Жозеф-Мари Вьен – от первого королевского живописца к графу и сенатору Империи
В 2016 году исполнилось триста лет со дня рождения французского художника Жана-Мари Вьена (1716-1809) – основателя неоклассицизма во французской живописи, развивать который предстояло его ученикам, в числе которых сам Жак-Луи Давид. В Большом собрании изящных искусств имеется бюро XIX века, украшенное плакеткой, воспроизводящей композицию одной из самых известных картин Вьена.
Жозеф Дюплесси (1725-1802)
Портрет Жозефа Мари Вьена (1784)
Вьен – французский исторический живописец и портретист – обучался искусству в Монпелье, а в возрасте 25 лет перебрался в Париж, где в течение двух лет занимался под руководством Натуара – крупнейшего французского живописца, декоратора и графика эпохи рококо, друга Франсуа Буше. Одновременно посещал классы Королевской академии живописи и скульптуры, что дало ему возможность получить так называемую Римскую премию – право продолжения художественного образования в Риме за счет Академии.
С 1744 года в течение пяти лет Вьен обучался в столице Италии, где занимался копированием образцов античного искусства, одновременно создавая и свои произведения. После возвращения в Париж жил и работал как свободный художник, преподавал и в 1750 году открыл собственную школу живописи. Достаточно скоро Вьен становится сопричастен Академии и в 1754 году за картину «Дедал и Икар» (Лувр) получает звание действительного члена Королевской академии живописи и скульптуры, а затем и профессора.
Жан-Мари Вьен
Дедал и Икар (Лувр)
С этого времени его имя стало пользоваться громкой известностью не только во Франции, но и в других странах Европы. С 1775 года Вьен последовательно занимал пост директора Французской академии в Риме, был утвержден в качестве ректора Парижской академии, в 1789 году был назначен Главным придворным художником короля Людовика XVI.
В начальный период Великой французской революции Вьен, к счастью для себя и своей семьи, оставался малозаметным художником, однако с приходом к власти Наполеона I оказался в центре внимания первого консула. С восшествием на императорский престол Франции (в 1804 году) Наполеон сделал Вьена сенатором и графом Империи, пожаловал его в командоры ордена почетного легиона.
В истории живописи Вьен занимает весьма видное место как основатель строгого академического стиля после господствовавшего во французской школе маньеризма. Правдивость и простота композиции, правильность рисунка, внимательное отношение к натуре, соединенное с исканием в ней благородных форм, и теплый прозрачный колорит составляют отличительные качества его произведений, встречающихся преимущественно в музеях и церквах Франции.
Жан-Мари Вьен
Продавщица амуров (1763)
Холст, масло. 98х122 см
Национальный музей, Фонтенбло
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится бюро со скошенной крышкой XIX века, декорированное вставками слоновой кости, среди которых центральное место занимает плакетка (12×20 см) с изображением композиции «Продавщица амуров».
|
|
Франция, XIX в.
Шпон черного дерева, точение; слоновая кость, инкрустация
110×95,5×47,5 см
БСИИ ASG, инв. №15-2369
Данный сюжет был воплощен на одной из фресок Геркуланума – города, погибшего в 79 году н.э. во время извержения Везувия вместе с Помпеями. Одним из первых воспроизвел этот сюжет гравёр Карло Нолли, поместивший повторение античной фрески в двухтомном собрании гравюр под названием «Сборник античных древностей Геркуланума» в 1762 году. Сама фреска ныне хранится в музее Неаполя (Каподимонте).
|
|
Год спустя эту фреску повторил и Жозеф-Мари Вьен. Свою картину он написал по заказу графа Келюса. Затем картина меняла хозяев до тех пор, пока не попала в Фонтенбло, где и находится ныне. Все работы любимца Наполеона I Вьена были весьма популярны и повторялись как живописцами, так и гравёрами.
Декоративная композиция из собрания ASG сделана по графической копии работы Вьена. То, что именно это полотно было источником копирования, а не гравюра Карло Нолли, подтверждает тот факт, что на заднем плане на плакетке изображены пилястры и курильница между ними, которых нет на гравюре Нолли. Другим подтверждением служит того, что изображение было исполнено с гравюры, повторившей работу Вьена, выступает факт ее зеркальности – характерный для графических воспроизведений живописных картин. Зеркальность композиции была продиктована удобством копирования.
Алина БУЛГАКОВА
Светлана БОРОДИНА
Источники:
smallbay.ru
int-ant.ru
livejournal.com
wikipedia.org