decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Царство флоры на полотнах европейских художников

29.05.2015

В XVI - XVII веках в Европе возник небывалый интерес к цветам, которые стали культивироваться повсеместно. Началось стремительное развитие ботаники, стали появляться ботанические сады. Особенно привлекали европейцев экзотические сорта, которые начали активно завозиться с разных уголков планеты путешественниками. Аристократия и купечество Италии, Франции, Фландрии коллекционировали редкие сорта цветов, цена которых иногда равнялась стоимости драгоценных камней.

Конечно, это не могло не найти отражения в искусстве. Живой интерес к достижениям науки и к новым для европейцев сортам цветов явился стимулом к возникновению самого жанра цветочного натюрморта.

Аристократия хотела увековечить тот или иной сорт редкого цветка, поэтому к художникам часто поступали заказы на цветочные натюрморты. Вообще, цветы в европейской живописи XVII века пользовались особой популярность. Хотя функция их на полотнах редко несла в себе мифологический или религиозный смысл, а в основном была – декоративной.

Ботанические загадки с картин XVII века

Роза – один из наиболее часто изображаемых в живописи и в литературе цветов. Чтобы рассказать о розе, обо всех легендах и преданиях с ней связанных, понадобится много времени и как минимум страниц сто написанного текста, поэтому остановимся на веке XVII. Чуть раньше, начиная с XVI века, Голландия становится цветоводческим центром Европы. Именно здесь начинает зарождаться промышленное производство цветов, предназначенных не только для выращивания в садах, но и для создания букетов, бутоньерок, цветочных гирлянд. Эта тенденция отражается и в искусстве. Голландские художники часто в натюрмортах используют сюжет с пышными букетами цветов. И в это время роза преподносит еще один сюрприз-загадку. На натюрмортах мы можем видеть роскошные пышные розы, состоящие из сотни лепестков, за что они получают свое название – розы Центифолиа (Centifolia), дословно – «столистные». Это обилие лепестков породило и другое, более приземленное название – «капустная роза» (Cabbage Rose).

Появление этих роз кажется неслучайным, ведь они удивительным образом соответствуют стилю и моде той эпохи. Как органично сочетается обилие лепестков, туго заполняющих центр цветка, с многочисленными складками на модных в те времена воротниках («мельничные жернова»)! Возникает такое чувство, как будто их создавал один и тот же мастер. Многие специалисты считают, что этот сорт роз вывели голландские садоводы. В эти годы они уже занимались селекцией тюльпанов, гиацинтов, гвоздики, создавали новые сорта.

1974452.JPG
П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант. Ок. 1609 года

Но известно также, что еще Теофрастом была описана роза с сотней лепестков, названная им Центифолия. Позже Плиний повторил описание Теофраста и добавил, что выращивают эту розу в Италии и Македонии. Он также утверждал, что она растет и в природе. Возможно, что в Европу роза Центифолия попала из Древней Персии, где в свое время была выведена. А ее «природный ареал», располагающийся по границе Древней Персии, является не чем иным, как натурализовавшимися остатками селекции тех времен.

Розу Центифолию ассоциируют и со знаменитой розой Древнего Шираза и полагают, что она воспета в рубайях Омара Хайяма. Есть предположение, что из Азии ее привезли вначале в Англию, и знаменитая Роза Шекспира (“Provincial Rose”) – это роза столепестная. Но есть и другие исторические свидетельства прошлого – в гербариях тех времен эта роза подписана как R.damascena flore multiplici, the Great Holland Rose, Province Rose или R Hollandica s. Batava, the Great Holland Rose or Great Province, то есть «Великая голландская роза». Одним словом, распутывание истории возникновения этого сорта роз напоминает запутанный сюжет детективной истории.

В свое время были выведены необычные сорта розы центифолия с гвоздикоподобными и анемоновидными цветками, но позже они были утеряны. Интересно, что столепестная роза явилась родоначальницей удивительнейших созданий – Моховых роз, которые возникли в первой половине XVIII века в Голландии, Англии и Италии.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится полотно итальянского мастера XVII века Марио Нуцци «Купидон в цветах» («Putti aux fleurs»). (итал. putti, мн. ч. от putto – младенец; франц. putti – букв. амурчик), изображения мальчиков (обычно крылатых), излюбленный декоративный мотив в искусстве итальянского Возрождения, навеянный античными прообразами. На картине мы видим многообразие цветов, среди которых есть и роза столепестная. Также можно видеть и другие цветы: нарциссы, тюльпаны, гвоздики, гиацинты…

1974452.JPG
Марио Нуцци. Купидон в цветах. Италия, XVII век. Холст, масло. БСИИ ASG Инв.№ 04-0479

Стоит сказать, что художник неслучайно любил изображать цветы. Дело в том, что его отец, Систо Нуцци (Sisto Nuzzi), был представителем древнего купеческого рода, который в конце XVI века переехал из Умбрии в Рим, а затем обосновался в городке Пенна ин Теверина в провинции Терни, на границе с областью Лацио. Так уж случилось, что Систо Нуцци был заядлым любителем цветов и коллекционером, он собирал, разводил и даже селекционировал редкие растения, которые поставлял в самые знаменитые римские сады. Поэтому Марио с детства полюбил цветы, он помогал отцу их выращивать, с удовольствием составлял композиции букетов для продажи и также любил их рисовать. Биограф художника Леоне Пасколи писал: «в их доме было много ваз с цветами, которые очень радовали хозяев, поскольку каждый год они тратили немало времени на их выращивание».

Одной из особенностей художника было то, что Нуцци всегда писал только свежие цветы, которые постоянно обновлялись его слугами в мастерской. Марио никогда не писал увядших цветов с пожелтевшими листьями или опавшими лепестками. Другой особенностью было то, что художник любил изображать свои пышные букеты либо в старинных металлических вазах, либо в окружении с купидончиками.

В конце 1620-х Нуцци получил престижный заказ на иллюстрирование книги «De Florum Cultura», известной по своему английскому названию как «Книга цветов». Этот трактат был написан иезуитом Джованни Баттиста Феррари по заказу кардинала Франческо Барберини, который был не только заядлым коллекционером растений, но и племянником правящего Папы римского. Книга была издана в 1633 году, переведена на разные языки и вскоре стала «ботаническим бестселлером» в Европе, что послужило также популярности художника не только в Италии.

Имея прекрасную репутацию, художник, как пишут историки, еще при жизни был завален почестями. Очень быстро он приобрел именитых клиентов и покровителей. Заказы в его мастерскую приходили из правящих домов Рима, Флоренции и Турина. Его работы отправлялись в качестве ценных подарков в королевские Франции и Испании, где пышные букеты художника называли чудом. Среди клиентов и покровителей Нуцци были принц Агостино Киджи, князья семейства Колонна ди Палиано, семейство Роспилиози, Джованни Карло де Медичи и испанский посол, маркиз Дон Карлос Теодоли, который, как пишут историки, имел привычку платить натурой. Архивные документы говорят о том, что в 1658 году, например, Дон Карлос поручил своим секретарям отправить Нуцци в качестве платы за картины три рубина, а в 1660 году – десять баррелей марочного испанского вина.

А еще известно, например, что Марио писал цветы на нескольких картинах Маратти, одна из них – «Поклонение волхвов» находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Вместе с Маратти Нуцци также работал над росписью двух зеркал в палаццо Колонна в Риме. Художественная роспись зеркал и мебели была одной из разновидностей творчества Нуцци, кстати, очень востребованной в ту эпоху. Зеркальные росписи художника размещались в спальнях и гостиных королей и королев, принцев и кардиналов по всей Европе.

В 1647 или 1648 году художник официально поменял свое имя на Марио деи Фиори, под этим именем он зарегистрирован по адресу своего нового местожительства на улице Счастья. Красиво звучит - Via Felice (правда, ныне она переименована в улицу Систина).

Последние годы жизни Марио Нуцци провел в огромном особняке, купленном в центре Рима, рядом с известной Площадью Испании. Символично, что дом находился рядом с улицей Победы (Via Vittoria). Ныне улица, на которой жил художник, носит его имя. Судя по инвентаризации дома и имущества, составленной нотариусом после смерти художника, особняк состоял из 16 комнат, нескольких кладовых, большой кухни, конюшни и сада, в котором находились «двадцать два горшка апельсиновых деревьев из Севильи».

Цветочные гирлянды

Мода на цветы не стояла на месте и в живописи появилась новая тенденция – портреты и сюжеты в цветочных гирляндах. Со временем в цветочный натюрморт проникла идея "vanitas", подсказанная скоротечностью существования самого цветка. И в гирляндах, обрамлявших разнообразные евангельские сцены, представлявшие Христа, Мадонну или святых, цветы были наделены религиозным смыслом. Подобные произведения обычно предназначались для украшения католических храмов.

На полотне из Большого собрания изящных искусств ASG «Несение креста» итальянского художника Джованни Станчи слева изображен Иисус Христос, припавший к земле под тяжестью своей ноши, а справа – коленнопреклонная Вероника, вытершая пот с его лица своим платком, на котором чудесным образом запечатлелся лик Христа. Эта сцена заключена в восьмиугольник, обрамленный разнообразными цветами, среди которых есть розы, ирисы, вьюны, нарциссы, тюльпаны, лилии, подсолнухи, маки, анемоны. Последние, кстати, как раз и появились в Европе в XVII веке. Была даже особая примета - если прикрепить цветок анемона к одежде, то он убережет от всяких бед и болезней.

1974452.JPG
Джованни Станчи. Несение креста. Италия, XVII век. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 04-1758

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится картина фламандского живописца Франса Эйкенса «Дева Мария с младенцем». В центре – Дева Мария, на руках которой младенец Христос. В левой части – ангел, венчающий Иисуса венком из цветов. Овальная композиция обрамлена венком из цветов и фруктов. Современный зритель снова имеет прекрасную возможность полюбоваться на старинный сорт роз, изображенных вверху картины. Внизу же различные плоды: яблоки, груши, персики, абрикосы, сливы, лимон, виноград, вишня, инжир.

1974452.JPG
Франс Эйкенс. Дева Мария с младенцем. Фландрия, XVII век. Дерево, масло. БСИИ ASG. Инв.№ 04-2046

В Большом собрании изящных искусств ASG находится «Женский портрет в цветочной гирлянде» фламандской школы XVII века. На полотне изображена женщина в темном декольтированном платье, которая подпирает рукой голову. На заднем плане – пейзаж. Портрет заключен в овальную цветочную гирлянду, на которой изображены и старинные розы.

1974452.JPG
Женский портрет в цветочной гирлянде. Фламандская школа XVII век. Холст, масло. БСИИ ASG. Инв. № 01-1867

Тюльпанная лихорадка

В середине XVI века тюльпан, культивировавшийся до того в Иране и в Османской империи, проник в Западную Европу. Весной 1559 года в Аугсбурге зацвёл первый достоверно известный в западноевропейской истории тюльпан. А в 1562 году купцы впервые привезли луковицы тюльпана в Антверпен.

Луковицы тюльпанов привез в Европу известный фламандский ученый и дипломат Ожье Гислен де Бусбек посланнику австрийского короля Фердинанда I Габсбурга в Османской империи. В Вене цветы попали в заботливые руки директора императорского ботанического сада Карла Клузиуса. Он же ввел в садоводство пионы и гиацинты. Кроме того, этому ботанику Европа обязана распространением картофеля.

1974452.JPG
Якоб де Монте. Портрет Карла Клузиуса, профессора ботаники, миколога, основоположника голландской индустрии луковичных растений, центральная фигура в обширной европейской сети обмена растениями.

Ученый адаптировал восточные цветы к более прохладному европейскому климату. О его успехах узнали в Нидерландах — тюльпанами заинтересовался Лейденский университет. Клузиуса уговорили переехать из империи Габсбургов в молодую республику, недавно освободившуюся от тирании герцога Альба и объявившую о независимости от Испании. Клузиуса сделали почетным профессором и уговорили стать куратором университетского ботанического сада. В 1594 году ученый тайно вывез луковицы из Вены в Лейден, а по весне в «стране низин» расцвел первый тюльпан. В течение последующих 20 лет голландские ботаники вывели десятки новых сортов этого удивительного цветка.

1974452.JPG
Пестролепестные тюльпаны 1630-х годов. (Лист каталога тюльпанов из собрания Нидерландского историко-экономического собрания, предположительно 1630-е годы).

1974452.JPG
Пестролепестные тюльпаны 1630-х годов. 'Semper Augustus' (лист каталога тюльпанов из собрания Нидерландского историко-экономического собрания, предположительно 1630-е годы).

Например, сорта тюльпанов с остроконечными лепестками, которые впоследствии были безвозвратно утрачены, так как в XVIII веке уже доминировали сорта с округлыми лепестками. Такие тюльпаны мы можем видеть на полотне круга фламандского живописца XVII века Яна ван Кесселя Старшего «Женский портрет в гирлянде цветов» из Большого собрания изящных искусств ASG.

1974452.JPG
Ян ван Кессель Старший, круг. Женский портрет в гирлянде цветов. Фландрия, XVII век. БСИИ ASG Инв. № 04-2220

Тюльпаномания в Голландии захлестнула все слои общества. Приобретение тюльпанной луковицы было выгодной сделкой, ведь цены на них постоянно росли. Предприимчивые торговцы покупали рассаду в начале лета с тем, чтобы перепродать следующей весной, как раз в канун очередного сезона. Цветочные луковицы вышли на биржи Амстердама, Роттердама, Харлема и Лейдена. Главным центром торговли тюльпанами стала Харлемская биржа. Стоимость луковицы достигла к 1635 году 5500 флоринов (более 35 миллионов рублей в нынешних ценах). Самым дорогим сортом считался «Семпер Август». За луковицу «Тюлип Брассери» отдавали доходную пивоварню. Невеста с приданым в одну тюльпанную луковицу — отличная партия! А сколько существует подлинных исторических документальных свидетельств тюльпанного безумия! Кстати, в живописи даже возник особый жанр «портрет тюльпана»!

У Брейгеля Младшего даже есть картина «Аллегория на тюльпаноманию».

1974452.JPG
Ян Брейгель Младший. Аллегория тюльпаномании. Ок.1640 года

Любовь к деньгам увлекла голландцев. Цветы тюльпанов неожиданно получались разных колеров (окрасок), и новые экземпляры можно было продавать коллекционерам в другие страны по завышенной цене.

Не только садовники стали выращивать тюльпаны, но почти все жители Голландии: некоторые из желания обладать новым сортом в своей коллекции, но большая часть для того, чтобы разбогатеть. При этом продавали друг другу расписки на получение еще не выращенной луковицы невыведенного нового сорта. Эти расписки перепродавали друг другу. По рукам ходило до десяти миллионов «тюльпановых» расписок. За новые сорта тюльпанов с красивой или оригинальной окраской цветов платили огромные деньги, а при отсутствии их расплачивались вещами, продуктами, домами.

За луковицу «семпер августус» было заплачено 13 тысяч гульденов (гульден равен был двум рублям). За луковицу «вице король» заплатили двадцать четыре четверти пшеницы, сорок восемь четвертей ржи, четыре жирных быка, восемь свиней, двенадцать овец, две бочки вина, четыре бочки пива, две бочки масла, четыре пуда сыра, связку платья и один серебряный кубок. За луковицу третьего сорта давали карету и пару лошадей.

Сохранилась старинная гравюра, изображающая тюльпан «Гуда» белого цвета с красными разводами. Этот тюльпан стоил 1500 гульденов, что и обозначено на гравюре.

1974452.JPG
Старинная гравюра, изображающая тюльпан "Гуда". XVII век

В Амстердаме на улице Гоора долго сохранялась каменная плита, на которой было высечено, что стоявшие здесь два каменных дома были куплены в 1634 году за три луковицы тюльпана.

В результате безумного увлечения спекуляцией тюльпанами наступило разорение большей части голландских купцов и застой в торговле. Это вызвало издание закона, запрещавшего «биржевую игру» тюльпанами. Однако голландцы не прекратили разведения тюльпанов. Они продолжали интересоваться этим цветком и выводить всё новые и новые сорта. В истории известно большое празднество в городе Гаарлеме в 1673 году по случаю выведения тюльпана черного цвета. А. Дюма написал роман «Черный тюльпан», который посвящен этому событию.

Оказалось, как триста лет спустя писал Дарвин, тюльпаны, выращиваемые из семян на сухой и бедной почве, давали новые разновидности с пестрыми и пятнистыми цветами. На сильно удобренной почве получились тюльпаны нежной одноцветной окраски. Голландцы поливали землю растворами разных красок, желая получить различную окраску цветов, но безуспешно. Известны случаи сращивания половинок и четвертушек разных луковиц. Это была своего рода неосознанная вегетативная, гибридизация. Тогда еще не знали значения опыления и не умели производить скрещивание путем искусственного опыления. Но выращиваемые в большом количестве тюльпаны перекрестно опылялись насекомыми, и высеянные семена неожиданно давали новые разновидности цветов, луковицы которых и отбирали для продажи.

В Большом собрании изящных искусств ASG есть два прекрасных цветочных натюрморта, созданных фламандским мастером XVII века Гаспаром Петером II Вербрюггеном Младшим. Букеты цветов пленяют зрителя пышностью и многообразием видов, среди которых также есть и тюльпаны.

1974452.JPG
Гаспар Петер II Вербрюгген Младший. Цветочный натюрморт (парные композиции). Фландрия, XVII век. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 04-1765

1974452.JPG
Гаспар Петер II Вербрюгген Младший. Цветочный натюрморт (парные композиции). Фландрия, XVII век. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 04-1765

Алина ЕРШОВА
Список литературы:
Писарев Е.А. Розы. Энциклопедия. – М.: Эксмо, 2009. – 288 с.: ил.
Источники:
ru.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
www.sivatherium.narod.ru
lenta.ru
www.liveinternet.ru

Поделиться: