – парик. Так заказной парадный портрет становится одновременно и психологическим благодаря мастерству Дюплесси.

Как же встретились Дюплесси и Франклин? Это произошло, разумеется, тогда, когда американский государственный и общественный деятель нес в Париже дипломатическую службу. Пригород Парижа Пасси, где проживал Франклин, стал настоящим местом паломничества передовых людей Франции. Частыми гостями в резиденции американского посла были известный французский писатель-моралист герцог Ларошфуко, знаменитый химик Лавуазье, основоположник исторической живописи Деларош. Одна из главных причин этой огромной популярности Франклина заключалась в его личных качествах.

1974452.JPG
Жозеф Дюплесси. Портрет Бенджамина Франклина (1778)

1974452.JPG
Гравюра с изображением Бенджамина Франклина с портрета Жозефа Дюплесси

Даже своим внешним видом он отличался от расфранченных дипломатов и представителей высшего общества. Франклин носил простой квакерский костюм, не любил парик, непременную принадлежность туалета XVIII века, не пользовался пудрой, постоянно носил очки и всюду появлялся в скромном меховом головном уборе, прикрывавшем редкие волосы. Имело это и свои отрицательные стороны. Франклин писал дочери, что его портреты самых различных размеров столь многочисленны в Париже, что «сделали лицо твоего отца известным не менее, чем луна». В силу этого, писал Франклин, ему нередко «приходится спасаться бегством, так как его физиономия предает его всюду, где он отваживается показать ее»".

Писали Франклина многие художники, но, как показало время, портреты кисти Жозефа Дюплесси оказались лучшими и с 1914 года стали украшать самую ходовую мировую валюту - 100 долларов США.

Светлана БОРОДИНА
Источники:
www.liveinternet.ru
www.detskiysad.ru
www.dpholding.ru


Сто памятных дат: Художественный календарь на 1975г.-М.: Сов. художник, 1974.- 296с.

Поделиться: