decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Кристоф Аллегрен – талант в третьем поколении

27.10.2015

В октябре исполнилось 305 лет со дня рождения Кристофа Аллегрена (Аллегри) – французского художника и скульптора. Судьба была щедра к семейству Аллегрен, где дед, отец и внук были не просто художниками, граверами, скульпторами, а людьми, оказавшими влияние на развитие искусства Франции и России. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится произведение, принадлежащее кисти основателя династии – Этьенна Аллегрена.

В октябре исполнилось 305 лет со дня рождения французского художника и скульптора Кристофа Габриэля Аллегрена (Аллегри) (1710-1795).

1974452.JPG
Ж. Дюплесси. Портрет скульптора Кристофа Габриэля Аллегри (1774 г. Лувр, Париж)

Кристоф Аллегрен принадлежит династии художников - художником был еще его дед – Этьенн Аллегрен (1644-1736). Его отец Габриэль Аллегрен (1679-1748) был известным пейзажистом, работы которого с трудом отличают от работ отца. Сам же Кристоф Габриэль Аллегрен, считается, находился под сильным влиянием своего более знаменитого сводного брата, тоже скульптора Жана-Батиста Пигаля.

В 1748 году Кристоф Габриэль Аллегрен был принят кандидатом в Королевскую Академию живописи, а в 1751 году за представленную работу — статуэтку «Нарцисс, пристально глядящий на свое отражение в воде» - был принят в Академию как полноправный член. Свыше 20 лет он являлся профессором скульптуры Национальной высшей школы изящных искусств в Париже. Статуэткой Аллегрена «Купальщица», выставленной на Салоне 1769 года, восхищался сам Дидро.

1974452.JPG
Кристоф Габриэль Аллегрен. «Купальщица»

«Прекрасная, просто прекрасная, великолепная статуя… говорят – самая красивая, самая совершенная из всех изваянных современными скульпторами женских фигур. Действительно, даже придирчивый критик умолкает перед нею… статуя, достойная быть поднесенной королю» - пишет Дидро. И правда, статуями Аллегрена был украшен павильон фаворитки Людовика XV Жанны Дюбарри в Лувесьенне.

Поскольку о мастерстве ваятеля были не очень высокого мнения, то ему не дали выбрать хорошую глыбу. И резцу, из-под которого вышел этот шедевр, пришлось иметь дело с мрамором, покрытым пятнами. «Здорово он отомстил за невнимание к его таланту! Эта месть увековечена» - ерничает Дидро.

Был Кристоф Аллегрен и живописцем, хотя как скульптор он добился большего признания. Сравнение двух живописных работ – внука и деда – явно не в пользу молодого поколения. Невыразительная кулисная перспектива, статичные фигуры, плоское небо - все это позволяет говорить о добросовестном ремесленнике от искусства.

1974452.JPG
Кристоф Аллегри. Итальянский пейзаж

В картине же его деда – Этьенна Аллегрена, хранящейся в БСИИ ASG, решенной в стиле академизма, все отпечатки вдохновения и мастерства. Отсутствие симметрии уравновешивается искусной композицией деревьев и архитектурных объектов, удивительным образом передается колорит жаркого летнего дня – такое дрожащее марево, разлитое в воздухе, накрепко соединяющее прозрачную гладь воды и легкую упругую плоть кучевых облаков.

1974452.JPG
Этьен Аллегрен. Речной пейзаж. Франция, XVII - XVIII вв. Дерево, масло, 103 × 76. БСИИ ASG, инв. № 04-3916

Самый известный портрет Кристофа Аллегрена с резцом в руке на фоне скульптуры, выполнен Жозефом Дюплесси, одна из работ известного художника есть и в коллекции БСИИ ASG, а о самом Дюплесси можно прочитать здесь

Неоспоримы заслуги Кристофа Аллегрена перед русским искусством. Под его руководством обучался известный скульптор, впоследствии профессор, ректор Академии художеств Феодосий Щедрин. Учитель благоволил своему ученику и даже просил о продлении ему командировки, в результате чего Щедрин провел в Париже свыше десяти лет. Самое значительное произведение Щедрина - «Венера, вышедшая из воды» - приобретено в 1797 году императором Павлом I за 7000 рублей.

1974452.JPG
Ф. Щедрин. «Венера, вышедшая из воды». Источник фото: letopisi.org

Сравнение этой скульптуры и «Купальщицы» Аллегрена демонстрирует, сколь сильным было влияние учителя на своего ученика.

Светлана БОРОДИНА
Источники:
Дидро Д. Салоны. В 2-х т. Т.2: Пер. с фр.-М.: Искусство, 1989.-С.194-195
Махлина С.Т. Эволюция интерьера Франции XVI- начала XIXв. // Вестник СПбГУКИ.-2014.-№2.-С.102

Поделиться: