decor
Следите за нашими новостями

Жозеф-Мари Вьен – от первого королевского живописца к графу и сенатору Империи

03.11.2016

В 2016 году исполнилось триста лет со дня рождения французского художника Жана-Мари Вьена (1716-1809) – основателя неоклассицизма во французской живописи, развивать который предстояло его ученикам, в числе которых сам Жак-Луи Давид. В Большом собрании изящных искусств имеется бюро XIX века, украшенное плакеткой, воспроизводящей композицию одной из самых известных картин Вьена.

Вьен
Жозеф Дюплесси (1725-1802)
Портрет Жозефа Мари Вьена (1784)

Вьен – французский исторический живописец и портретист – обучался искусству в Монпелье, а в возрасте 25 лет перебрался в Париж, где в течение двух лет занимался под руководством Натуара – крупнейшего французского живописца, декоратора и графика эпохи рококо, друга Франсуа Буше. Одновременно посещал классы Королевской академии живописи и скульптуры, что дало ему возможность получить так называемую Римскую премию – право продолжения художественного образования в Риме за счет Академии.

С 1744 года в течение пяти лет Вьен обучался в столице Италии, где занимался копированием образцов античного искусства, одновременно создавая и свои произведения. После возвращения в Париж жил и работал как свободный художник, преподавал и в 1750 году открыл собственную школу живописи. Достаточно скоро Вьен становится сопричастен Академии и в 1754 году за картину «Дедал и Икар» (Лувр) получает звание действительного члена Королевской академии живописи и скульптуры, а затем и профессора.

Дедал
Жан-Мари Вьен
Дедал и Икар (Лувр)

С этого времени его имя стало пользоваться громкой известностью не только во Франции, но и в других странах Европы. С 1775 года Вьен последовательно занимал пост директора Французской академии в Риме, был утвержден в качестве ректора Парижской академии, в 1789 году был назначен Главным придворным художником короля Людовика XVI.

В начальный период Великой французской революции Вьен, к счастью для себя и своей семьи, оставался малозаметным художником, однако с приходом к власти Наполеона I оказался в центре внимания первого консула. С восшествием на императорский престол Франции (в 1804 году) Наполеон сделал Вьена сенатором и графом Империи, пожаловал его в командоры ордена почетного легиона.

В истории живописи Вьен занимает весьма видное место как основатель строгого академического стиля после господствовавшего во французской школе маньеризма. Правдивость и простота композиции, правильность рисунка, внимательное отношение к натуре, соединенное с исканием в ней благородных форм, и теплый прозрачный колорит составляют отличительные качества его произведений, встречающихся преимущественно в музеях и церквах Франции.

Продавщица
Жан-Мари Вьен
Продавщица амуров (1763)
Холст, масло. 98х122 см
Национальный музей, Фонтенбло

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится бюро со скошенной крышкой XIX века, декорированное вставками слоновой кости, среди которых центральное место занимает плакетка (12×20 см) с изображением композиции «Продавщица амуров».

2369

Кость

Бюро со скошенной крышкой
Франция, XIX в.
Шпон черного дерева, точение; слоновая кость, инкрустация
110×95,5×47,5 см
БСИИ ASG, инв. №15-2369


Данный сюжет был воплощен на одной из фресок Геркуланума – города, погибшего в 79 году н.э. во время извержения Везувия вместе с Помпеями. Одним из первых воспроизвел этот сюжет гравёр Карло Нолли, поместивший повторение античной фрески в двухтомном собрании гравюр под названием «Сборник античных древностей Геркуланума» в 1762 году. Сама фреска ныне хранится в музее Неаполя (Каподимонте).

Фреска
Фреска «Продавщица амуров»
II в. до н.э.
Национальный археологический музей, Неаполь

Карло
Карло Нолли
Гравюра по фреске «Продавщица амуров»
Франция, 1762 г.
«Древности Геркуланума», том II, стр. 41

Год спустя эту фреску повторил и Жозеф-Мари Вьен. Свою картину он написал по заказу графа Келюса. Затем картина меняла хозяев до тех пор, пока не попала в Фонтенбло, где и находится ныне. Все работы любимца Наполеона I Вьена были весьма популярны и повторялись как живописцами, так и гравёрами.

Декоративная композиция из собрания ASG сделана по графической копии работы Вьена. То, что именно это полотно было источником копирования, а не гравюра Карло Нолли, подтверждает тот факт, что на заднем плане на плакетке изображены пилястры и курильница между ними, которых нет на гравюре Нолли. Другим подтверждением служит того, что изображение было исполнено с гравюры, повторившей работу Вьена, выступает факт ее зеркальности – характерный для графических воспроизведений живописных картин. Зеркальность композиции была продиктована удобством копирования.

Алина БУЛГАКОВА
Светлана БОРОДИНА

Источники:
smallbay.ru
int-ant.ru
livejournal.com
wikipedia.org

Поделиться: