decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

«Рама» для шпалеры

28.07.2020

В Большое собрание изящных искусств ASG на сегодняшний день входит коллекция из двадцати восьми европейских шпалер. Хронологически она охватывает XVI- XIX века. Здесь хранятся фламандские и французские шпалеры знаменитых мастерских из Обюссона, Бове, Брюсселя и Ауденарде. Искусствовед Международного института антиквариата Алина Булгакова проследила историю бордюров шпалер, опровергающую мнение об их утилитарном назначении.

В истории декоративно-прикладного искусства, а именно в области художественного ковроткачества Западной Европы, самой малоизученной темой по сей день остаются бордюры шпалер. Сюжетика, изобразительные особенности, технология создания и история шпалерных производств уже стали предметами исследований зарубежных и российских искусствоведов. Однако бордюры по-прежнему остаются в тени.

Многие не берутся за изучение бордюров, считая их не столь интересной и заслуживающей большого внимания темой. К бордюрам привыкли относиться как к чему-то второстепенному, как к простому орнаментальному обрамлению основного изображения. Что касается отечественных исследователей, то они весьма ограничены в самом материале для научных изысканий – в России европейские шпалеры большая редкость. Кроме того, специализированной литературы по шпалерам крайне мало, и темы бордюров она касается лишь вскользь.

В ходе исследования нами был выявлен лишь один иностранный литературный источник, где теме шпалерных бордюров посвящена отдельная глава. Это книга Хелен Черчилль Кэнди (1858-1949) – американской писательницы, журналиста, феминистки, дизайнера интерьеров и географа. Эта уникальная женщина смогла спастись с тонущего «Титаника» (1912 год), а затем отправилась в путешествие по Юго-Восточной Азии.


Черчилль711
Хелен Черчилль Кэнди
Фотография 1901 года
Личная коллекция Рэнди Брайана Бигхема


Первая книга Черчилль Кэнди – «Как женщины могут зарабатывать на жизнь» (1900 год) – вызвала настоящую бурю в американском обществе. В Вашингтоне писательница занималась дизайном интерьеров. Среди её заказчиков были военный министр США Генри Льюис Стимсон и Теодор Рузвельт. Для жены последнего Черчилль Кэнди подобрала пару кресел эпохи Людовика XVI. Выступала консультантом при реконструкции Белого дома. В 1906 году вышло в свет её историческое исследование «Декоративные стили и периоды».

Черчилль Кэнди была попечителем Галереи искусства Коркоран, членом Археологического общества и Американской федерации искусств, а также членом совета директоров Национальной ассоциации женщин, ратовавших за избирательные права. Она писала для ведущих американских журналов того времени: «Atlantic Monthly», «The Century», «Forum», «Metropolitan», «Scribner's».

Всего Хелен Черчилль Кэнди написано восемь книг: четыре о декоративно-прикладном искусстве, две – о путешествиях, одна учебная и один роман. Сегодня самой популярной её книгой является «Великолепный Анкгор» (1924 год), где речь идёт о путешествии по Японии, Китаю, Индонезии и Камбодже. Однако при жизни Черчилль Кэнди наибольший коммерческий успех имела её «Книга о гобеленах» 1912 года. Эта книга была дважды переиздана еще при жизни автора в 1935 и 1938 годах.

В библиотеке Международного института антиквариата хранится «Книга о гобеленах» Хелен Черчилль Кэнди 1935 года выпуска.


Гобелен712
Хелен Черчилль Кэнди
«Книга о гобеленах»
1935 год


Книга включает в себя двадцать четыре главы. Первые семнадцать посвящены истории шпалерного искусства, хронологии его развития, художественным особенностям в разных странах, а также самым знаменитым центрам производства шпалер: Гобелены, Бове, Обюссон, Савоннери, Мортлейк и др. Далее отдельные главы освещают вопросы атрибуции шпалер, марок мануфактур, технологии производства безворсовых ковров и того, что представляют собой шпалеры сегодня. В издании приведены крупные цветные репродукции с изображениями шпалер, а его обложка оформлена в виде рамки, образованной шпалерным бордюром из листьев и красных плодов с цветами. Непосредственно бордюрам посвящена двадцатая глава книги.

Для чего нужны бордюры в шпалере? У шпалерного бордюра есть много общего с картинной рамой, основное назначение которой состоит не только в создании красивого обрамления для изображения, но и в защите полотна от повреждений. Так же и у шпалер. Уже у ранних образцов периода Готики были бордюры – монохромные полосы нейтральных оттенков. В качестве характерного примера можно привести 64 шпалеры из серии «Анжерский апокалипсис», каждая из которых обрамлена полосами золотистого бордюра.

Полосы эти, выполненные из более простого материала, с одной стороны, придавали коврам аккуратный законченный вид, а с другой позволяли подвешивать за них шпалеры на металлические крюки, не повреждая основного изображения.


Конь713
Шпалера «Конь белый» из серии «Анжерский апокалипсис»
1373-1381 годы
Анжерский замок, Анже

Клюни714
Французская шпалера начала XVI века из музея Клюни (Париж)

Другая шпалера, из музея Клюни (Париж), подвешена за бордюр на металлическом стержне с окончаниями в виде стилизованных геральдических лилий. Есть еще один способ развески – за бордюр на прибитые к стене деревянные рейки. При этом крепления оказываются скрытыми за обратной стороной шпалер.


Музей715
В музее Международного института антиквариата
применяется скрытый способ развески за бордюр на деревянных рейках


Хелен Черчилль Кэнди упоминает в своей книге, что в первой четверти XX века шпалеры экспонировались даже под стеклом как станковая живопись [1, с. 202]. А в период Средневековья они путешествовали вместе со своими владельцами, постоянно меняя местонахождение. Во времена рыцарства владение шпалерами было исключительно мужской привилегией. Их снимали с холодных стен замков и возили с собой в походы, иногда используя как палатку для ночёвки под открытым небом. Чаще всего они находились собранными в рулон, перевязанными веревками или подвешенными на острые металлические крюки. Понятно, что при таком отношении шпалеры быстро изнашивались. В наилучшем состоянии до наших дней дошли шпалеры религиозного содержания, находившиеся неотлучно в монастырях. Впервые бордюры с декоративным оформлением появились на шпалерах в XV веке. Они были украшены симметричными, плотно скомпонованными цветочными гирляндами. С тех пор цветы стали самым популярным элементом декора для шпалерных бордюров. Образ цветка «перекочевал» на бордюры из мильфлёров (фр. «тысяча цветов») – разновидность шпалер с однотонным фоном, усеянным листьями и цветами. Вероятно, мильфлёры возникли под влиянием религиозного обычая, бытовавшего во Франции, когда маршрут процессии в честь Праздника Тела и Крови Христовых выстилался тканями с прикрепленными к ним живыми цветами. Для фонов мильфлёров выбирали определенный цвет: красный, зеленый, темно-синий, желтый и белый. Цветы (розы, тюльпаны, гвоздики, гладиолусы, лилии, фиалки, ирисы, ландыши и др.), с разной степенью стилизованности, располагались на шпалерах плотно или же, напротив, разрежались. Сегодня мильфлёры, тем более с сохранившимися бордюрами, большая редкость. Бордюры, за которые их подвешивали, быстро ветшали и их просто срезали. Уцелел бордюр шпалеры из Брюгге с гербом Зальцбургского архиепископства, созданной около 1519 года. Здесь в центре бордюра выткан маскарон «Океана» или «Зеленый человек» – гротесковый орнаментальный мотив эпохи Возрождения в виде мужской головы с бородой, напоминающей листья аканта. Его прототипом является голова бога Океана, которого часто изображали в античных мозаиках.


Герб716
Шпалера (мильфлёра) с гербом Зальцбургского архиепископства
Около 1519 года, Брюгге
Музей Зальцбурга


Для того чтобы цветы на бордюрах и в основном изображении мильфлёров не сливались в единый пёстрый рисунок, они отделялись друг от друга со всех сторон одной или парой полос в 2-3 сантиметра шириной. Обычно для них избирался насыщенный бордовый, синий или золотистый цвет. В последующие века эти полосы продолжали использоваться для разграничения уже сюжетных композиций и бордюров.


0776
Шпалера «Альтамор перед Готфридом Бульонским»
Франция, Обюссон, конец XVII века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество, 280×225 см
БСИИ ASG, инв. №05-0776

0776_1
Фрагмент с двумя разграничительными полосами на шпалере
«Альтамор перед Готфридом Бульонским»
БСИИ ASG, инв. №05-0776

Постепенно бордюры становились все шире и шире, и к эпохе Возрождения их ширина и обилие декора достигли своего апогея. В цветочные гирлянды ткачи стали «вплетать» изображения фруктов и ягод. Причем в их изображении не стоит искать какого-то религиозного (сакрального) подтекста. Это дары природы, добытые простым и честным трудом. Зачастую гирлянды эти туго перевязывались серпантином лент, позволяя глазам зрителей с интересом следить за их сплетениями.

В Большое собрание изящных искусств ASG на сегодняшний день входит коллекция из двадцати восьми европейских шпалер. Хронологически она охватывает XVI-XIX века. Здесь хранятся фламандские и французские шпалеры. Среди них по характерным бордюрам, особенностям построения композиции, передаче деталей и цветовой палитре были выявлены изделия мастерских Обюссона, Бове, Брюсселя и Ауденарде. Однако не у всех шпалер собрания ASG сохранились бордюры. У двенадцати шпалер бордюры были срезаны по причине их обветшания или же в результате желания их владельцев придать коврам меньший размер в соответствии с масштабами тех помещений, в которых они располагались. По этой же причине иногда срезался только один бордюр. В некоторых случаях на место срезанного пришивался «неродной» бордюр, оставшийся от другой шпалеры. Так, например, у брюссельской шпалеры середины XVII века из собрания ASG на сюжет «Пир Клеопатры» нижний бордюр является «неродным», хотя и изготовленным в том же столетии. Он был срезан с какой-то не известной нам шпалеры и затем пришит к нашей (хорошо виден шов встык). В данном конкретном случае бордюр подобран довольно органично: здесь так же присутствует цветочный рисунок и медальон в центре, как, собственно, на боковых и верхнем бордюрах шпалеры. Но рисунок и цветовая палитра его всё же иные. Интересно, что бордюр оказался пришитым в перевёрнутом виде (это особенно заметно по медальону с пейзажем в его центральной части), поскольку изначально изготавливался как верхний, а не нижний шпалерный бордюр.


0782
Шпалера «Пир Клеопатры»
Фландрия, Брюссель (?), середина XVII века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 5 нитей основы на 1 см
310×330 см
БСИИ ASG, инв. №05-0782


0782_1
Фрагмент с пришитым нижним бордюром на шпалере «Пир Клеопатры»
БСИИ ASG, инв. №05-0782

0782_2
Фрагмент пришитого нижнего бордюра с перевёрнутым
медальоном на шпалере «Пир Клеопатры»
БСИИ ASG, инв. №05-0782

Продолжая тему цветочных бордюров следует отметить, что их решение у французских и фламандских образцов принципиально разное. Поскольку основу коллекции шпалер Большого собрания изящных искусств ASG составляют французские, а именно обюссонские, и фламандские ковры XVII века, то на их примере мы и рассмотрим эти различия. Историю безворсового ковроткачества и особенности образного решения шпалер Обюссона и Фландрии мы уже освещали ранее в статье «От «Золотого века» до упадка», а потому здесь мы исследуем только бордюры из собрания ASG, а также их аналоги, изготовленные в данных регионах.

Для цветочных бордюров шпалер Обюссона XVII столетия классическим решением является гирлянда из бутонов, стеблей и листьев нескольких видов цветов, при этом их набор всегда стандартен. Из раза в раз ткачи Обюссона повторяли изображения роз, гвоздик, орхидей, клематисов, тюльпанов, нарциссов, цикламенов, георгинов, незабудок и примул. В ранних образцах XVII века эти цветы изображались плоскостно, наподобие цветов из гербария, засушенных между книжных страниц, однако же масштаб их всё-таки приближался к реальному, природному. Они симметрично, с минимальными изменениями, чередуются, зеркально повторяясь: пара боковых бордюров являются отражением друг друга, а нижний воспроизводит верхний. Яркий пример из собрания ASG – шпалера «Альтамор перед Готфридом Бульонским». Здесь все вышеперечисленные цветы переплетены золотистой лентой.

Аналогичные изображения цветов, вытканных в тех же ракурсах, можно встретить на обюссонских шпалерах XVII-XVIII веков из Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). Некоторые образцы эрмитажного собрания представлены в книге «Французские шпалеры конца XV-XX века в собрании Эрмитажа». Её автором является выдающийся советский искусствовед, заведующая сектором западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа – Нина Юрьевна Бирюкова (1922- 2013). Она автор целого ряда научных трудов по декоративно-прикладному искусству: «Западноевропейское кружево в собрании Эрмитажа» (1959 г.), «Французская фарфоровая пластика XVIII века» (1962 г.), «Западноевропейские шпалеры в Эрмитаже» (1965 г., на русском и немецком языках), «Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII веков» (1972 г.), «Западноевропейские набивные ткани XVI-XVIII веков» (1973 г.), «Государственный Эрмитаж. Прикладное искусство» (с соавторами, 1978 г., на русском и японском языках) и др. Книга «Французские шпалеры конца XV-XX века в собрании Эрмитажа» из библиотеки Международного института антиквариата вышла в 1974 году в издательстве «Аврора» (Ленинград). По сей день она является в нашей стране фундаментальным и непревзойденным по глубине изучения трудом на тему европейского безворсового ковроткачества.


Нина717
Нина Юрьевна Бирюкова
«Французские шпалеры конца XV-XX века в собрании Эрмитажа»
1974 год


По сути, книга Нины Бирюковой – это каталог коллекции французских шпалер XV-XX веков из собрания Эрмитажа. Она начинается со вступительной статьи на русском и французском языках, в которой речь идет о становлении искусства шпалерного производства по Франции и её самых именитых мануфактурах. Далее следуют каталожные описания шпалер в соответствии с хронологией и местом их создания. Заканчивается книга списком сокращений, иллюстраций, а также факсимиле марок мануфактур, подписей ткачей и картоньеров (мастеров, отвечавших за увеличенную до размеров будущей шпалеры версию эскиза художника) XVII-XVIII веков.

Издание Бирюковой изобилует репродукциями шпалер и их фрагментов, но практически все они черно-белые, что не позволяет составить впечатление о колористическом решении изделий. Но именно эти репродукции мы будем использовать в качестве иллюстрации аналогий между шпалерными бордюрами Обюссона из собрания ASG и Государственного Эрмитажа.

Четыре самых растиражированных цветка Обюссона – розу, тюльпан, гвоздику и незабудку – можно увидеть сразу на нескольких шпалерных бордюрах, причем в одних и тех же ракурсах. На бордюре эрмитажной шпалеры «Мальчик, срезающий сухие ветки» из Обюссона или Феллетена вытканы розы, чьи крупные бутоны одинаково повёрнуты вправо и слегка опущены вниз. Для их рисунка свойственна темная сердцевина, образованная лепестками. Такие же розы присутствуют на бордюре шпалеры «Альтамор перед Готфридом Бульонским» из собрания ASG.


15414
Шпалера «Мальчик, срезающий сухие ветки»
Франция, Обюссон или Феллетен, начало XVIII века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
6 нитей основы на 1 см
290×188 см
Инв. №Т-15414


15414_1
Фрагмент бордюра с изображением розы
на шпалере «Мальчик, срезающий сухие ветки»
Инв. №Т-15414

0776_2
Фрагмент бордюра с изображением розы
на шпалере «Альтамор перед Готфридом Бульонским»
БСИИ ASG, инв. №05-0776

Те же розы представлены и на шпалере Обюссона конца XVII века «Аллегория наслаждения» из собрания ASG. В центре правого её бордюра выткана роза, а ниже гвоздика с бахромчатыми лепестками. Гвоздика эта, как и в природе, имеет пять лепестков, что лишний раз характеризует ткачей по шпалерным бордюрам, как мастеров, глубоко изучивших вопросы ботаники. Гвоздика в таком же положении (в лёгком повороте влево) изображена в центре левого бордюра на шпалере Эрмитажа второй половины XVII века из Обюссона или Феллетена с тремя женскими фигурами.


1095
Шпалера «Аллегория наслаждения»
Франция, Обюссон, конец XVII века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
5-6 нитей основы на 1 см
279×340 см
БСИИ ASG, инв. №05-1095

15416
Шпалера с изображением трёх женских фигур
Франция, Обюссон или Феллетен, вторая половина XVII века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
4-6 нитей основы на 1 см
265×333 см
Инв. №Т-15416


1095_1
Фрагмент бордюра с изображением гвоздики
на шпалере «Аллегория наслаждения»
БСИИ ASG, инв. №05-1095

15416_1
Фрагмент бордюра с изображением гвоздики
на шпалере с тремя женскими фигурами
Инв. №Т-15416

Тюльпан на бордюрах Обюссона ткался в двух положениях – бутоном вверх и вниз. Типичный пример бутона тюльпана, направленного вверх можно видеть на уже упомянутой нами шпалере Эрмитажа «Мальчик, срезающий сухие ветки». Тюльпан в таком же сочетании с розой включён в рисунок бордюра одной из вердюр (шпалера с изображением пейзажа) из собрания ASG. На ней изображены цапли, фонтан, замок на заднем плане и пышные цветочные кусты на переднем.


1.jpg
Вердюра с цаплями и фонтаном
Франция, Обюссон, конец XVII –
начало XVIII веков
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
4 нити основы на 1 см 
252×485 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0785

1.1.jpg
Фрагмент бордюра с изображением
тюльпана и розы на вердюре с
цаплями и фонтаном
БСИИ ASG, инв. № 05-0785

img420_роза и тюльпан.jpg
Фрагмент бордюра с изображением
тюльпана и розы на шпалере «Мальчик,
срезающий сухие ветки» 
Инв. № Т-15414


Направленные вниз головки тюльпанов на тонких изогнутых стеблях украшают бордюр другой вердюры из собрания ASG с цаплями и замком. Здесь они повторяются в разных вариациях – с тремя и более лепестками.


3.3.jpg
Вердюра с цаплями и замком
Франция, Обюссон, конец XVII – начало XVIII
веков
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
265×273 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0433

3.4.png
Фрагмент бордюра с
изображением трёхлепесткового
тюльпана, обращенного бутоном вниз на вердюре с
цаплями и замком
БСИИ ASG, инв. № 05-0433

Схожий тюльпан с тремя лепестками расположен практически в центре нижнего бордюра на шпалере «Зима» (конец XVII века, мастерские Обюссона и Феллетена). Данная шпалера входит в эрмитажную серию из четырёх ковров «Времена года».

7.png
Шпалера «Зима» Франция, Обюссон или Феллетен, конец XVII века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
4 нити основы на 1 см
280×160 см
Инв. № Т-2907

8.png
Фрагмент бордюра с изображением
трёхлепесткового тюльпана, обращенного бутоном
вниз на шпалере «Зима»
Инв. № Т-2907


На этой же шпалере есть изображения незабудок. Эти цветы редко ткались по отдельности, чаще всего из них составляли букеты по три незабудки. В таком варианте ими декорирован бордюр шпалеры собрания ASG из Обюссона «Вид на замок с уткой» начала XVIII века. Помимо этого, по углам этой вердюры – крупные распустившиеся бутоны розы Галлика или розы французской (Гал), воспроизведенные с ботанической точностью. Данный вид роз известен в Европе еще с 1500 года. В середине XIII века Тибо VI, возвращаясь из крестового похода, привез в свой замок близ города Провена в Шампани розу из Палестины. В XVIII столетии данный вид роз выращивался в городе Провен (Provins), откуда распространился под названием Провенсальской розы.


2.jpg  
Вердюра «Вид на замок с уткой»
Франция,Обюссон, начало XVIII века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
280×170 см
БСИИ ASG, инв. № 05-3180

ап.png  
Фрагмент бордюра с изображением розы Галлика
на вердюре «Вид на замок с уткой»
БСИИ ASG, инв. № 05-3180


 11.png 
Фрагмент бордюра с изображением трёх
незабудок на шпалере «Зима»
Инв. № Т-2907

 9.png 
Фрагмент бордюра с изображением трёх
незабудок на вердюре «Вид на замок с уткой»
БСИИ ASG, инв. № 05-3180

Цветочную гирлянду с бордюра шпалеры «Вид на замок с уткой» обвивают ярко красные листья аканта – черта нового зарождающегося искусства Рококо. Красный цвет появился в шпалерах в XVIII веке и привнёс с собой в искусство художественного ковроткачество колористическую насыщенность. Шпалера «Мальчик, срезающий сухие ветки» из Эрмитажа выткана в начале XVIII века. И уже здесь, помимо цветов, встречаются столь любимые искусством Рококо банты, перевязывающие стебли цветов и вазоны с парными s-образными ручками. 

13.jpg
Фрагмент бордюра с изображением банта, перевязывающего
стебли цветов, и вазона с парными s-образными ручками на
шпалере «Мальчик, срезающий сухие ветки»
Инв. № Т-15414


Есть они и на фрагменте шпалеры Обюссона «Триумф Александра Македонского в Вавилоне» из Большого собрания изящных искусств ASG. Шпалера эта создана ещё в XVII веке, но черты зарождения нового стиля и отход от барочных традиций здесь уже ощутимы. Параллельно расположенные бордюры больше слепо не копируют друг друга. Теперь детали оформления варьируются, изобилуют разнообразными подробностями и многочисленными мелкими деталями: растительными завитками, тонким серпантином лент и интересными формами канделябрового орнамента. Данный тип орнамента был разработан знаменитым французским художником-декоратором Жаном Береном Старшим (1640 – 1711). Любимыми его мотивами были изящные переплетения из растительных завитков, гирлянд, «бандеролей» и ламбрекенов в сочетании с антропоморфными и гротесковыми мотивами. Такие композиции даже получили название от имени художника – «à la Bérain».


  кек.jpg
Шпалера «Триумф Александра Македонского в
Вавилоне» (фрагмент)
Франция, Обюссон, XVII век
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
280×230 см
БСИИ ASG, инв. № 05-3182

16.png  
Фрагмент бордюра с изображением вазона
на шпалере «Триумф Александра
Македонского в Вавилоне»
БСИИ ASG, инв. № 05-3182

Верхняя, нижняя и левая часть бордюра шпалеры из собрания ASG представляют собой гирлянды, в композицию которых включены изображения солнца (намек на «Короля-Солнце» Людовика XIV, по заказу которого Шарль Лебрен исполнил серию картонов для шпалер, посвященных Александру Македонскому), рогов изобилия, цветов, вазонов с фруктами, ликторских связок, копий, знамен, щитов, колчанов со стрелами, орла в левом верхнем углу и двух переплетенных рыб в нижнем. Правая кромка бордюра добавлена в более позднее время и заменяет собой несохранившуюся. Здесь вертикальная композиция бордюра декорирована канделябровым орнаментом, состоящим из акантовых листьев, роз, винограда, персиков, нарциссов, вазонов и шестигранника произвольной формы, столь типичного для бордюров Обюссона. Идентичный шестигранник есть и на вердюре с попугаем из собрания ASG. Несмотря на её узкий формат, она не является фрагментом какой-либо утраченной композиции. Она выткана по цельному картону, включающему в себя широкий бордюр с канделябровыми орнаментами по бокам и композициями вверху и внизу, состоящими из вазонов с розами и стилизованными гротесками в виде головок попугаев. Боковой канделябровый орнамент организован вдоль оси симметрии и состоит из парных завитков арабесок, раковин, шестигранных картушей, букетов цветов и жемчужин каплевидной формы.


 щщ.png 
Фрагмент добавленного правого бордюра с
изображением шестигранника на шпалере
«Триумф Александра Македонского в
Вавилоне»
БСИИ ASG, инв. № 05-3182

 image (8)_уменьш.jpg 
Вердюра с попугаем
Франция, Обюссон, XVII век
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
300×100 см
БСИИ ASG, инв. № 05-1649

19.png 
Фрагмент бордюра с изображением шестигранника
на вердюре с попугаем
БСИИ ASG, инв. № 05-1649


И все-таки, основное изображение и бордюры шпалеры «Триумф Александра Македонского в Вавилоне» из собрания ASG выполнены ещё в традициях второй половины XVII века. А в период Регентства и Рококо шпалерные бордюры постепенно начнут сужаться. Самыми популярными декоративными мотивами станут рокайли и трельяжная сетка. В XVIII веке к бордюрам будут относится именно как картинным рамам, иногда напрямую воспроизводя золоченые багеты с рокайльными рисунками. Показателен в этом плане узкий бордюр фрагмента шпалеры с женской фигурой эпохи Рококо из собрания ASG. Он является имитацией золоченой картиной рамы в виде гирлянды листьев и цветов, оплетённых лентой. 


  жен.jpg
Фрагмент шпалеры с женской фигурой
Франция, Обюссон, XVIII век
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
217×125 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0784

211.jpg  
Фрагмент бордюра, имитирующего
золочёный багет, на шпалере с женской
фигурой
БСИИ ASG, инв. № 05-0784

Есть в Большом собрании изящных искусств ASG еще одна шпалера с бордюром, воспроизводящим багет. Её основное изображение с дрофой и фонтаном было создано в Обюссоне в конце XVII века, а бордюр в XVIII. Абсолютно таким же бордюром окантована вердюра в «китайском» стиле из Государственного Эрмитажа. Обе шпалеры обрамлены широкими бордюрами с узорами из стилизованных изображений пышных кустов, цветов и акротерий по углам. Такой тип обрамления является переходным между красочно декорированными бордюрами с гирляндами цветов, гротесками и мини-сценками в медальонах шпалер XV – XVII веков и имитацией картинных рам более позднего периода.


нее.jpg
Вердюра «Дрофа»
Франция, Обюссон, конец XVII
века, бордюр c имитацией багета
– XVIII век
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 4 – 5 нитей основы на 1 см
271×353 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0057

23.jpg
Фрагмент бордюра,
имитирующего золочёный багет,
на вердюре «Дрофа»
БСИИ ASG, инв. № 05-0057


25.png
Вердюра в «китайском»
стиле Франция, Обюссон,
последняя четверть
XVIII века
Шерсть, шелк;
шпалерное ткачество
7 – 8 нитей основы на 1
см
290×430см
Инв. № Т-15423

26.jpg
Фрагмент бордюра,
имитирующего золочёный
багет, на вердюре в
"китайском" стиле
Инв. № Т- 15423

Было бы неверно раскрывать тему шпалерных бордюров только на примере образцов Обюссона, хотя они и составляют основную часть коллекции Большого собрания изящных искусств ASG (19 ковров). Восемь барочных и рокайльных шпалер собрания имеют фламандское происхождение, а у шести установлено точное место создания – три брюссельские шпалеры и три из Ауденарде. Бордюр фламандской шпалеры – это сама радость жизни, богатство её проявлений, разнообразие и размах форм. Крупные, сочные плоды и цветы, высыпающиеся из рогов изобилия, удивительные птицы, переполненные урны, румяные путти и павлины с раскрытыми хвостами едва ли не падают с верхних бордюров под собственной тяжестью. Каждый предмет изображённый на бордюре старается «перекричать», затмить собой остальные, привлечь внимание зрителей именно к себе. Тут каждый элемент декора самоценен и неповторим. В своей «Книге о гобеленах» Хелен Черчилль Кэнди высказывает спорное, на наш взгляд, мнение о том, что элементы декора фламандских бордюров имеют столь внушительный размер, т.к. фантазия мастеров XVII века исчерпалась и они, чтобы быстрее заполнить поле бордюров, стали делать объекты крупными [1, с. 206 – 207]. Мы полагаем это не связано с недостатком фантазии, а в целом с художественными традициями искусства Барокко, которое отличается стремлением к гиперболизации объёмов, неудержимостью, желанием максимально наполнить пространство всеми благами жизни. Достаточно вспомнить крупных женщин Рубенса или натюрморты Франса Снейдерса, на которых столы ломятся под тяжестью снеди. Так на фламандской шпалере «Риторика» второй половины XVII века из Государственного Эрмитажа роскошный бордюр с путти, наядами и тритоном может смело соперничать по красоте решения с основным изображением.

27.jpg
Шпалера «Риторика»
Фландрия, вторая
половина XVII века
Шерсть, шелк
Государственный Эрмитаж, Санкт-
Петербург


28.png
Фрагмент нижнего бордюра шпалеры «Риторика»
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В нижней его части изображены овощи, фрукты и злаковые, высыпающиеся из рогов изобилия, которые поддерживают путти. Выделяется виноград с крупными ягодами. Его грозди вытканы и на бордюре шпалеры собрания ASG из Ауденарде «Хитрость жрецов Ваала» (XVII век).

ушу.jpg
Шпалера «Хитрость жрецов
Ваала» Фландрия, Ауденарде, XVII век
Шерсть, шелк; шпалерное
ткачество
5 – 6 нитей основы на 1 см
327×392 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0777

В центральной части левого бордюра шпалеры изображен павлин, справа – цапля со змеей в клюве. По углам нижнего бордюра – вазоны с вьюном (справа) и чертополохом (слева). Посередине каждой стороны бордюра, а также в верхних углах – стилизованные изображения птиц. Птицы окружены виноградной лозой, гранатами, персиками, смоквами и сливами. 


30.jpg 
Фрагмент бордюра с цаплей, держащей в клюве
змею на шпалере «Хитрость жрецов Ваала»
БСИИ ASG, инв. № 05-0777

 31.jpg
Фрагмент бордюра с виноградом на
шпалере «Хитрость жрецов Ваала»
БСИИ ASG, инв. № 05-0777

Цветовое решение бордюра шпалеры собрания ASG из Ауденарде строится на сочетании двух цветов шерсти – голубовато-зелёного и песочного жёлтого с тональными нюансировками. Здесь нет колористического разнообразия, но подобное оформление бордюра выглядит гармонично и в целом свойственно ауденардским шпалерам. Ту же цветовую гамму имеет бордюр шпалеры середины XVII века «Аллегория лета» из собрания ASG (нижний бордюр утрачен). Хотя в этом случае рисунок бордюра строго организован – дубовые и стилизованные листья аканта чередуются, создавая упорядоченный ритм.

предд.jpg
Шпалера «Аллегория лета»
Фландрия, Ауденарде, середина
XVII века
Шерсть, шелк; шпалерное
ткачество
4 нити основы на 1 см
266×326 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0786

Но и при таком аналитическом подходе к построению декора бордюра, он не выглядит скучным – жёлтые листья крупны и ярки. К тому же в середине каждой стороны бордюра, в арочных медальонах есть сюжетные композиции. Слева и справа – сцены, посвященные истории Самсона: поединку со львом (слева) и истории Далилы, отрезающей Самсону волосы (справа). В верхнем медальоне – изображена сцена с всадником, бросающимся в огонь. Сюжет может быть интерпретирован двояко. В первом случае – это история Ромула, прыгающего на коне через очистительный огонь после убийства брата Рема. Во втором – это Марк Курций – герой преданий древнего Рима, принесший себя в жертву, прыгнув в пропасть, готовую в противном случае поглотить город. Аналогичная композиция с прыгающим в пропасть Марком Курцием имеется в центре верхнего бордюра на шпалере «Лагерь Сципиона Африканского», находящейся в Хардвик-холле в Дербишире. Композиция бордюра шпалеры собрания ASG является зеркальным повторением изображения всадника со шпалеры из Хардвик-холла. Это доказывает то, что исполнены они с одного картона. 


 33.jpg 
Фрагмент бордюра с изображением Самсона,
 разрывающего пасть льву, на шпалере 
«Аллегория лета» 
БСИИ ASG, 
инв. № 05-0786

 34.jpg 
Фрагмент бордюра с изображением Далилы,
отрезающей Самсону волосы, на шпалере
«Аллегория лета» 
БСИИ ASG, инв. № 05-0786


 35.png 
Фрагмент бордюра с изображением
Марка Курция или Ромула на
шпалере «Аллегория лета»
БСИИ ASG, инв. № 05-0786

 36.jpg 
Шпалера
«Лагерь
Сципиона
Африканского»
XVI век
Хардвик-холл,
Дербишир

Какая связь между ветхозаветным пророком Самсоном, мифическими римлянами (Марк Курций, Ромул) и аллегорией лета в виде пасторальной сцены? Никакой. Дело в том, что эти небольшие сюжетные композиции были единожды разработаны картоньерами Ауденарде именно как декор для шпалерных бордюров, а затем они многократно копировались с картонов на шпалерах абсолютно разного содержания. Выбор именно сюжетных композиций, часто многофигурных, для оформления бордюров связан всё с той же национальной чертой фламандского искусства – неуёмным желанием максимально наполнить жизнью и движением предмет искусства, а конкретно шпалеру. Еще один бордюр шпалеры Ауденарде конца XVI века из собрания ASG решён в аналогичном ключе. Его широкая полоса представляет собой восемь сюжетных сцен с фигурами, одетыми в одежды, соответствующие моде XVI века. Между ними – растительные композиции с вазонами, включающими плоды и цветущие ветки апельсина. 


помлед.jpg  
Шпалера «Александр Македонский
перед первосвященником Яддуа» (?)
Фландрия, Ауденарде, конец XVI века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
320×250 см
БСИИ ASG,инв.№ 05-3178

епе.png  
Фрагмент бордюра с
изображением апельсинов в вазе
и женской фигуры, одетой по
моде XVI века на шпалере
«Александр Македонский перед
первосвященником Яддуа» (?)
БСИИ ASG, инв. № 05-3178

В XVI – XVII веках сюжетные сцены стали отличительной чертой бордюров Ауденарде, а вот витые колонны (т.н. «соломоновы столбы») были популярны в Брюсселе. Первоначально для украшения бордюров их применяли ткачи Арраса. Чаще всего эти колонны фланкировали шпалеру по бокам. После того как Брюссель перехватил у Арраса звание крупнейшего центра ковроткачества, здесь начали изготавливать шпалеры с колоннами на боковых бордюрах по картонам Рубенса. Великий фламандец не раз писал витые колоны и в масляной живописи. Например, на картине «Триумф Церкви» из Музея искусств Кливленда по бокам изображены витые колонны, а вверху путти, гирлянды из плодов и листьев, в центре – медальон.

39.jpg
Питер Пауль Рубенс
Триумф Церкви
1628 – 1640 годы
72×145 см
Музей искусств,
Кливленд

В последствии и при создании картонов Рубенс будет прибегать к подобному оформлению бордюров – слева и справа толстые витые колонны, сверху – пара гирлянд с фруктами и овощами, а также путти, которые пытаются как бы свернуть основное изображение шпалеры. Нижняя часть напоминает вход в портал, часто декорированный картушами, теми же гирляндами и рогами изобилия.

40.jpg
Брюссельская шпалера 1628
года по картонам Рубенса с
изображением четырёх
евангелистов
по бокам витые колонны
Монастырь Дескальсас Реалес,
Мадрид


У шпалеры «Бой Ахилла и Гектора» из Большого собрания изящных искусств ASG, исполненной по картону Рубенса в Брюсселе, нижний бордюр срезан. По бокам – колонны с капителями композитного ордена. В верхней части – две гарпии с фруктовыми гирляндами.


20161109_160106_уменьш.jpg
Шпалера «Бой Ахилла и Гектора»
Фландрия, Брюссель, середина XVII века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 320×250 см
БСИИ ASG, инв. № 05-2335
Нижняя часть бордюра не сохранилась

енр.png
Фрагмент бордюра с
изображением колонны, увитой
хлопчатником, на шпалере «Бой Ахилла и Гектора»
БСИИ ASG, инв. № 05-2335

Верхний бордюр шпалеры «Бой Ахилла и Гектора» из собрания ASG повторяется в серии Яна II Раеса (Jan Raes II, 1570 – 1643), посвященной историям Деция Муса. Данная серия хранится в Вадуце в коллекции принца Лихтенштейна. Бордюр представляет собой изображения двух гарпий с фруктовыми гирляндами. В период с 1613 по 1629 годы Ян II Раес был одним из ведущих ткачей Брюсселя. В 1634/1635 избирался бургомистром.

43.jpg
Ян II Раес
Посвящение Деция Муса
Фландрия, Брюссель, 1616 – 1643 годы
Шерсть, шелк
399×402 см
Коллекция принца Лихтенштейна


Питера Пауля Рубенса можно назвать основоположником стиля брюссельской шпалеры XVII века. Так часто случалось, что крупные живописцы эпохи задавали тон всему европейскому ковроткачеству. По картонам итальянца Рафаэля (в тёплом климате Италии в шпалерах не было необходимости и здесь этот вид искусства не получил развития) в Брюсселе была выткана серия из десяти шпалер «Деяния апостолов (1521 год). Считается, что именно Рафаэль привнес в декор бордюров архитектурные элементы, которые переплетались у него с массивными гирляндами из цветов и фруктов, виноградной лозой и трельяжа [1, с. 206]. Итальянцы же (наследники Древнего Рима) первыми изобразили на бордюрах амфоры, свитки, медальоны, гербы и картуши. Это были гербы заказчиков шпалер, желавших увековечить своё имя в искусстве. Картуши перемежались с растительными мотивами и гротесками.   

44.jpg
Смерть Анании
Шпалера по
картону Рафаэля
из серии «Деяния
апостолов»
Ватиканская
пинакотека


Образ французского гобелена сформировался благодаря Шарлю Лебрену. С подачи Рубенса во фламандской шпалере появилась витая колонна, Лебрен же в XVII веке сделал классическую колонну с ионической капителью одним из символов мануфактуры Гобеленов. В 1666 – 1669 годах по его эскизам были изготовлены картоны серии «Месяцы, или Королевские замки». На шпалере «Сентябрь. Шамбор. Кортеж Короля» из коллекции Эрмитажа эти «колонны Лебрена» симметрично, словно кулисы, расположились слева и справа от основного изображения, где к замку Шамбор подъезжает кортеж Людовика XIV.

45.jpg
Шпалера «Сентябрь. Шамбор. Кортеж Короля»
Изготовлена по эскизам Шарля Лебрена на мануфактуре Гобеленов
1730 – 1735 годы
Шерсть, шелк
8 – 10 нитей основы на 1 см
340×494 см
Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург


Да, великие художники создавали новые дизайны бордюров, но как только шпалеры с ними выходили в свет их тут же подхватывали и копировали сотни раз менее талантливые мастера. Безусловно, Рафаэль, Рубенс, Лебрен легко могли найти верный баланс между основным изображением шпалеры и её обрамлением – бордюром. Умели превосходно компоновать его декор. Важно было достойно воплотить их славный замысел в шерсти и щёлке. Посредственные ткачи, не имевшие развитого вкуса и чувства меры, часто перегружали бордюры, превращая их в неоднородный путанный массив из цветов и листьев. Но если за дело брался профессионал он мог сделать из декоративной рамки бордюра самоценное произведение искусства. Доказывает это собрание Государственного Эрмитажа, который в своих залах экспонирует лучшие образцы отдельно сохранившихся шпалерных бордюров.

46.jpg

Фрагмент бордюра
Шерсть, шелк
8 нитей основы на 1 см
400×60 см
Инв. № Т-2960
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург






Алина БУЛГАКОВА

Источники:
eguarwr.ru


Поделиться: