decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Амуры сына королевского кучера

31.03.2017

Франсуа Лемуан – живописец эпохи рококо, Первый придворный художник Людовика XV. Лемуан пытался по-своему осмыслить стиль барокко в живописи, хотя его постоянно сравнивают то с Ватто, то с Рубенсом. В Большом собрании изящных искусств ASG нет работ самого Лемуана, но есть произведения, созданные его учителями и кругом самого известного его ученика Франсуа Буше.

Франсуа Лемуан (Ле-Мойн) (1688-1737) – французский художник эпохи рококо. Родился он в далекой от искусства среде – в семье королевского кучера. Первым учителем его стал отчим – Робер Леврак де Турньер, мастер барочного портрета, женившийся на его матери вскоре после смерти отца Франсуа, со дня рождения которого исполняется в этом году 350 лет. В возрасте 13 лет Лемуан поступает в Королевскую академию художеств и становится учеником Луи Галлоша, известного художника, а в конце жизни и теоретика искусства, наставника Буше и Натуара. В 1711 году ему была присуждена Римская премия, однако из-за нехватки средств она так и не была выплачена. В Академии Ф. Лемуан оставался до 1713 года.

В 1722 году Лемуан познакомился с Франсуа Берже, оказавшим сильное влияние на его творчество. В 1723-1724 годах оба молодых художника совершили длительное учебное путешествие по Италии, посетив Рим, Болонью, Неаполь и Венецию. Большое впечатление на них произвели полотна Корреджо, Себастьяно Риччи и Пелегринни. Благодаря знакомству с творчеством итальянских мастеров совершенствуется живописная манера Лемуана: колорит становится светлее, цвет более сочным, фактура красочного слоя вибрирующей и светоносной.

Вернувшись в Париж, Лемуан открыл свою мастерскую и вёл жизнь свободного художника. Среди его учеников значатся Донат Нонотт и Лоран Кар, даже Франсуа Буше учился у него несколько месяцев, правда, вспоминал об этом без большого удовольствия. В 1718 году Лемуан стал членом Королевской академии художеств, а с 1733 – её профессором. Кстати, его отчим – Робер де Турньер стал помощником профессора в Академии только в 1737 году. В своих монументальных произведениях, в частности, в картине «Людовик XV, дающий мир Европе» (1729), хранящейся в Версале, заметно стремление Лемуана следовать традициям «большого стиля» XVII века, однако в несколько смягченном варианте, отвечающем вкусам, царящим при дворе.

Множество станковых картин Лемуана близки к галантным произведениям Антуана Ватто, они написаны в светлых тонах, населены изящными дамами и кавалерами в нарядных туалетах, веселящимися на вечном празднике жизни и предающимися нескончаемым любовным удовольствиям, нередки у него и мифологические герои, в частности, амуры. Назначение этих картин радовать и развлекать, они прекрасно смотрятся в нарядных интерьерах, оформленных в прихотливом стиле рококо.

В 1733-1736 годах Лемуан создал ряд произведений потолочной живописи для Версальского дворца, так называемый Салон Геркулеса. За эту работу ему было присвоено звание Первого придворного художника Людовика XV. Это означало, что художник отныне рисует членов королевской или аристократической семьи, подчас за фиксированное жалование и на эксклюзивной основе (он не должен был работать на других), однако пользовался этой привилегией им Ф. Лемуан недолго.

Неудачная попытка виртуозно справиться с одним ответственным и сложным заказом подорвала психику Лемуана. Сначала он стал вести уединенную жизнь – весьма нетипичный случай для удачливого выпускника академической школы. Но утомление от усиленных трудов, постоянных интриг завистников в Версале, сознание невозможности играть при легкомысленном дворе Людовика XV ту роль, которую играл Лебрен при Людовике XIV, страдание от потери любимой жены не могли быть излечены одиночеством, у Лемуана развилась тяжёлая форма шизофрении. В июне 1737 года через несколько часов после окончания работы над картиной «Время, охраняющее Правду от Лжи и Зависти» во время параноидального приступа он покончил жизнь самоубийством, заколов себя девятью ударами кинжала.

Лемуан пытался по-своему осмыслить стиль барокко в живописи – он оживлял мистический иррационализм маньеристов, соединяя его с барочной экспрессией в духе Рубенса. Поэтому его картины, при всей своей внешней эффектности и театральности, выражают подлинно драматические коллизии. Живопись Лемуана – это не мир образов, на которых выросли французские мастера XVII столетия, он находит образцы для подражания в творениях поздних итальянских маньеристов.

Франсуа5
Франсуа Лемуан. Аллегория музыки. 1727-29 гг.

Франсуа Лемуан известен также как автор аллегорий, которые часто имели чисто декоративный характер и предназначались для украшения интерьеров, как например «Аллегория музыки». Но такие произведения – скорее свидетельство плодовитости художника. Новый стиль рококо, стал ведущим в творчестве Лемуана. Свой след в истории искусства он оставил именно как мастер утонченных композиций, которые вызывали восторг современников и признание потомков.

Художника, как и Ватто, часто сравнивают с Рубенсом. Но если Ватто присматривался к тайнам живописи Рубенса и совершенно не подделывался под стиль своего кумира, то Лемуан ориентировался на его внешнюю сторону. А. Бенуа пишет, что, как и Рубенс, Лемуан любил эквилибрировать с грудами нагих тел и с озаренными массами облаков, заставлял блистать латы воинов рядом с белизной полных блондинок, крутил атласные драпировки и придавал характер всему чего-то пышного и плящущего. При этом с несравненно меньшим успехом ему удавалось сообщать своим композициям теплую солнечную тональность Рубенса.

В Большом собрании изящных искусств ASG есть три работы, принадлежащие двум учителям и кругу ученика Лемуана – Робера Леврака де Турньера, Луи Галлоша и Франсуа Буше.

Первый учитель Лемуана – Робер Леврак де Турньер – представлен «Портретом дамы в голубом плаще». Перед нами придворная дама в богатом платье с золотым шитьем, поверх которого она набросила синий плащ, а напудренную прическу украсила цветами. Портретируемая облокотилась на красную подушку, лежащую на столике с мраморной столешницей, что придает изящества и легкости ее образу.

2348
Робер Леврак де Турньер
Портрет дамы в голубом плаще
Франция, 1725-1730 гг.
Холст, масло. 116×89 см
БСИИ ASG, инв. №01-2348

Робер6
Робер Леврак де Турньер
Портрет неизвестной в виде Гебы
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Работу собрания ASG отличает тщательность в проработке изображения одежд модели. Трактовка образа близка полотну из Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга, которое, вероятно, можно датировать теми же годами. Портретируемые имеют схожие черты внешнего облика: широко посаженный миндалевидные глаза, изгиб густых черных бровей, постановку головы и ухоженные холеные руки.

В Королевской академии живописи Лемуан являлся учеником Луи Галлоша (1670-1761) – выдающегося французского мастера, специализировавшегося на историческом, религиозном и портретном жанрах. 6 июля 1754 года Галлош был назначен канцлером Академии. В собрании ASG хранится его работа «Обморок Есфири».

1893
Луи Галлош
Обморок Есфири
Франция, XVIII в.
Холст, масло. 75×84,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1893

На полотне изображен сюжет из истории героини Ветхого Завета Есфири, когда она, нарушая строгий запрет, придя к Артаксерксу, рассказывает о кознях Амана. Действие происходит в царских покоях с колоннами, троном под балдахином и видом на портик. В левой части мы видим Есфирь в обмороке. Рядом с ней – две служанки, одна из которых поддерживает свою госпожу. Справа – царь Артаксеркс в короне и со скипетром. Он, взволнованный обмороком жены, кинулся к ней на помощь. Здесь же – свита царя. Один из советников в испуге всплеснул руками.

4916
Франсуа Буше, круг
Амуры. Аллегория музыки
Франция, около 1740 г.
Холст, масло. 42×63 см
БСИИ ASG, инв. №04-4916

Среди многочисленных учеников Лемуана, пожалуй, самым знаменитым и успешным был Франсуа Буше. Он обучался у Лемуана с 1720-х годов, и, так же как и учитель, изображал жизнерадостных и пухлощеких амуров. Примером может служить картина круга Буше из Большого собрания изящных искусств ASG «Амуры. Аллегория музыки». В небе среди мягких и пышных облаков, переливающихся розовыми и голубоватыми оттенками, амуры играют на музыкальных инструментах: бубнах, арфе, трубе и флейте. Развевающиеся драпировки с многочисленными складками обвивают их тела и придают композиции игривый и беззаботный оттенок.

Спящий7
Франсуа Лемуан.
Спящий Амур

Амуры8
Гравюра Луи-Феликса Деларю (1731-1765)
по картине Франсуа Буше «Три амура»
Середина XVIII в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА

Источники:
stydiai.ru
wikipedia.org
artonline.ru
benua-history.ru

Поделиться: