decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Мода Востока – помощник в атрибуции английского портрета

29.07.2015

В конце июля 1723 года в Плимптоне родился выдающийся исторический и портретный живописец английской школы Джошуа Рейнольдс. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа мастерской Джошуа Рейнольдса «Портрет господина Готье, секретаря короля».

Как и работы самого Рейнольдса, портрет отличается выразительным, точным рисунком, умением автора сконцентрировать внимание на индивидуальных особенностях человека и соединить их с его социальным положением. В композицию прямоугольной формы вписана живописная имитация овальной рамы, в которой изображен господин Готье в неформальной, скорее всего домашней, обстановке. Овальная рама создает ощущение, что картина еще не дописана, нижняя часть полотна затемнена, она кажется не завершенной. Как будто художник хотел создать портрет, акцентировав внимание лишь на взгляде месье Готье, тонких, мастерски выписанных чертах его лица.

1974452.JPG
Джошуа Рейнольдс, мастерская. "Портрет господина Готье, секретаря короля". Англия, ок. 1750 г.(?) // БСИИ ASG. Инв. № 02-2122

На мужчине белая сорочка и охристо-коричневая верхняя одежда с шелковой розово-лиловой подкладкой, вызывающая у зрителя ассоциации с восточным халатом. На голове – либо темный тюрбан, либо меховая шапка. Хотя по манере письма все же создается ощущение, что головной убор создан из ткани. .

Казалось бы – что общего между британской школой живописи и Востоком? Оказалось, что точек соприкосновения достаточно много.

Начнем с того, что уже на картинах европейских художников XV века мы можем увидеть людей в одежде, на которую явно оказала влияние мода восточных государств. Тогда же мы замечаем и тюрбаны. Кстати, если говорить о более ранних тенденциях, то историки моды отмечают, что и готический стиль в европейском искусстве – это отголоски с Ближнего Востока, ведь там это направление существовало еще в XII веке.

Вообще стоит подчеркнуть, что исторические события и мода – это вещи, которые напрямую взаимосвязаны. В середине XVII века турецкая армия осадила Вену. Тут же в моду входит все турецкое. Кстати, жюстокор – это свободная интерпретация турецкого кафтана, длиной ниже колен, застегивающийся на мелкие пуговицы. Кто бы мог подумать, но жилет – это пра-пра-правнук турецкой национальной одежды.

В XVIII веке тон моде задает фаворитка короля Людовика XV маркиза де Помпадур. Она любила восточный стиль во всем – и в интерьерах, и в одежде. Например, дома она любила ходить в шароварах и свободных блузах. Она же ввела моду на тюрбаны. Но в середине XVIII века самой модной страной была все же не Франция, а Англия. Англичанки первые перестали пудрить волосы, и в 1740 году из моды вышли фижмы. «Турецкий стиль» в Европе проявлялся в ассиметричных декольте и свободных халатах. Что касается тюрбана, то он появился в Европе еще во времена крестовых походов. В эпоху господства бургундской моды тюрбан носили при дворе и мужчины, и женщины. В XVII веке он выходит из моды, превратившись в деталь театрального костюма. Второе триумфальное появление тюрбана на модной европейской сцене происходит лишь в конце XVIII века и связано с египетским походом Наполеона (1788 – 92 гг.). И снова в сердцах европейцев возрождается интерес к Востоку.

В связи с этим, мы можем предположить, что портрет господина Готье написан в более позднее время, чем определялось ранее.

Что касается самих тюрбанов, то способов из завязывания великое множество: востоковеды утверждают, что их более тысячи. Помимо эстетического удовольствия для европейцев, цвета их ткани, например, могут нести смысловую нагрузку для мусульманина: обозначают статус, принадлежность к тому или иному роду и т.п.

На портрете тюрбан из темной плотной ткани, плотно повязанной вокруг головы месье Готье.

На французском языке название портрета из Большого собрания изящных искусств ASG переводится так: «Portrait de monsieur Gauthier, secrétaire du Roi». Очевидно, что фамилия секретаря короля французского происхождения. Возникает вопрос: а мог ли быть у короля Англии Георга II секретарь француз? Для ответа нужно вспомнить некоторые исторические факты. Сначала семилетняя война с Францией, потом борьба Георга III с Наполеоном… Да, взаимоотношения Англии и Франции во XVIII веке никак нельзя назвать легкими.

Исследователи высказывают также точку зрения, что на портрете изображен господин Готье – секретарь короля Англии Георга II, который был последним монархом Англии, родившимся за ее пределами. Будущий король появился на свет в Ганновере в Германии. Возможно, что месье Готье был секретарем Георга III, известного своими реформаторскими взглядами, а также долгие годы его правления были ознаменованы революционными событиями в мире, включая борьбу с Францией. Если они боролись с Францией, могли ли английский короли взять себе в услужение секретаря француза?

Если обратить взгляд на историю Франции, то здесь сразу вспоминается французский лютнист и композитор Дениз Готье (1597 или 1603 - 1672), женившийся в 1635 году на Франсуазе Дако. Их сын Филипп Эммануэль Готье позже стал советником короля. Возможно, это именно он изображен на портрете. Но опять-таки надо учитывать тот факт, что фамилия Готье – это одна из самых распространенных фамилий Франции. Французские специалисты, атрибутировавшие портрет не указали ничего конкретного: ни имени изображенного, ни имени короля, чьим секретарем он являлся. Указав только примерный год создания полотна – ок. 1750.

Исходя из вышесказанного, мы можем предположить, что портрет создан в более раннее время (возможно, это вторая половина XVII века), тогда наличие тюрбана и верхней одежды в турецком стиле выглядит вполне оправданно. Такой временной разброс на первый взгляд кажется неприемлемым, ведь мы предполагаем два абсолютно разных временных пространства длиной в сто лет, опираясь в своих предположениях лишь на костюм месье Готье. На второй взгляд – костюм – это, несомненно, отражение той или иной исторической эпохи.

А вот еще один Готье: у главы дипломатического ведомства Франции маркиза де Торси в начале XVIII века был свой агент в Лондоне аббат Франсуа Готье, ранее духовник Таллара.

Но мы имеем смелость предположить, что полотно создано во второй половине XVIII века. И объясняем это костюмом месье Готье в восточном духе, ближе к концу века в Европе вновь вспыхнул интерес к восточным странам: одежда, тюрбаны, специи, курительные трубки, интерьеры…

И, конечно, здесь явное сходство с манерой письма Джошуа Рейнольдса, поэтому иностранные специалисты атрибутировали работу как полотно, созданное в одной из мастерских мастера. Мы можем также говорить и о последователях Рейнольдса, так как черты лица месье Готье выполнены в характерном стиле английского художника.

Алина ЕРШОВА


Поделиться: