decor
Следите за нашими новостями

«Рама» для шпалеры

28.07.2020

В Большое собрание изящных искусств ASG на сегодняшний день входит коллекция из двадцати восьми европейских шпалер. Хронологически она охватывает XVI- XIX века. Здесь хранятся фламандские и французские шпалеры знаменитых мастерских из Обюссона, Бове, Брюсселя и Ауденарде. Искусствовед Международного института антиквариата Алина Булгакова проследила историю бордюров шпалер, опровергающую мнение об их утилитарном назначении.

В истории декоративно-прикладного искусства, а именно в области художественного ковроткачества Западной Европы, самой малоизученной темой по сей день остаются бордюры шпалер. Сюжетика, изобразительные особенности, технология создания и история шпалерных производств уже стали предметами исследований зарубежных и российских искусствоведов. Однако бордюры по-прежнему остаются в тени.

Многие не берутся за изучение бордюров, считая их не столь интересной и заслуживающей большого внимания темой. К бордюрам привыкли относиться как к чему-то второстепенному, как к простому орнаментальному обрамлению основного изображения. Что касается отечественных исследователей, то они весьма ограничены в самом материале для научных изысканий – в России европейские шпалеры большая редкость. Кроме того, специализированной литературы по шпалерам крайне мало, и темы бордюров она касается лишь вскользь.

В ходе исследования нами был выявлен лишь один иностранный литературный источник, где теме шпалерных бордюров посвящена отдельная глава. Это книга Хелен Черчилль Кэнди (1858-1949) – американской писательницы, журналиста, феминистки, дизайнера интерьеров и географа. Эта уникальная женщина смогла спастись с тонущего «Титаника» (1912 год), а затем отправилась в путешествие по Юго-Восточной Азии.


Черчилль711
Хелен Черчилль Кэнди
Фотография 1901 года
Личная коллекция Рэнди Брайана Бигхема


Первая книга Черчилль Кэнди – «Как женщины могут зарабатывать на жизнь» (1900 год) – вызвала настоящую бурю в американском обществе. В Вашингтоне писательница занималась дизайном интерьеров. Среди её заказчиков были военный министр США Генри Льюис Стимсон и Теодор Рузвельт. Для жены последнего Черчилль Кэнди подобрала пару кресел эпохи Людовика XVI. Выступала консультантом при реконструкции Белого дома. В 1906 году вышло в свет её историческое исследование «Декоративные стили и периоды».

Черчилль Кэнди была попечителем Галереи искусства Коркоран, членом Археологического общества и Американской федерации искусств, а также членом совета директоров Национальной ассоциации женщин, ратовавших за избирательные права. Она писала для ведущих американских журналов того времени: «Atlantic Monthly», «The Century», «Forum», «Metropolitan», «Scribner's».

Всего Хелен Черчилль Кэнди написано восемь книг: четыре о декоративно-прикладном искусстве, две – о путешествиях, одна учебная и один роман. Сегодня самой популярной её книгой является «Великолепный Анкгор» (1924 год), где речь идёт о путешествии по Японии, Китаю, Индонезии и Камбодже. Однако при жизни Черчилль Кэнди наибольший коммерческий успех имела её «Книга о гобеленах» 1912 года. Эта книга была дважды переиздана еще при жизни автора в 1935 и 1938 годах.

В библиотеке Международного института антиквариата хранится «Книга о гобеленах» Хелен Черчилль Кэнди 1935 года выпуска.


Гобелен712
Хелен Черчилль Кэнди
«Книга о гобеленах»
1935 год


Книга включает в себя двадцать четыре главы. Первые семнадцать посвящены истории шпалерного искусства, хронологии его развития, художественным особенностям в разных странах, а также самым знаменитым центрам производства шпалер: Гобелены, Бове, Обюссон, Савоннери, Мортлейк и др. Далее отдельные главы освещают вопросы атрибуции шпалер, марок мануфактур, технологии производства безворсовых ковров и того, что представляют собой шпалеры сегодня. В издании приведены крупные цветные репродукции с изображениями шпалер, а его обложка оформлена в виде рамки, образованной шпалерным бордюром из листьев и красных плодов с цветами. Непосредственно бордюрам посвящена двадцатая глава книги.

Для чего нужны бордюры в шпалере? У шпалерного бордюра есть много общего с картинной рамой, основное назначение которой состоит не только в создании красивого обрамления для изображения, но и в защите полотна от повреждений. Так же и у шпалер. Уже у ранних образцов периода Готики были бордюры – монохромные полосы нейтральных оттенков. В качестве характерного примера можно привести 64 шпалеры из серии «Анжерский апокалипсис», каждая из которых обрамлена полосами золотистого бордюра.

Полосы эти, выполненные из более простого материала, с одной стороны, придавали коврам аккуратный законченный вид, а с другой позволяли подвешивать за них шпалеры на металлические крюки, не повреждая основного изображения.

Конь713
Шпалера «Конь белый» из серии «Анжерский апокалипсис»
1373-1381 годы
Анжерский замок, Анже

Клюни714
Французская шпалера начала XVI века из музея Клюни (Париж)

Другая шпалера, из музея Клюни (Париж), подвешена за бордюр на металлическом стержне с окончаниями в виде стилизованных геральдических лилий. Есть еще один способ развески – за бордюр на прибитые к стене деревянные рейки. При этом крепления оказываются скрытыми за обратной стороной шпалер.


Музей715
В музее Международного института антиквариата
применяется скрытый способ развески за бордюр на деревянных рейках


Хелен Черчилль Кэнди упоминает в своей книге, что в первой четверти XX века шпалеры экспонировались даже под стеклом как станковая живопись [1, с. 202]. А в период Средневековья они путешествовали вместе со своими владельцами, постоянно меняя местонахождение. Во времена рыцарства владение шпалерами было исключительно мужской привилегией. Их снимали с холодных стен замков и возили с собой в походы, иногда используя как палатку для ночёвки под открытым небом. Чаще всего они находились собранными в рулон, перевязанными веревками или подвешенными на острые металлические крюки. Понятно, что при таком отношении шпалеры быстро изнашивались. В наилучшем состоянии до наших дней дошли шпалеры религиозного содержания, находившиеся неотлучно в монастырях. Впервые бордюры с декоративным оформлением появились на шпалерах в XV веке. Они были украшены симметричными, плотно скомпонованными цветочными гирляндами. С тех пор цветы стали самым популярным элементом декора для шпалерных бордюров. Образ цветка «перекочевал» на бордюры из мильфлёров (фр. «тысяча цветов») – разновидность шпалер с однотонным фоном, усеянным листьями и цветами. Вероятно, мильфлёры возникли под влиянием религиозного обычая, бытовавшего во Франции, когда маршрут процессии в честь Праздника Тела и Крови Христовых выстилался тканями с прикрепленными к ним живыми цветами. Для фонов мильфлёров выбирали определенный цвет: красный, зеленый, темно-синий, желтый и белый. Цветы (розы, тюльпаны, гвоздики, гладиолусы, лилии, фиалки, ирисы, ландыши и др.), с разной степенью стилизованности, располагались на шпалерах плотно или же, напротив, разрежались. Сегодня мильфлёры, тем более с сохранившимися бордюрами, большая редкость. Бордюры, за которые их подвешивали, быстро ветшали и их просто срезали. Уцелел бордюр шпалеры из Брюгге с гербом Зальцбургского архиепископства, созданной около 1519 года. Здесь в центре бордюра выткан маскарон «Океана» или «Зеленый человек» – гротесковый орнаментальный мотив эпохи Возрождения в виде мужской головы с бородой, напоминающей листья аканта. Его прототипом является голова бога Океана, которого часто изображали в античных мозаиках.


Герб716
Шпалера (мильфлёра) с гербом Зальцбургского архиепископства
Около 1519 года, Брюгге
Музей Зальцбурга


Для того чтобы цветы на бордюрах и в основном изображении мильфлёров не сливались в единый пёстрый рисунок, они отделялись друг от друга со всех сторон одной или парой полос в 2-3 сантиметра шириной. Обычно для них избирался насыщенный бордовый, синий или золотистый цвет. В последующие века эти полосы продолжали использоваться для разграничения уже сюжетных композиций и бордюров.

0776
Шпалера «Альтамор перед Готфридом Бульонским»
Франция, Обюссон, конец XVII века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество, 280×225 см
БСИИ ASG, инв. №05-0776

0776_1
Фрагмент с двумя разграничительными полосами на шпалере
«Альтамор перед Готфридом Бульонским»
БСИИ ASG, инв. №05-0776

Постепенно бордюры становились все шире и шире, и к эпохе Возрождения их ширина и обилие декора достигли своего апогея. В цветочные гирлянды ткачи стали «вплетать» изображения фруктов и ягод. Причем в их изображении не стоит искать какого-то религиозного (сакрального) подтекста. Это дары природы, добытые простым и честным трудом. Зачастую гирлянды эти туго перевязывались серпантином лент, позволяя глазам зрителей с интересом следить за их сплетениями.

В Большое собрание изящных искусств ASG на сегодняшний день входит коллекция из двадцати восьми европейских шпалер. Хронологически она охватывает XVI-XIX века. Здесь хранятся фламандские и французские шпалеры. Среди них по характерным бордюрам, особенностям построения композиции, передаче деталей и цветовой палитре были выявлены изделия мастерских Обюссона, Бове, Брюсселя и Ауденарде. Однако не у всех шпалер собрания ASG сохранились бордюры. У двенадцати шпалер бордюры были срезаны по причине их обветшания или же в результате желания их владельцев придать коврам меньший размер в соответствии с масштабами тех помещений, в которых они располагались. По этой же причине иногда срезался только один бордюр. В некоторых случаях на место срезанного пришивался «неродной» бордюр, оставшийся от другой шпалеры. Так, например, у брюссельской шпалеры середины XVII века из собрания ASG на сюжет «Пир Клеопатры» нижний бордюр является «неродным», хотя и изготовленным в том же столетии. Он был срезан с какой-то не известной нам шпалеры и затем пришит к нашей (хорошо виден шов встык). В данном конкретном случае бордюр подобран довольно органично: здесь так же присутствует цветочный рисунок и медальон в центре, как, собственно, на боковых и верхнем бордюрах шпалеры. Но рисунок и цветовая палитра его всё же иные. Интересно, что бордюр оказался пришитым в перевёрнутом виде (это особенно заметно по медальону с пейзажем в его центральной части), поскольку изначально изготавливался как верхний, а не нижний шпалерный бордюр.


0782
Шпалера «Пир Клеопатры»
Фландрия, Брюссель (?), середина XVII века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 5 нитей основы на 1 см
310×330 см
БСИИ ASG, инв. №05-0782


0782_1
Фрагмент с пришитым нижним бордюром на шпалере «Пир Клеопатры»
БСИИ ASG, инв. №05-0782

0782_2
Фрагмент пришитого нижнего бордюра с перевёрнутым
медальоном на шпалере «Пир Клеопатры»
БСИИ ASG, инв. №05-0782

Продолжая тему цветочных бордюров следует отметить, что их решение у французских и фламандских образцов принципиально разное. Поскольку основу коллекции шпалер Большого собрания изящных искусств ASG составляют французские, а именно обюссонские, и фламандские ковры XVII века, то на их примере мы и рассмотрим эти различия. Историю безворсового ковроткачества и особенности образного решения шпалер Обюссона и Фландрии мы уже освещали ранее в статье «От «Золотого века» до упадка», а потому здесь мы исследуем только бордюры из собрания ASG, а также их аналоги, изготовленные в данных регионах.

Для цветочных бордюров шпалер Обюссона XVII столетия классическим решением является гирлянда из бутонов, стеблей и листьев нескольких видов цветов, при этом их набор всегда стандартен. Из раза в раз ткачи Обюссона повторяли изображения роз, гвоздик, орхидей, клематисов, тюльпанов, нарциссов, цикламенов, георгинов, незабудок и примул. В ранних образцах XVII века эти цветы изображались плоскостно, наподобие цветов из гербария, засушенных между книжных страниц, однако же масштаб их всё-таки приближался к реальному, природному. Они симметрично, с минимальными изменениями, чередуются, зеркально повторяясь: пара боковых бордюров являются отражением друг друга, а нижний воспроизводит верхний. Яркий пример из собрания ASG – шпалера «Альтамор перед Готфридом Бульонским». Здесь все вышеперечисленные цветы переплетены золотистой лентой.

Аналогичные изображения цветов, вытканных в тех же ракурсах, можно встретить на обюссонских шпалерах XVII-XVIII веков из Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). Некоторые образцы эрмитажного собрания представлены в книге «Французские шпалеры конца XV-XX века в собрании Эрмитажа». Её автором является выдающийся советский искусствовед, заведующая сектором западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа – Нина Юрьевна Бирюкова (1922- 2013). Она автор целого ряда научных трудов по декоративно-прикладному искусству: «Западноевропейское кружево в собрании Эрмитажа» (1959 г.), «Французская фарфоровая пластика XVIII века» (1962 г.), «Западноевропейские шпалеры в Эрмитаже» (1965 г., на русском и немецком языках), «Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII веков» (1972 г.), «Западноевропейские набивные ткани XVI-XVIII веков» (1973 г.), «Государственный Эрмитаж. Прикладное искусство» (с соавторами, 1978 г., на русском и японском языках) и др. Книга «Французские шпалеры конца XV-XX века в собрании Эрмитажа» из библиотеки Международного института антиквариата вышла в 1974 году в издательстве «Аврора» (Ленинград). По сей день она является в нашей стране фундаментальным и непревзойденным по глубине изучения трудом на тему европейского безворсового ковроткачества.


Нина717
Нина Юрьевна Бирюкова
«Французские шпалеры конца XV-XX века в собрании Эрмитажа»
1974 год


По сути, книга Нины Бирюковой – это каталог коллекции французских шпалер XV-XX веков из собрания Эрмитажа. Она начинается со вступительной статьи на русском и французском языках, в которой речь идет о становлении искусства шпалерного производства по Франции и её самых именитых мануфактурах. Далее следуют каталожные описания шпалер в соответствии с хронологией и местом их создания. Заканчивается книга списком сокращений, иллюстраций, а также факсимиле марок мануфактур, подписей ткачей и картоньеров (мастеров, отвечавших за увеличенную до размеров будущей шпалеры версию эскиза художника) XVII-XVIII веков.

Издание Бирюковой изобилует репродукциями шпалер и их фрагментов, но практически все они черно-белые, что не позволяет составить впечатление о колористическом решении изделий. Но именно эти репродукции мы будем использовать в качестве иллюстрации аналогий между шпалерными бордюрами Обюссона из собрания ASG и Государственного Эрмитажа.

Четыре самых растиражированных цветка Обюссона – розу, тюльпан, гвоздику и незабудку – можно увидеть сразу на нескольких шпалерных бордюрах, причем в одних и тех же ракурсах. На бордюре эрмитажной шпалеры «Мальчик, срезающий сухие ветки» из Обюссона или Феллетена вытканы розы, чьи крупные бутоны одинаково повёрнуты вправо и слегка опущены вниз. Для их рисунка свойственна темная сердцевина, образованная лепестками. Такие же розы присутствуют на бордюре шпалеры «Альтамор перед Готфридом Бульонским» из собрания ASG.


15414
Шпалера «Мальчик, срезающий сухие ветки»
Франция, Обюссон или Феллетен, начало XVIII века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
6 нитей основы на 1 см
290×188 см
Инв. №Т-15414


15414_1
Фрагмент бордюра с изображением розы
на шпалере «Мальчик, срезающий сухие ветки»
Инв. №Т-15414

0776_2
Фрагмент бордюра с изображением розы
на шпалере «Альтамор перед Готфридом Бульонским»
БСИИ ASG, инв. №05-0776

Те же розы представлены и на шпалере Обюссона конца XVII века «Аллегория наслаждения» из собрания ASG. В центре правого её бордюра выткана роза, а ниже гвоздика с бахромчатыми лепестками. Гвоздика эта, как и в природе, имеет пять лепестков, что лишний раз характеризует ткачей по шпалерным бордюрам, как мастеров, глубоко изучивших вопросы ботаники. Гвоздика в таком же положении (в лёгком повороте влево) изображена в центре левого бордюра на шпалере Эрмитажа второй половины XVII века из Обюссона или Феллетена с тремя женскими фигурами.

1095
Шпалера «Аллегория наслаждения»
Франция, Обюссон, конец XVII века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
5-6 нитей основы на 1 см
279×340 см
БСИИ ASG, инв. №05-1095

15416
Шпалера с изображением трёх женских фигур
Франция, Обюссон или Феллетен, вторая половина XVII века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
4-6 нитей основы на 1 см
265×333 см
Инв. №Т-15416

1095_1
Фрагмент бордюра с изображением розы и гвоздики
на шпалере «Аллегория наслаждения»
БСИИ ASG, инв. №05-1095

15416_1
Фрагмент бордюра с изображением гвоздики
на шпалере с тремя женскими фигурами
Инв. №Т-15416




публикуется в сокращении

Алина БУЛГАКОВА

Источник:

  1. Churchill Candee, H. The tapestry book. –New York: Tudor publishing Co, 1935. – 275 p.
Поделиться: