decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Немного лести и меланхолии от блестящего портретиста

03.12.2015

В 2015 году исполняется 330 лет со дня рождения французского художника Жана-Марка Натье, автора широко известного портрета Петра I в латах. Натье познакомился с Петром в Голландии, куда приезжал по приглашению Лефорта. Бесчисленное число портретов французской и русской аристократии, оставшихся после художника, свидетельствуют о его таланте рисовальщика, виртуозном сочетании достоинств одновременно и парадного, и психологического портретиста. В БСИИ имеются работы ученика Натье Луи Токке, чье творчество несомненно формировалось под влиянием его знаменитого учителя.

Жан-Марк Натье
Портрет Жан-Марка Натье работы Луи Токке (конец 1740-х годов)

Жан-Марк Натье (1685–1776) – французский живописец. Родился в семье художников: его отец Марк был портретистом, мать Мари Куртюа писала миниатюры, а брат Жан-Батист занимался созданием картин по историческим мотивам. Первые уроки живописи Жан-Марк Натье получил от своего отца, затем посещал курсы рисования в Королевской Академии. В пятнадцатилетнем возрасте Натье был удостоен первого художественного приза Парижской Академии, а в дальнейшем стал одним из ее профессоров. Копировал картины Рубенса в Люксембургском дворце и издал в 1710 году сборник гравюр с этих картин.

Практически всю свою жизнь Жан-Марк Натье провёл в Париже, только в 1717 году по приглашению Лефорта он отправился в путешествие в Голландию, где встретился с Петром I и написал портреты царя и российской императрицы Екатерины I. Петр предложил Натье покинуть Францию и уехать с ним в Россию, но, ссылаясь на свою любовь к Франции, художник отклонил его предложение.

Жан-Марк Натье. Портрет Петра I
Жан-Марк Натье.
Портрет Петра I в рыцарских доспехах (Эрмитаж)

По заказу Петра художником была написана картина «Сражение при Лесной», отобразившая события Северной войны. Сам император этого полотна не увидел, картина была привезена в Россию уже после его смерти.

Жан-Марк Натье. Сражение при Лесной (1717)
Жан-Марк Натье. Сражение при Лесной (1717)

Натье был одним из самых блестящих портретистов своей эпохи, придавая всем своим моделям излишне женственную мягкость, порой не избегая лести. Особенно это касается мужских фигур, которые отличались утонченностью моделировки лиц, избытком шелков и декоративных элементов. Несмотря на эту парадность, Натье привлекает внимание своей глубокой трактовкой эмоционального состояния модели: не величие придворного или члена королевской семьи, а мягкость, элегантность и разнообразие оттенков меланхолии выражают идеал общества.

Жан-Марк Натье. Портрет князя Александра Борисовича Куракина
Натье, Жан-Марк.
Портрет князя Александра Борисовича Куракина (Эрмитаж)

Потеряв в 1720 году вследствие неудачной финансовой операции почти все свое состояние, Натье с того времени посвятил себя исключительно портретной живописи и исполнил несчетное количество портретов членов королевской фамилии, представителей, в особенности же представительниц, французской аристократии и выдающихся людей тогдашней эпохи, например дочери Людовика XV, королевы Марии Лещинской, герцога Ришелье и др. Несмотря на изнурительную поденщину портреты кисти Натье отличаются блестящим колоритом, грациозной постановкой фигур, красивой укладкой драпировок и общим изяществом исполнения.

Жан-Марк Натье. Мужской портрет
Мужской портрет (1753).
61х50,4 см.
Бумага, пастель.
Частное собрание

В конце 1740-х годов не менее именитый портретист эпохи – Луи Токке (Tocque, Louis, 19 ноября 1696, Париж – 10 февраля 1772, там же), обучавшийся живописи у Жан-Марка Натье, написал великолепный портрет своего учителя. Один из наиболее талантливых учеников Натье, он так же создавал произведения по заказам русского императорского двора. В 1756 – 1758 годах Токке был приглашен в Россию канцлером Воронцовым для написания портрета императрицы Елизаветы Петровны. В России живописец также написал несколько портретов знатных лиц, в их числе портреты графа Разумовского, князя Бестужева-Рюмина, графа Чернышева, графини Головкиной и др.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся два портрета, написанные художниками из окружения Луи Токке. Мужской портрет выполнен на высоком уровне живописного мастерства. Его отличает изысканный колорит в передаче оттенков малинового сюртука, камзола с золотым шитьем, а также тончайшие лессировки в изображении кружевного галстука и манжет. Художник прекрасно владеет приемами передачи фактуры и тонкостью штриха в изображении разнообразных предметов одеяния и парика. Точно удалось живописцу отобразить и психологические характеристики модели, а вместе с ними и настроение. Портретируемый смотрит насмешливо и даже лукаво. О наличии у него скрытых умыслов свидетельствует не только хитрый взгляд и поджатые губы, но и его рука, спрятанная за камзолом.

Жан-Марк Натье. Мужской портрет
Токке, Луи, круг
Портрет мужчины в малиновом сюртуке
Франция, XVIII в.
Холст, масло. 64,5×54 см
БСИИ ASG, инв. № 02-1977

Жан-Марк Натье. Мужской портрет
Токке, Луи,круг
Портрет неизвестной с цветком
Франция, XVIII в.
Холст, масло. 76,5×64,5 см
БСИИ ASG, инв. № 01-2896

Средствами художественной выразительности не уступает данному полотну и женский портрет. Здесь мы видим даму, сидящую в кресле. На ее голове высокая напудренная прическа, скрытая кружевным чепцом с голубой лентой. Портретируемая одета в декольтированное светлое платье. Изящество модели мастер подчеркивает положением ее рук, в одной из которых она держит цветок, прижимая его к груди, а в другой – книгу. Данные аксессуары призваны, с одной сторону, подчеркнуть чувствительность и неравнодушие портретируемой к красоте, а с другой - тягу к знаниям.

Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА

Источники:

  1. art.mirtesen.ru
  2. gatchina3000.ru

Поделиться: