decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Похищение Орифии Бореем: Рубенс, Джордано, Буше

31.10.2018

В изобразительном искусстве XVI-XVIII веков популярным был сюжет о Борее, похитившем дочь царя Афин Орифию. К этому сюжету в разные периоды обращались многие художники: Аннибале Карраччи, Рубенс, Шарль Лебрен и Франсуа Буше. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется картина на этот сюжет круга Луки Джордано, сочетающая в себе традиции зрелого барокко и зачатки рококо.

Борей – сын бога звездного неба и богини утренней зари, то есть бог по происхождению, северный ветер, у древних греков – персонификация Зимы. Попросив руки понравившейся ему Орифии и получив отказ, он унес ее против желания к себе во Фракию, чтобы насильно сделать своей женой. Эта история подробно рассказана Овидием в шестой книге «Метаморфозы» (с. 702-710):

...и раскинул
Мощные крылья свои, и их леденящие взмахи
Землю овеяли всю, взбушевалось пространное море.
Вот, по вершинам влача покрывало из пыли, метет он
Почву; мраком покрыт, приведенную в ужас и трепет,
Темными крыльями он Орифию свою обнимает.
Так он летел, и сильней от движенья огонь разгорался.
И лишь тогда задержал он ристанья воздушного вожжи,
Как до твердынь, где киконы живут, долетел похититель...

Борей чаще всего изображается пожилым, если не старым, могучим мужчиной с седыми косматыми волосами и крыльями. К этому сюжету в разные периоды обращались Аннибале Карраччи, Рубенс, Лука Джордано, Шарль Лебрен и Франсуа Буше.


Рубенс330
Рубенс, П.-П.
Борей, похищающий Орифию (около 1615)
Холст, масло, 146х140 см
Академия искусств, Вена


В центре композиции Рубенс изобразил огромного бога ветра, несущего по воздуху прекрасную нимфу. Произведение вкомпоновано в довольно строгий квадрат и кроме Борея и Орифии включает четырех амуров, играющих в снежки. Рубенс трактует пространство в соответствии с традициями раннего барокко: массивные тяжелые фигуры заполняют всю плоскость картины, а там, где их не хватает, на помощь приходят амуры. Только левый нижний угол остается относительно свободным, чтобы визуально подкрепить легкость полета, что требуется для сюжета.

У Буше, напротив, только середина и левый нижний край картины заняты фигурами. Мастер декоративного французского рококо оставляет вокруг центральных персонажей, нимф и амуров столько свободного пространства, сколько возможно для сохранения целостности композиции. В результате он достигает гораздо более легкого и воздушного впечатления, чем это удалось Рубенсу, композиция которого очень выразительна, но не совсем раскрывает тему, поскольку это уже не полет, а борьба.


Буше331
Франсуа Буше
Борей похищает Орифию (1769)
Холст, масло, 273х205 см


Воздушная стихия у Буше кажется намного более свободной, несмотря на то, что амуров здесь больше, чем у Рубенса: шесть вместо четырех. Но они так искусно вписаны Буше в воздушный вихрь, закрутившийся вокруг Борея и Орифии, что воспринимаются его органичной частью, словно бы и не заполняя плоскость холста.

Элегантная легкость расположения и чувство меры выдают влияние тонкой декоративной манеры, утвердившейся в изобразительном искусстве XVIII века. Летящие амуры и движения фигур Борея и Орифии ясно показывают, что они, не имея опоры, парят в воздухе. Но сам полет выражен Буше не достаточно четко: Орифия не умеет летать, поэтому увлечь ее за собой, держа за складку легкого плаща, невозможно.

То же можно сказать и о картине Рубенса, Борей схватил нимфу не так, чтобы можно было поверить их полету: позы и компоновка фигур свидетельствуют о том, что похититель борется с тяжелым грузом, сопротивление Орифии слишком явно. Изображенная в манере Рубенса небывало могучей, нимфа отчаянно откидывается назад, что на первый план выводит сопротивление, а не полет. Но благодаря данному решению Рубенс достигает такой компактности композиции, которая требовалась для заполнения всей плоскости картины, что являлось обязательным для того времени.

В трактовке раннего барокко сюжет Борея и Орифии драматический, а Буше дает иную интерпретацию. У него Борей не бросается сверху на жертву, как коршун, а поднимает Орифию ввысь. Она словно покоится на амурах, сопротивление ее сломлено, простирая руки к сестрам, Орифия прощается с ними, ее прекрасное бледное лицо безмерно печально.

Орифия Рубенса также вскидывает правую руку словно в прощальном жесте, но это использовано автором, чтобы рука и свешивающиеся с нее складки плаща заполнили правый верхний угол картины. А у Буше раскинутые обнаженные руки Орифии подчеркивают безграничность пространства. На место сжатой трактовки масс в духе конца XVI века приходит ослабление и изысканность контуров периода рококо. Если у Рубенса все самое интересное происходит в центре картины, то у Буше оно распределено между группой нимф, центральными персонажами и устремившимися вверх амурами, которых словно втягивает в себя воронка бесконечного неба… Композиция как нельзя лучше служит впечатлению полета, что и требуется по сюжету.

Этому также соответствует и образ Борея, от которого требуется только одно – унести Орифию ввысь. Буше, в отличие от Рубенса, не наделяет его ни героичностью, ни какими-либо индивидуальными чертами. Он превратился в аллегорическую, даже декоративную фигуру, поэтому интерпретация сюжета Буше более прогрессивна, хотя художественно менее ценна.

Рубенс пишет Орифию практически обнаженной, что не является проявлением эротизма, его время предпочитало такую, близкую к античности трактовку тела. А вот Орифия у Буше, складки одежды которой в полете сбились, демонстрирует нам ноги и грудь, что вызывало у зрителей XVIII века чувственное наслаждение. Эротическая тенденция рококо противопоставляется серьезности барокко.

В большом собрании изящных искусств имеется картина «Борей, похищающий Орифию» круга неаполитанского мастера Луки Джордано (1634-1705) – по прозвищу Лука Фа-Престо за скорость, с которой он работал. Художник родился 18 октября 1632 года в Неаполе; в течение девяти лет учился у Хосе де Риберы, в родном городе, а потом занимался в Риме под руководством Пьетро да Кортоны и завершил своё образование копированием работ Рафаэля и Микеланджело.

Джордано часто упрекают, что при своем значительном таланте, развитом чувстве красоты и богатом воображении он нередко злоупотреблял своими задатками и приносил их в жертву технике, главным достоинством которой считал скорость письма. Его обширное наследие включает как прекрасные по замыслу и исполнению работы, так и небрежные, и откровенно слабые. Произведение из БСИИ не принадлежит к числу шедевров Джордано, хотя фигура Борея индивидуализирована и выписана убедительно: загорелый физически мощный и привлекательный мужчина бережно, но крепко обхватил понравившуюся ему женщину, унося ее в свою северную страну. Задрапированная в плащ цвета свинцово-серого неба, Орифия практически не сопротивляется, положив свою левую руку на предплечье Борея, ее лицо не выражает никаких эмоций.


2926
Джордано, Лука, круг
Борей, похищающий Орифию
Италия, XVIII в.
Холст, масло, 93,5×124 см
БСИИ ASG, инв. №04-2926


В контексте сказанного выше трактовка этой истории становится понятней. Родившись на полвека позже Рубенса и являясь автором собственной свободной манеры письма, Лука Джордано новаторски интерпретирует сюжет Борея и Орифии. Это еще не рококо, но уже и не зрелое барокко. Так же, как потом для Буше, для Джордано важнее рассказать историю, он внимательно всматривается в веками существовавший сюжет. Борей у Джордано – уже не грубый мощный похититель, равнодушный к чувствам своей жертвы. Крепко, но бережно он обхватил ее тело и не тащит к себе в далекую страну, а увлекает в полет. Образ Орифии так же решен в более прогрессивной манере, он не достиг еще чувственности периода рококо, но уже отошел от прямолинейности барокко. Открытые плечи и начало груди, гордая златовласая голова с прекрасным лицом отчасти оправдывают Борея, потерявшего голову от страсти.

Безусловно, произведение из БСИИ не имеет той художественной ценности, что картина Рубенса. Но оно заключает в себе зачатки более содержательной манеры повествования и является образцом перехода к принципиально новым образам, которые после переработки составили классику изобразительного искусства.



Светлана БОРОДИНА

Источники:

  1. Фолль К. Опыты сравнительного изучения картин.-М., 1916.-207 с.
  2. smallbay.ru

Поделиться: