decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Шедевры вкуса

13.11.2014

В копилке шедевров мировой живописи хранится много картин на тему вкуса, пищи и ее приготовления, а также кухни, обедов, завтраков, в общем, всего, что связано с основной потребностью человека – с едой. Кулинарное искусство стало очень популярным в последнее время. И это может поспособствовать тому, что люди, мало интересующиеся искусством, проявят любопытство к «кулинарным» картинам и потянутся в музеи.

В европейской живописи барокко ярко проявлялись аллегорические композиции. Конечно, они появились намного раньше – еще во времена античности, но особенно были популярны в эпоху Возрождения. Художник, изображая фигуру или группу людей, различные предметы стремился выразить некую отвлеченную идею. Для мастера главными становились не собственно физиологическое изображение предмета, а его сущность, дух, изображение добродетелей и пороков. Одной из популярных аллегорических тем была передача пяти чувств человека: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Например, у знаменитого фламандского живописца Яна Брейгеля «Бархатного» есть «Аллегория обоняния» и «Аллегория вкуса», а у Теодора Ромбоутса «Аллегория пяти чувств».

1974452.JPG
Ян Брейгель "Бархатный" "Аллегория вкуса"

1974452.JPG
Ян Брейгель "Бархатный" "Аллегория осязания"

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится картина мастерской фламандского живописца Абрахама Янсенса «Аллегория осязания», хотя ее по праву можно переименовать в аллегорию «вкуса» На картине изображена женщина в откровенном декольте, которая сидит за столом, уставленным посудой с едой. Правой рукой она берет овощи с тарелки, а в левой руке держит бокал с вином. За ее плечом сидит обезьянка.

1974452.JPG
Абрахам Янсенс "Аллегория осязания"

Любопытно, что в средневековых рукописных книгах, в сборниках поучительных рассказов о реальных и фантастических животных, так называемых бестиариях, чувства ассоциировали с животными. Например, обезьяна - вкус, осязание – паук и черепаха, зрение – рысь или орел, слух – лань или олень, обоняние – собака или коршун. Если обратиться к аллегорическим образам на картинах западноевропейских художников XVII века, мы сможем увидеть, что осязание традиционно выражается в прикосновениях, например, матери и ребенка, мужчины и женщины, а вкус всегда сопровождается изображением еды. Конечно, мы не можем оспаривать общепринятую точку зрения на название данной картины. Кто знает, может быть, автор не был знаком со средневековыми аллегорическими образами животных, а еда у него ассоциировалась только с прикосновениями, но в любом случае, картина необычайно «аппетитная».

На полотнах кисти знаменитых художников персонажи часто завтракают и обедают. На скандальном полотне импрессиониста Эдуарда Мане «Завтрак на траве» изображены двое мужчин с обнаженной женщиной. Художник изобразил справа своего брата Густава и слева брата жены Фердинанда Леенхофа, а в образе женщины соединил черты своей постоянной натурщицы Викторины Меран и жены Сюзанны. Картина была не допущена на ежегодную художественную выставку в Парижский салон, но была все-таки выставлена в так называемом Салоне отверженных.

1974452.JPG
Эдуард Мане "Завтрак на траве"

В БСИИ ASG хранятся не такие скандальные, но шедевральные работы последователей фламандского живописца XVIII века Франса-Ксавьера Вербека. На картине «Обед» за круглым столом, накрытом голубоватой скатертью, сидят несколько мужчин и две женщины. Около стола – собака, которая что-то ест. На столе столовые приборы, хлеб и омар.

В центре картины «Банкет» изображен сервированный стол, за которым собралась группа людей. На столе блюдо с курицей, рядом – хлеб. Все очень жизненное - даже скатерть кажется запачканной пищей. На полу расставлена красивая кухонная утварь. На заднем плане есть еще один стол и люди, читающие за ним газету. Но создается ощущение, что это картина в картине, может быть из-за того, что изображение на заднем плане находится на постаменте.

1974452.JPG
Франс-Ксавье Вербек "Обед"

1974452.JPG
Франс-Ксавье Вербек "Банкет"

Конечно, художники не могли пройти мимо места, где готовится пища. Картин с изображением кухни, в основном жанрового характера, достаточно много. Например, картины известнейшего французского художника XVIII века Жана Батиста Симеона Шардена, который прославился своими натюрмортами и жанровой живописью. Шарден продолжал традиции голландских и фламандских мастеров XVII века. Обогатив их традиции натюрморта и бытового жанра, он внес в свое творчество оттенок изящества и естественности.

1974452.JPG
Ж.- Б. Шарден "Кухарка, моющая посуду"

1974452.JPG
Ж.- Б. Шарден "Кухарка, чистящая брюкву"

В БСИИ ASG хранится работа голландского мастера XVII века Хедрика-Мартенса Сорга «На кухне», где изображена женщина, которая моет посуду. Ее окружают предметы кухонной утвари. Также в комнате присутствуют кошка, собака и корова.

1974452.JPG
Хедрик-Мартенс Сорг  "На кухне"

Картина фламандской мастерской Лукаса ван Фалькенборха «Сцена на кухне» из БСИИ ASG акцентирует внимание не столько на самой кухне, сколько на том, что там происходит. Мужчина с хитрым взглядом на картине обнимает за плечи женщину, которая выглядит уставшей. Перед персонажами картины стол, заваленный овощами. На заднем плане – красивый пейзаж, деревья, храм с колокольней и всадник на белом коне. Что это? Просто картина на стене или вид из окна кухни? Каждый видит то, что хочет видеть...

1974452.JPG
Лукас ван Фалькеборх "Сцена на кухне"

Алина ЕРШОВА

Поделиться: