decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

«Настоящий институт…» - МИА посетили гости из двух столиц

20.10.2020

15-16 октября Международный институт антиквариата принимал именитых гостей – сотрудников Государственного Эрмитажа и историка моды Александра Васильева с участниками его выездной школы.

Международный институт антиквариата практически со дня основания сотрудничает с Государственным Эрмитажем, участвуя в научных конференциях, «круглых столах» по актуальным проблемам музейного дела, но посещение Выставочного центра МИА его сотрудниками произошло впервые. Гости с интересом ознакомились с постоянной экспозицией, высоко оценили каталоги коллекций Большого собрания изящных искусств ASG и журнал «Мир искусств». Они отметили, что благодаря порталу музея в курсе всех событий МИА, которые включают не только реставрацию и атрибуцию, но и популяризацию собрания. <

ап.png
Запись в Книге почетных гостей


Буквально на следующий день Выставочный центр МИА действительно напоминал аудиторию института, где для сотрудников, друзей и волонтеров музея состоялась лекция знаменитого историка моды Александра Васильева. Знакомясь с экспонатами постоянной экспозиции Выставочного центра, маэстро щедро делился знаниями по самым разным темам, связанным с искусством, коллекционированием, антикварным рынком и т.д. Увлечение антиквариатом на сегодняшний день, отметил А. Васильев, становится все более редким именно потому, что человечество растет в буквальном смысле. Мужчина ростом 185-198 см, глядя на прекрасные вещи, которые выставлены здесь, скажет, что эта мебель скорее детская, а для человека XVIII века она была впору. Кроме того, изысканный вкус неотделим от изысканных манер, которые воспитываются с детских лет, современная же российская семья не готова растить принца, хотя девочку всегда растят принцессой. И в этом главная проблема России: сына хотят видеть хулиганом и спортсменом, а девочку - принцессой, и когда они встречаются, они не находят ничего общего. Снижение интереса к антиквариату - мировой процесс, и сейчас в Париже старину продают просто за бесценок, вот такие роскошные комоды, как здесь, уходят за тысячу евро. А у нас они оцениваются в пять миллионов, и это нормально, потому что их надо отреставрировать, до этого «растаможить», привезти сюда. «Я как владелец картинной галереи знаю, что купить произведение ты можешь за две тысячи евро, но когда расчистишь и видишь, что там за подпись, то понимаешь, что новая стоимость его – полмиллиона, но это уже наша, коллекционеров, работа и заработок» - подчеркнул историк и искусствовед. За что коллекционерам и антикварам платят? За хороший вкус,! За знания, умения, а не за то, что они переместили комод из одного места в другое. Но прогноз эксперта заключается в том, что цены будут снижаться все больше, потому что главные покупатели сейчас – выходцы из мусульманского мира. Они не любят старые европейские вещи. Ортодоксальные мусульмане из Эмиратов, Саудовской Аравии считают недопустимым иметь предметы, которых касалась рука неверного. И они заказывают точную копию понравившейся им вещи в Италии, Китае, Вьетнаме. В этом А. Васильев видит скорую большую драму: куча дешевого антиквариата и растущие цены на золото в слитках, бриллианты и почему-то старинные костюмы. Если раньше он мог уложиться в 10 тысяч евро, чтобы купить понравившиеся вещи, то сейчас – только в 100 тысяч, огромные деньги! Антиквариат ожидают непростые времена, в России пока есть интерес к этому, но тоже нельзя сказать, что падение цен на нефть не изменило ситуацию. «Я отдаю должное вкусу человека, его стараниям, благодаря которым возникла эта великолепная коллекция. Ее особенность в том, что она сформирована в эстетике замка, все, что здесь собрано, формирует интерьер не квартиры, не буржуазного дома, а замка: большие аллегорические полотна, не очень близкие нам по культуре, достаточно вальяжная мебель, много бронзы, позолоты, часов… И это прекрасно, просто это эстетика западноевропейская, скорее французская, что вовсе не означает, что она нам неинтересна. Я поздравляю вашего коллекционера с прекрасной коллекцией!» - заключил эксперт.

вапв.jpg
«Я поздравляю владельца, коллекция великолепна и очень впечатляет, взять
хотя бы вот этот рояль времен Шопена и Жорж Санд…»


Все, что касается аллегорической библейской живописи, современные французы не любят, продолжил Александр Васильев. Они ищут то, что вы не собираете, - живопись XX века в духе Дюфи, Кокто, Синьяка, им нравится все, что имеет отношение к французским постимпрессионаистам, парижской школе… Живопись XVII века, особенно если она итальянская, для них чужая. Я же обожаю все это и считаю, что вы создали великолепный музей. Мне нравятся практически все вещи, и особенно их реставрация, я в восторге! Понимаю, что это - предмет гордости владельца, в том числе и потому, какие средства сюда вложены. У меня только возник вопрос, вы сказали, что у вас сопоставимая с Эрмитажем по числу предметов коллекция мебели, а к чему вам столько?

Безымянный.png1.png
Отвечая на вопрос, с какой целью собрана столь внушительная
коллекция мебели, гостю рассказали о проекте восстановления ASG
исторических зданий, многие из которых связаны с выдающимися деятелями
отечественной культуры, в частности, Львом Толстым, и презентовали
путеводитель «Душа Толстого до сих пор гостит в Казани»,
разработанный волонтером МИА ученицей 5А класса гимназии № 3 Амалией
Хайруллиной

апап.jpg
«Изысканный вкус требует изысканных манер»


В перерыве двухчасового визита Александр Васильев дал эксклюзивное блиц-интервью для журнала «Мир искусств».

- Уважаемый Александр Александрович, вопрос от нашего волонтера Амалии, есть ли в вашей знаменитой коллекции платьев детские?

- Нет.

- Потому что не существовала детской моды как таковой, детей одевали как маленьких взрослых?

- Детская мода существовала всегда, иногда их действительно одевали, как взрослых, а с XVIII века, наоборот, как детей.

- Вам приходилось восстанавливать исторические интерьеры?

- Все время и часто, в том числе в собственных домах.

- Вы руководствовались интуицией или иконографией?

-Только знаниями, основанными на происхождении, воспитании и образовании.

- Когда мы смотрим на картины старых мастеров, видим меняющиеся костюмы; что первично – изменение архитектуры, интерьера, одежды?

- Изменение вкусов общества, мода – зеркало истории. Например, в наши дни моден унисекс, чтобы сократить рождаемость, чтобы женщины не выглядели привлекательными для мужчин, и наоборот.

- Но человек может не принимать этого, поскольку мода стала более демократичной, тогда как в моем детстве все без исключения носили мини…

- А теперь все носят рваные джинсы. У Вас есть рваные джинсы?

- Нет.

- А почему? Вы разве – не модница? Амалия, у тебя есть рваные джинсы? Есть, вот видите. С 90-х годов прошлого века нищета были возведены в культ и до сих пор это держится.

- Расскажите, пожалуйста, о своей премии «Лилия Александра Васильева»

- Эта премия присуждается за лучшие достижения в интерьерном искусстве. Вы хотите, чтобы мы присудили ее вашему музею?

- Можем номинироваться?

- Еще как! Я не ожидал этого интервью, большое спасибо!





Светлана БОРОДИНА

Поделиться: