decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

«Фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес»

30.03.2015

30 марта 1746 года родился один из самых знаменитых испанских художников Франсиско Гойя. Мастер известен во всем мире не только как живописец эпохи романтизма, но и как талантливый гравёр. А его серия офортов «Капричос», являющаяся сатирой на политические, социальные и религиозные порядки, остаётся актуальной и в наше время.

1974452.JPG
Подарочное издание офортов Франсиско Гойи "Капричос" французского издательства "Jean de Bonnot" 1972 года из Большого собрания изящных искусств ASG

Творчество Гойи никого не оставляет равнодушным. Темы его работ заставляют задуматься о смысле бытия. Художник, несомненно, опередил свое время. А «Капричос» - это некая тайна, которую можно разгадывать бесконечно долго, разглядывая гравюры, выполненные с высоким художественным мастерством, с деталями, иногда настолько отталкивающими, что задаешься вопросом – неужели это было когда-то в Испании? А потом осознаешь – это было всегда и есть сейчас. Меняются предметы, окружающие человека, развиваются наука и техника, но есть вещи, которые, увы, остаются неизменными на протяжении веков.

В Большом собрании изящных искусств ASG есть прекрасное подарочное издание офортов Гойи «Капричос» 1972 года французского издательства «Jean de Bonnot», специализирующегося на выпуске книг по искусству, литературе, антиквариату, истории, детской литературе по технологиям прошлого. «Капричос» Гойи представлены полностью, в количестве 80 листов, в красивой упаковке, с предисловием издателя, который дает гарантию, что данные изображения отпечатаны непосредственно с подлинных гравюр Франсиско Гойи.

1974452.JPG
Информация, гарантирующая что данные изображения отпечатаны непосредственно с подлинных гравюр Франсиско Гойи

1974452.JPG
Водяные знаки на листах издания "Капричос" Гойи из Большого собрания изящных искусств ASG

В 1799 году Гойя завершает работу над серией этих офортов. «Капричос» рассказывают о том, как идеология и суеверия убивают живую мысль, как сила темных веков не дает возможности родиться новому, как жадные старики душат молодых. Это история про испанскую инквизицию, про феодальные порядки Испании, про то, что страна задыхается.

Долгое время исследователи пытались расшифровать тайный смысл листов: намеки на исторические события того времени, на конкретных лиц и конкретные обстоятельства из жизни самого художника, но их поиски не увенчались успехом. Дело в том, что в «Капричос» Гойя создал обобщенный философский образ действительности, не прибегая к иносказанию и «эзопову языку». Он мыслит противопоставлением категорий: день и ночь; разум и глупость, суеверие; молодость и старость и т. п.

Фантастика служит для более глубокого раскрытия реальности. Эпиграфом к «Капричос» может служить подпись к 43-му листу: «Сон разума рождает чудовищ».

Этим сном спит Испания — страна, оказавшаяся на окольных путях Истории; страна, в которой правит Глупость, а не Разум; страна, где суеверия, веками внедряемые в народ, стали неотъемлемой частью его сознания. Картина, которую рисует Гойя, неоднозначна: виновны не только палачи, но и жертвы. Развращенные многовековым царством Глупости, они не стремятся вырваться из-под ее власти.

- Фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес, - говорил Франсиско Гойя.

1974452.JPG
Франсиско Гойя. «Капричос». 43. "Сон разума рождает чудовищ"

«Капричос» начинаются с сатирических зарисовок испанской жизни; постепенно персонажи офортов — махи, старухи-сводни, глупцы, попадающиеся в сети продажных женщин, монахи — изменяются, в их облике начинает проявляться их подлинная сущность. Все меньше человеческого и все больше животного, ведьмовского мы видим в лицах.

Среди листов этого издания «Капричос» Гойи был обнаружен случайно попавший туда пейзаж 1967 года с подписью автора Jean Adam. На работе изображен сельский пейзаж в горах. Карандашом подписано – Burin original. Это вид старейшей гравюры на металле, когда рисунок наносят на поверхность металлической доски (чаще всего медной) острыми резцами-штихелями. Затем поверхность доски тщательно очищают от стружки шабером-гладилкой, валиком прокатывают краску так, чтобы она заполнила бороздки (углубления) рисунка, с гладких поверхностей краску тщательно оттирают и делают оттиск. Это разновидность глубокой печати.

1974452.JPG
Jean Adam, 1967. Сельский пейзаж в горах. Гравюра

Кстати, стоит сказать еще и о том, что в Большом собрании изящных искусств ASG хранится картина XIX века, на которой изображен Франсиско Байеу. Предположительно полотно создано одним из последователей Гойи.

1974452.JPG
Испанская школа XIX века, последователь Франсиска Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Портрет Франсиско Байеу. Холст 114 x 86 см. Копия картины, хранящейся в Прадо (см. Р. де Анжелис "Все творчество Гойи" Париж, 1976, N 296, репродукция). БСИИ ASG Инв. № 05-1246

Любопытно, что в музее Прадо в Мадриде находится портрет Франсиско Байеу кисти самого Франсиско Гойи. В 1795 году Гойя закончил портрет своего шурина и учителя, Франсиско Байеу, который умер в возрасте 61 года. Хотя отношения художника с Франсиско не всегда оставались дружескими, Гойя всю жизнь был близок с младшим Байеу, Мануэлем, который также был художником.

1974452.JPG
Франсиско Гойя. Портрет Франсиско Байеу. 1795 год. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид, Испания.

Историческая справка

Франсиско Байеу (1734-1795), испанский художник, прибыл из Арагона, как и Гойя, был добросовестным рисовальщиком и технически образованным живописцем, который, несмотря на полное отсутствие творческого начала и оригинальности, весьма успешно распорядился своим скромным талантом. У такого человека было чему поучиться. Байеу, о котором современники вспоминают как о человеке с «грубыми манерами и доброй душой», похоже, согласился взять Гойю себе в помощники. Очевидно, они ладили, так как молодой художник по меньшей мере три года работал в его мастерской, — вполне достаточный срок, чтобы у юноши возникла привязанность к младшей сестре Байеу, Хосефе, на которой он позднее женился.

Несмотря на внешне благополучную жизнь, Гойя, очевидно, ощущал определенную неудовлетворенность. Его художественный темперамент не находил себе выхода в мастерской Байеу. В возрасте около 23 лет Гойя решил, что должен разобраться в себе и определить дальнейший путь развития своего дарования. Итак, движимый как жаждой авантюрных приключений, так и желанием расширить свое художественное образование, Гойя расстался с Франсиско Байеу и отправился в Италию.

Алина ЕРШОВА

Поделиться: