decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Казанцы приобщились к миру искусства Зинаиды Серебряковой

03.07.2015

Картины Зинаиды Серебряковой удивительно теплые, проникнутые какой-то особенной атмосферой добра, света и жизненного уюта. В эти дни завершается выставка работ Зинаиды Серебряковой из собрания Государственного Русского музея в Государственном музее изобразительных искусств РТ. Эта экспозиция впервые знакомит татарстанцев с различными периодами творчества этой удивительной художницы.

1974452.JPG
Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1911.

Встречает посетителей «очерк творчества на фоне событий жизни» Зинаиды Серебряковой, подготовленный сотрудниками ГМИИ РТ. Представлены копии фотографий, выдержек из дневников, писем, дающие возможность окунуться в эпоху, почувствовать время, в котором жила художница, увидеть лица ее родных и ее окружения, услышать и прочувствовать ее мысли, ее боль, ее переживания.

Одна часть жизни выдающейся художницы связана с родовым имением «Нескучное» под Харьковом, вторая часть - с романтичным Парижем, третья - с загадочным Марокко. Париж, Марокко… звучит красиво, для тех, кто не знает историю жизни Зинаиды Серебряковой.

Судьба художницы из творческой семьи Бенуа – Лансере была непростой. Ее отцом был знаменитый скульптор Евгений Лансере, а матерью – сестра художника Александра Бенуа, дед – Николай Бенуа, который говорил, что в их семье все дети рождаются с карандашом в руках.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа отца Зинаиды Серебряковой русского скульптора – анималиста Евгения Лансере «Пастух», созданная им в 1870-е годы.

1974452.JPG
Евгений Лансере. "Пастух". Патинированная бронза, 1870-е гг. БСИИ ASG. Инв. № 09-0337

Удивительно, но у Зинаиды Серебряковой не было художественного образования, только тесное общение с художниками объединения «Мир искусства» и семейная традиция привели к тому, что у Серебряковой просто не было другого пути, кроме как стать художником.

Самый известный ее автопортрет «За туалетом» сразу попал в шедевры русского искусства. Картина молодой девушки без специального художественного образования впервые оказалась на выставке в 1910 году.

«Мой муж был в командировке для исследования северной области Сибири, в тайге... Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь...», - говорила Зинаида Серебрякова.

1974452.JPG
Зинаида Серебрякова. "За туалетом" (1909)

На выставке в Казани в одном из залов музея можно сделать селфи в зеркале туалетного столика и почувствовать себя девушкой со знаменитого автопортрета Зинаиды Серебряковой. На столике расставлены скляночки-баночки, передающие атмосферу картины.

1974452.JPG
Туалетный столик с выставки Зинаиды Серебряковой в ГМ ИЗО в Казани

1974452.JPG
Предметы на туалетном столике с выставки Зинаиды Серебряковой в ГМ ИЗО в Казани

Кстати, в Большом собрании изящных искусств ASG тоже есть замечательные образцы туалетных столиков. Вот, например, туалетный столик второй половины XIX века в стиле эпохи Людовика XVI с цветочным орнаментом, интересной архитектурной формы с пятью ящиками.

1974452.JPG
Туалетный столик. Вторая половина XIX в. БСИИ ASG Инв. № 22-0186

Или туалетный столик работы голландских мастеров с полуклуглым зеркалом из ореха с инкрустацией в виде цветов. Три выдвижных ящика по окружности, на четырех изогнутых ножках. Так и рисуется в воображении картина – дама XIX века не спеша подходит утром к нему и принимается за утренний туалет…

1974452.JPG
Туалетный столик. XIX век. БСИИ ASG Инв. № 22-2079

Есть и похожий как на картине подсвечник в Большом собрании изящных искусств ASG.

1974452.JPG
Подсвечник (2 шт.) XX век. БСИИ ASG Инв. № 15-0225

Картина «За завтраком» (1914), на которой изображены дети художницы — восьмилетний Женя, в задумчивости сидящий у дальнего края стола, семилетний Шура, повернувшийся к зрителю, и Таня, которой скоро исполнится три года, наполнена ощущением чистоты, мира и спокойствия, которое царило в этой семье. Стол покрыт белоснежной скатертью, на нём стоит фарфоровая супница, и показаны руки бабушки, разливающей суп по тарелкам.

1974452.JPG
Зинаида Серебрякова. "За завтраком" (1914)

К истории усадебного быта в последнее время интерес особенный. В России появились активисты, желающие привлечь внимание общественности к погибающим усадьбам. Существует программа губернатора Московской области «Усадьбы Подмосковья», в которой самое деятельное участие принимает компания ASG, реставрирующая сейчас несколько усадеб. Стоит сказать, что работы на первом проекте – усадьбе Аигиных – совсем скоро будут завершены, и в усадьбе вновь появятся люди, закипит жизнь. В усадьбе Аигиных восстановлены исторические интерьеры. Мебель в главный дом была привезена из Большого собрания изящных искусств ASG. Возможно, что и художников усадьба Аигиных вдохновит на творчество, как и имение «Нескучное» в свое время вдохновляло Зинаиду Серебрякову на рисование пейзажей, членов семьи, крестьян. На выставке можно увидеть картины «Уборка хлеба. Жатва», «Крестьяне», этюды к знаменитому полотну «Беление холста».

Особо стоит отметить, что Зинаида Серебрякова любила рисовать членов своей семьи. А у всех других людей, которых писала Серебрякова, было «единое лицо», как его назвал искусствовед Сергей Эрнст. Это лицо, в котором соединились ее собственные черты, вроде миндалевидных глаз, и черты ее детей и родственников. Даже когда Серебрякова писала заказные портреты, она все равно придавала лицам заказчиков сходство со своей семьей.

Жизнь художницы оказалась полна испытаниями. Она уехала из России в 1924 году. После революции ее родное имение «Нескучное», где художница родилась и написала свои лучшие работы, было разорено, а в 1919 году умер от тифа ее муж, Борис Серебряков. Она с четырьмя детьми и матерью переехала в Петербург, а в 1924 году по совету своего дяди Александра Бенуа уехала в Париж в надежде на заказные работы. Заказы не шли, Серебряковой было тяжело одновременно работать и вести хозяйство. Семья, желая поправить ее почти бедственное положение, отправила в Париж сына Александра, а потом и дочь Екатерину — для моральной и физической поддержки. Екатерина приехала в Париж в конце 1928 года и жила с матерью во Франции. Зинаида, Екатерина и Александр так и не вернулись в Россию, хотя изначально поездка планировалась как временная. Дети Серебряковой, выросшие в СССР, смогли увидеться с матерью только в начале 60-х годов, уже незадолго до ее смерти. Они тоже были художниками: Евгений — архитектором и реставратором, Татьяна — театральным художником.

1974452.JPG
Зинаида Серебрякова. "Коллиур. Катя на террасе" (1930)

Самым успешным в творчестве Серебряковой после отъезда из России можно считать марокканский период. Она два раза посещала Марокко — в 1928–1929-м, а затем в 1932 году. Это были счастливые поездки, во время которых художница могла отвлечься от необходимости постоянно искать заработок и посвящала все свое время работе с незнакомой натурой. Солнце, новые яркие краски, экзотический мир и необычные лица приводили ее, очевидно, в радостное возбуждение. На выставке в Казани представлены несколько работ этого периода. От лиц марокканцев невозможно оторвать взгляд, настолько живо они изображены.

1974452.JPG
На выставке Зинаиды Серебряковой в Казани

Духовное «возвращение» на родину состоялось лишь в конце жизни художницы, в 1966 году, когда в СССР – Москве, Ленинграде и Киеве - прошли ее персональные выставки, ставшие триумфальными и заслуженно вернувшими имя прекрасного художника в историю искусства страны.

Зинаида Серебрякова оказалась первым в России художником, возродившим традицию изображения прекрасного женского тела в его живой прелести. Эту тему художница разрабатывала, когда создавала панно для Казанского вокзала в Москве (для участия в проекте Зинаиду Серебрякову пригласил ее дядя, А.Н. Бенуа, но проект остался нереализованным из-за революционных событий 1917 года). На выставке также представлены работы, созданные в Петрограде, в которых Зинаида Серебрякова открыла для себя новую тему – балет («Балетная уборная балет «Лебединое озеро», «Портрет балерины Е.Н. Гейденрейх в красном» и др.).

Парижский период творчества Зинаиды Серебряковой долгое время оставался малоизвестным, в советское время имя художницы замалчивалось, но этот период был временем надежд на возвращение, на встречу с детьми. Уезжая, она думала, что покидает родину на несколько месяцев. Оказалось – навсегда. Но, даже находясь вдали от родины, в Париже, Зинаида Серебрякова продолжала развивать те же любимые темы: она пишет бретонских рыбаков и торговок («Старый рыбак»), восточных женщин («Марокканка в белом»), марокканских детей («Негритянские дети»). Творчество Зинаиды Серебряковой – это целый мир, мир светлый, напоенный красками и цветом. При этом нельзя говорить об идеализме художницы: она видит и тревоги, и беды этого мира. Но чистая радость живописного мастерства была столь велика в ней, что она преображала весь ее собственный трудный жизненный путь.

1974452.JPG
Посетители выставки Зинаиды Серебряковой в ГМ ИЗО в Казани

Ученый секретарь ГМ ИЗО РТ Ольга ХАБРИЕВА рассказала, что с Русским музеем контакты налажены уже давно.

- При музее ИЗО существует Ресурсный центр творческого развития детей и подростков, который работает по программам, разработанным Русским музеем. Проводятся консультации для педагогов, музейных сотрудников, причем в Казань приезжают специалисты Русского музея. Сейчас появилась традиция проведения выставок. Первая была в 2014 году, в Казань привезли картины Николая Рериха, сейчас проходит выставка работ Зинаиды Серебряковой, а осенью планируется новая выставка - «Приглашение к обеду», на которой будет представлено все, что связано с культурой трапезы, с едой. В том числе планируется привезти и известную картину Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем». Будут инсталляции, какие-то кулинарные рецепты.

Есть и одна приятная новость – между двумя музеями подписано соглашение о том, что в Казани будет открыт филиал Русского музея. Это будут не только выставки, но и другая культурно-просветительская деятельность.

Алина ЕРШОВА

Интернет-источники:
vozduh.afisha.ru
ru.wikipedia.org
ru.wikipedia.org

Поделиться: