decor
Следите за нашими новостями

Завещав палитру и кисти Давиду

11.09.2018

Помпео Джироламо Батони – итальянский художник, со дня рождения которого исполнилось 310 лет, интересен как родоначальник парадного портрета в стилистике классицизма, а также автор многочисленных аллегорических и мифологических картин. Оригинальный стиль зрелого Батони включал элементы античного искусства, французского рококо, итальянского классицизма, напоминал манеру таких гениев, как Никола Пуссен, Клод Лоррен и особенно Рафаэль. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа мастерской Помпео Батони «Портрет курфюрста Карла Теодора Баварского», в котором заметно то же изящество живописи, совершенной по форме и гармоничной по цветовому решению.

Автопортрет294
Батони, Помпео Джироламо
Автопортрет (1773-1774)
Галерея Уффици, Флоренция


Батони стал художником в период Гран-тура – обязательных поездок по Европе, которые совершали отпрыски аристократических семейств в образовательных целях. Маршрут этих путешествий длился несколько лет и не мог миновать Италию – колыбель античного искусства, родину средневековых университетов и т.д. Соответственно, у художников не было недостатка в заказах на ведуты (городские пейзажи) и портрет. Выбрав жанр портрета, Батони завоевал международную известность и благодаря мастерству, и благодаря своим клиентам, среди которых преобладали английские аристократы. Их портреты он исполнял по обыкновению с известными итальянскими пейзажами в качестве фона. Молодые люди с удовольствием отправляли домой свои изображения, запечатленные в обрамлении древностей, руин и произведений искусства. Сегодня известно более 200 портретов Батони, выполненных по заказу британских путешественников.


Портрет295
Батони, Помпео Джироламо
Типичный портрет Гран-тура (1758)


«Портреты Гран-тура» Батони украсили британские частные коллекции, что обеспечило популярность жанра в Соединенном Королевстве, подкрепленную на родине творчеством сэра Джошуа Рейнольдса.

Кроме любителей изящных искусств из числа высшего дворянства, поклонниками творчества Батони были короли и королевы Польши, Португалии и Пруссии, императоры Священной Римской империи Иосиф II и Леопольд II, а также папы Бенедикт XIV, Клемент XIII и Пий VI, курфюрст Карл Теодор из Баварии и многие другие. В 1769 году за двойной портрет Иосифа II и Леопольда II Батони был удостоен в Австрии звания дворянина.


Пий296
Батони, Помпео Джироламо
Портрет Пия VI (1775-1776)
Галерея Сабауда, Турин


Художник не был монументалистом, но получил множество заказов для написания алтарных образов для храмов Италии (Рим, Брешия, Лукка, Парма и т. д.).


Экстаз297
Батони, Помпео Джироламо
Экстаз Святой Екатерины Сиенской (1743)
Церковь Санта Катарина, Лукка


Екатерина Сиенская (1347-1380) является покровительницей Италии. Монахиня-доминиканка, она считала, что обручена с Христом и на пальце носила видимое лишь ей обручальное кольцо. Ее милосердие и видения, аскеза и пророческий дар снискали ей уважение и популярность. Тщательная вырисовка деталей картины, утонченная элегантность композиции, холодные и красочные тона, серебрящиеся в потоке ровного, без контрастов света, свидетельствуют о влиянии на формирование художественного стиля Батони живописной традиции мастеров болонской школы, чьи картины молодой художник копировал в Риме.

Оригинальный стиль зрелого Батони включал элементы античного искусства, французского рококо, итальянского классицизма, напоминал манеру таких гениев, как Никола Пуссен, Клод Лоррен и особенно Рафаэль. Тем самым Помпео Батони заслуженно можно назвать одним из самых ярких предшественников неоклассицизма.

Родился Помпео Батони в Лукке (Тоскана) в семье ювелира Паолино Батони. Вероятно, уроки отцовского ремесла сказались в последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. В возрасте 19 лет он переехал в Рим, где поначалу зарабатывал себе на жизнь срисовыванием античных статуй, а позднее недолго учился у таких мастеров барокко, как Агостино Мазуччи и Себастьяно Конка.

Своим первым самостоятельным заказом Батони обязан дожам, которые прибыли в Рим в апреле 1732 года. В поисках убежища от внезапного шторма Форте Габриэлли ди Губбио, граф Бакареска, укрылся под портиком Палаццо-деи-Консерватори на Капитолийской площади. Здесь дворянин встретил молодого художника, который рисовал старинные барельефы дворца. Впечатленный его мастерством, Габриэлли попросил Батони показать некоторые из его работ, и когда попал в мастерскую художника, был настолько поражен его талантом, что предложил Батони нарисовать новый алтарь для часовни его семьи в Сан-Грегорио Магно-аль-Селио «Мадонна на троне с младенцем и четырьмя Святыми и благословениями семьи Габриэлли», вторая версия которой теперь находится в Галерее Академии в Венеции.

К началу 1740-х годов Батони уже получал множество заказов, став одним из самых модных художников Рима, особенно после того, как его соперник, неоклассицист Антон Рафаэль Мэнгс отправился в Испанию. Батони подружился с поклонником и знатоком античного искусства Иоганном Винкельманом и, как и он, ориентировался в своем искусстве на сдержанный классицизм художников из более ранних веков, а не работы венецианских художников. Сравнивая двух художников-соперников, историки искусства писали, что Батони больше художник, чем философ, а Мэнгс – наоборот. В 1741 году Батони становится членом академии Святого Луки.


Аполлон298
Батони, Помпео Джироламо
Аполлон, дающий урок музыки (1741)
Вилянувский дворец, Варшава


Судьба Батони сложилась на редкость удачно, он был хранителем папских коллекций, а его дом сделался местом встреч деятелей искусства тех дней, общественным и интеллектуальным центром. Живописец Бенджамин Уэст, живший в Риме в 1760 году, сетовал, что итальянские художники «ни о чём ином не говорили и ни на что иное не смотрели, кроме как на работы Помпео Батони». Он стал столь авторитетным мастером, что многие современники, посвятившие ему страницы своих произведений, пытались разобраться, что такое «манера Батони», почему ему суждено было занять лидирующее положение в Риме и стать, по словам Винкельмана, «одним из лучших в мире». Искусство Батони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников.

Батони был дважды женат, в 1729 году на Катерине Сетти (умерла в 1742 году), а затем с 1747 года на Люсии Фаттори и имел двенадцать детей; трое его сыновей помогали ему в мастерской.

Последние годы Батони были омрачены ухудшением состояния здоровья; умер он в Риме в 1787 году в возрасте 79 лет и был похоронен в своей приходской церкви Сан-Лоренцо в Лусине. Последними заказчиками Батони были кардинал Филиппо Карандини и Джеймс Байрес, шотландский антиквар. После смерти художника его семья оказалась неплатежеспособной, и вдова была вынуждена просить великого князя Тосканы, которого Батони написал в 1769 году, о финансовой помощи, предлагая взамен незавершенный автопортрет своего мужа, который сегодня находится в Галерее Уффици во Флоренции.

Согласно слухам, перед смертью он завещал свою палитру и кисти Жаку-Луи Давиду, восхищенной его «Клятвой Горациев», с признанием: «Только двое из нас могут назвать себя художниками».


Время299
Батони, Помпео Джироламо
Время велит Старости уничтожить Красоту (1746)
Холст, масло, 135,3×96,5 см
Национальная галерея, Лондон


Эта работа, заказанная Бартоломео Таленти, коллекционером из Лукки, показывает аллегорию Времени как старика с песочными часами, Старости в образе согбенной иссохшей старухи и Красоты как молодой цветущей женщины. Работа входила в коллекцию русского графа Николая Александровича Кушелева-Безбородко, прежде чем ее приобрела Национальная галерея в Лондоне.


1759
Батони, Помпео, мастерская
Портрет курфюрста Карла Теодора Баварского
Италия, XVIII в.
Холст, масло, 154×110 см
БСИИ ASG, инв. №02-1759


В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа мастерской Помпео Батони «Портрет курфюрста Карла Теодора Баварского». Карл Теодор (1724-1799) был одним из просвещённых монархов Европы. Он основал в Мангейме академии наук и изобразительных искусств, покровительствовал придворным музыкантам, щедро одарял Вольтера и переписывался с ним. Как и во всех работах Батони, мы видим здесь изящество живописи, совершенной по форме и гармоничной по цветовому решению. Художник уже отошел от традиций своей молодости, когда нагружал портрет изображением пейзажа, домашних животных, деталями интерьера, выбирал беспокойный ритм форм и цветовых контрастов. Здесь его более всего занимает личность, которую он наделяет индивидуальной психологической характеристикой и признаками «избранности»: аристократическим достоинством, особым умиротворенно-философским состоянием, умением держаться просто и величественно.

Батони не достиг высот изобразительного искусства, подобно почитаемому им Рафаэлю, однако смог сформировать собственный стиль, представляющий собой блестящую и утончённую квинтэссенцию античного искусства.



Светлана БОРОДИНА

Источники:
wikipedia.org
wikipedia.org
artita.ru

Поделиться: