decor
Следите за нашими новостями

ПОРТРЕТ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА

06.07.2018

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится портрет, атрибутированный французскими экспертами как работа Жана де Труа «Портрет дамы с золотой диадемой». Жан де Труа был сыном и учеником художника Антуана де Труа и отцом и первым учителем своего более знаменитого сына – Жана-Франсуа. Авторство произведений младших де Труа не всегда четко разделялось, что делает предположение о том, что портрет из БСИИ принадлежит кисти Жана-Франсуа, более основательным.

1843
Труа, Франсуа де
Портрет дамы с золотой диадемой
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 99х80 см
БСИИ ASG, инв. №01-1843


На портрете изображена молодая прелестная женщина, одетая с изысканной простотой: сиреневое шелковое платье отделано только золотым шитьем по краю декольте и запястьям, красную робу, надетую поверх платья, украшает серебряная тесьма, служащая застежкой и подхватами для рукавов. Пышные волосы пепельного оттенка подняты над красивым чистым лбом, высокую без вычурности прическу завершает золотая диадема. Это единственное украшение молодой женщины: на ней нет ни колец, ни браслетов, ни даже серег. Ничто не способно отвлечь зрителя от ее красивого печального лица с большими темными глазами, которые она отвела, дабы тревога, спрятавшаяся в них, не выплеснулась на собеседника.

В Государственном Эрмитаже находится портрет кисти Жана-Франсуа де Труа «Портрет жены художника Жанны де Труа». Датой его создания считается 1704 год, в Эрмитаж картина поступила в 1772 году из Парижа, ее приобрели у Л.-А. Кроза, барона де Тьера.


Жанна252
Труа, Жан-Франсуа де
Портрет жены художника Жанны де Труа (ок. 1704 г.)
Холст, масло, 103х78,5 см
Государственный Эрмитаж


У изображенных отцом (?) и сыном де Труа женщин присутствуют очевидные черты портретного сходства: овал лица, красивый аристократической формы нос, волевой подбородок, очертание губ, ямочки в уголках рта и даже линии ложбинки над верхней губой. Так же обильны пышные волосы, и та же линия их роста с выступающим, «вдовьим», мыском. А заострившийся нос, пергаментного оттенка кожа, лихорадочный румянец и ввалившиеся глазницы – это то, чего не было прежде. При этом мы не можем списать эти утраты на время, поскольку женщина молода, о чем свидетельствуют ее стройная без примет увядания шея и красивые нежные руки, просто источена болезнью. Да и дошедшие до нас биографические сведения говорят, что Жанна де Труа не дожила до старости.

Таким образом, можно с достаточной уверенностью утверждать, что на портрете из БСИИ изображена Жанна де Труа, а вопрос, написал ее муж или свекор, остается открытым. В пользу Жана-Франсуа свидетельствуют не только их семейные отношения, но и сама композиция картины: модель на глухом темном фоне, освещенная мягким, льющимся откуда-то снизу светом, смотрит в сторону, слегка отвернув лицо от зрителя.


Жан253
Труа, Жан-Франсуа де
Автопортрет (1696)
Холст, масло
Галерея Уффици, Флоренция


Жан-Франсуа́ де Труа́ (1679-1752) – потомственный художник, чей расцвет творчества пришелся на период рококо. В двадцать лет он участвовал в конкурсе на римскую премию и, не удостоившись её, отправился в Италию за отцовский счет, где потом все же получал королевскую стипендию в течение четырёх лет. В Италии де Труа прожил с 1699 по 1706 год, сначала в Риме, где ему предоставили комнату во Французской академии, а затем совершил путешествие по северу страны. Большое впечатление произвели на него картины великих венецианских художников – Веронезе и Тинторетто.

По возвращении в Париж его ждала успешная административно-творческая карьера: в 1708 году Жан-Франсуа, конечно, не без небольшой помощи отца, который был тогда ее директором, принят в члены Академии за картину «Аполлон и Диана, поражающие стрелами детей Ниобеи» (Монпелье, музей Фабра). В 1719 году младший де Труа занял в ней должность профессора, в 1737 году стал исполнять почетные обязанности королевского секретаря, а год спустя возглавил Французскую академию в Риме, где и прожил всю оставшуюся жизнь, став почетным членом Римской академии Святого Луки.

Жан-Франсуа де Труа пользовался репутацией отличного художника в не меньшей степени, чем его отец. Свежесть и свобода эскизов, легкий виртуозный мазок, живая фантазия и композиционное мастерство ставят его в ряд выдающихся живописцев. Де Труа писал множество крупных и небольших картин практически во всех жанрах для церкви, дворцов и частных заказчиков. Однако лёгкость, с какой давалась ему композиция, виртуозная техника и светский рассеянный образ жизни мешали ему строго обдумывать изображаемые сцены и четко следовать замыслу. В картинах де Труа изящные и объединенные в эффектные мизансцены фигуры всегда имеют более условный, чем истинно-жизненный характер; колорит их ярок и гармоничен, но также далек от естественности.

Следуя легкомысленным нравам эпохи, де Труа часто обращался в своем творчестве к теме женской наготы, подбирая подходящий для этого мифологический, библейский или галантный сюжет.


Сусанна254
Труа, Жан-Франсуа де
Сусанна и старцы (1715)
Холст, масло, 74х91 см
ГМИИ им. А.С. Пушкина


Стиль де Труа отвечал художественным предпочтениям не только королевского двора, но в ещё большей степени новой клиентуры для искусства во Франции: успешным банкирам и финансистам, представлявшим могущественный буржуазный класс. Его картины также отразили развивающийся вкус новой чувственности, утвердившейся во второй половине XVII века в философии свободы и воплощенной не только в живописи, но и в изящной словесности, например, «Опасных связях» Шодерло де Лакло.

Самым важным заказчиком де Труа был король. Так, в Версале он написал десюдепорт для комнаты королевы (1734), участвовал в создании серии из девяти сцен «Экзотической охоты», заказанной в 1736 для Малых апартаментов короля. В 1737 году для столовой он написал одну из самых известных своих картин «Обед с устрицами»; вместе с находящейся уже там картиной Никола Ланкре она должна была составить парную композицию.


Обед255
Труа, Жан-Франсуа де
Обед с устрицами (1735)
Холст, масло
Музей Конде, Шантийи


В роскошном интерьере в стиле рококо собралось избранное мужское общество: аристократы и сановники лакомятся щедро поданными на стол устрицами и шампанским. Полная, в отсутствии дам, свобода позволяет им игнорировать светские условности в сервировке, манерах и шутках. Раковинами из-под устриц завален мозаичный пол, слуги то и дело подают на стол все новые и новые дюжины моллюсков на серебряных блюдах.

Богатый колорит де Труа, на стиль которого оказали влияние работы Тициана и Рубенса, а также виртуозное воплощение тонко подмеченных деталей, вроде булки с поджаристой корочкой на столе, корзин с устрицами на переднем плане, бутылок, охлаждаемых во льду, яркого блеска серебра и тусклого мерцания перламутра вскрытых раковин, сообщают изображенной сцене характер пиршества в античном духе.

Жан-Франсуа де Труа был также и отличным декоратором, в ожидании более крупных заказов он предложил картоны для мануфактуры Гобеленов. В 1736 были выполнены семь эскизов «История Эсфири», они легли в основу картонов (Париж, Лувр), созданных художником в Париже, а затем в Риме в 1737-1740 годах. Эта серия имела огромный успех (в частности, «Триумф Мардохея») и стала замечательным образцом искусства де Труа. Большие театральные композиции, иногда несколько пустынные и упрощенные, но виртуозно исполненные, близки по колориту Ван Дейку, а помпезностью и динамизмом напоминают Рубенса.


Триумф256
Труа, Жан-Франсуа де. Триумф Мардохея (одна из семи картин по
библейским мотивам o персонаже Ветхого Завета из Книги Эсфирь)


Успех этих работ был ошеломителен, шпалеры были вытканы восемь раз в течение века, о сюжете и мастерстве исполнения композиции с обилием анекдотических деталей и колорите высоко отзывался Дени Дидро. Удача с этой серией картонов для шпалер побудила художника к созданию новой: в 1743 году он отправил в Париж семь эскизов, изображающих «Историю Ясона и Медеи», которые были с интересом встречены критикой. Сильно отличающиеся от первоначального замысла, они были исполнены в 1743-1746 годах и выставлены в Салоне в 1748 году. Но прием их оказался прохладным, либо потому, что роскошные композиции уже вышли из моды, либо фантазия художника истощилась.

Жан-Франсуа де Труа был любим публикой и как знаток и выразитель светских манер и модных забав. Сцены изящной аристократической повседневности, которые он писал в Париже в период с 1725 по 1738 годы, изображают модных людей своего времени в роскошных интерьерах и парках, занятых карточными играми, галантными ухаживаниями или откровенным флиртом. В сравнении с большими мастерами исполнения подобных сцен – Ватто, Ланкре, малых голландцев XVII века, композиции де Труа отличаются детальным изображением одежды и обстановки, костюм главных действующих лиц всегда раскрывает их высокий социальный статус. Так поступает и Жозеф Авед – лучший портретист Парижа, создавая в 1734 году портрет де Труа в расшитом золотом камзоле королевского секретаря с орденской лентой через плечо.


Авед257
Авед, Джозеф (1702-1766)
Портрет Жана-Франсуа де Труа (1734)
Холст, масло, 130х97см
Версаль


Итак, после смерти Никола Флейгельса, в 1737 году де Труа становится директором Французской академии в Риме, тесно общаясь с членами высшего социального круга Рима и продолжая тот же роскошный образ жизни, к которому привык в Париже.

К прежней милости – должности королевского секретаря – де Труа получает еще одно отличие – орден Святого Михаила, с ним он запечатлел себя на автопортрете 1841 года.


Орден258
Труа, Жан-Франсуа де
Автопортрет с орденом Святого Михаила (1841)


Орден служил знаком особой королевской милости, для его получения надо было иметь дворянское происхождение и незапятнанную честь. Кавалеры первого класса, как де Труа, носили знак ордена – восьмиконечного креста с каймой из белой эмали - на широкой ленте черного цвета через правое плечо.

Де Труа был замечательным педагогом, ученики, самый известный из которых Жозеф-Мари Вьен, его обожали за то, что он предоставлял им полную свободу творчества.

Жана-Франсуа де Труа периода 1730-1740-х годов вполне можно было бы назвать баловнем судьбы, сумевшим оправиться от трагедии молодости – смерти жены Жанны де Труа и семерых детей во младенчестве. Однако горьким оказался и последний период его жизни: де Труа поссорился с маркизом де Мариньи – братом могущественной маркизы Помпадур, курировавшим вопросы казенного строительства и архитектуры, меценатом – и впал в немилость сильных мира сего. Художника сместили с поста директора Французской академии в Риме, в 1751 году эту должность занял Натуар. Живопись де Труа перестала пользоваться популярностью у публики. Но непосредственной причиной развязки этой трагедии считается получение известия о необходимости вернуться во Францию, при этом возлюбленная де Труа должна была остаться в Италии. Художник не смог перенести этот удар и скончался 24 января 1752 года.

Жертва интриг и неоклассицистической реакции, де Труа, однако, по-прежнему считается одним из крупнейших живописцев XVIII века, отличающихся мастерством интерпретации в своих произведениях достижений фламандских и венецианских мастеров, фантазией, виртуозной техникой и разнообразной палитрой.



Светлана БОРОДИНА

Источники:
wikipedia.org
smallbay.ru
wikipedia.org
bibliotekar.ru

Поделиться: